Interested Article - Двойные ноты

Двойные ноты ( итал. doppia corda , нем. Doppelgriff , англ. double stop ) — приём игры на струнных смычковых инструментах, суть которого сводится к одновременному взятию двух, трёх или четырёх звуков на разных струнах в одновременности. Двойные ноты наиболее интенсивно применялись в эпоху барокко (Б. Марини, Г. И. Ф. фон Бибер, А. Корелли, И. С. Бах и многие др. композиторы), их применение нередко было связано с использованием скордатуры . Начиная со второй половины XIX века применение двойных нот является стандартным требованием техники игры на скрипке, виолончели и других академических смычковых инструментах.

Краткая характеристика

Чакона из Второй партиты Баха — широко известное скрипичное сочинение с использованием техники двойных нот (факсимиле рукописи, фрагмент). Несмотря на отсутствие прямых авторских указаний, трёх- и четырёхзвучные аккорды Партиты всегда исполняются арпеджированно

Используемые на современных инструментах материалы для смычка и струн и сама конструкция инструментов практически не позволяют исполнителю брать одновременно более двух звуков одновременно, то есть, без какого-либо арпеджирования созвучия. На некоторых ренессансных и раннебарочных струнных смычковых (например, на лире да браччо ) инструментах благодаря пологой подставке неарпеджированное взятие трёхзвучных аккордов реализуется с большей лёгкостью и свободой .

Первые известные образцы нотированных двойных и тройных нот относятся к первой половине XVII века — это «Причудливое каприччио» ( Capriccio stravagante ) Карло Фарины (в сборнике 1627) и целый ряд пьес из сборника скрипичной музыки op. 8 (публикация 1629, окончание сочинения 1626) Бьяджо Марини — Соната № 4 per sonar con due cordi , Соната № 2 d'inventione , «Каприччио на манер лиры» ( Capriccio a modo di lira ) и др. Самый известный у исполнителей пример двойных (и более) нот — Чакона из Второй партиты для скрипки соло И. С. Баха , BWV 1004 (1717—1720; см. иллюстрацию). Примеров двойных нот много и в музыке эпохи романтизма, особенно в репертуаре скрипачей-виртуозов (например, см. Каприсы Н. Паганини). Двойные и тройные ноты встречаются в музыке XX века, например, в части Petite concert из « Истории солдата » И. Ф. Стравинского, в виолончельной сонате (op. 8) З. Кодая, в виолончельном концерте Э. Элгара и др.

Примечания

  1. Голдобин Д. // Большая российская энциклопедия (2010). от 12 июля 2018 на Wayback Machine .

Литература

Источник —

Same as Двойные ноты