Interested Article - Пропоста и риспоста
- 2020-02-10
- 2
Пропо́ста и риспо́ста (от итал. proposta , «предложение» и итал. risposta , «ответ») — названия в музыке полифонического склада . После изложения темы в пропосте, она повторяется ( «имитируется» ) в одной или нескольких риспостах. В русском языке термины обычно употребляются при описании канона , редко — для простой (неканонической) имитации. Вождь (перевод лат. dux ) и спутник (перевод лат. comes ) в фуге функционально — те же пропоста и риспоста.
Пропоста
Пропоста (иногда используется сокращение «P») — это голос, который впервые излагает тему, а также начинает канон. Интервал, разделяющий пропосту и появление риспосты, называется интервалом вступления голосов; соотношение их во времени определяется расстоянием вступления .
Риспоста
Риспоста (иногда используется сокращение «R») — голос, воспроизводящий тему, изложенную в пропосте. Здесь используются все обычные приёмы полифонического преобразования темы: обращение , увеличение, уменьшение, ракоход . С появлением серийной техники появились и более сложные преобразования, изменяющие интервальное и ритмическое строение пропосты ( В. П. Фраёнов приводит пример ричеркаров в «Кантате на стихи неизвестных английских поэтов XV—XVI вв.» И. Ф. Стравинского ).
Примеры пропосты и риспосты
В фуге
В фуге пропосту принято называть темой , а риспосту — ответом , который является имитацией темы в тональности доминанты. Ответы бывают двух видов: тональный и реальный. Реальный ответ представляет собой точную имитацию темы:
Тональный ответ содержит какие-либо интервальные изменения в имитируемой теме. Это связано с началом самой темы: если, к примеру, она начинается с I ступени или со скачка I—V, то ответ обязан разыграть обратную комбинацию: начаться с V ступени или со скачка V—I. Или наоборот:
В других формах полифонической музыки
Помимо канона и фуги, принцип пропоста-риспоста можно наблюдать и в других полифонических формах, таких как месса , ричеркар , инвенция , качча , мотет , мадригал .
Также идея темы и её имитации может использоваться композиторами и за пределами вышеозначенных форм (А. Скрябин - Соната для фортепиано № 4, III ч., тт.84-92: тема и её обращение).
См. также
Литература
- Фраёнов В. П. Пропоста // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша . — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. — Т. 4.
- Фраёнов Б. П. Риспоста // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. — Т. 4.
|
Это
заготовка статьи
по
теории музыки
. Помогите Википедии, дополнив её.
|
- 2020-02-10
- 2