Барабанные рудименты
— специальные приёмы игры, используемые барабанщиками для тренировки и непосредственно в игре. Представляют собой определённые последовательности различных аппликатур.
В стандартном списке N.A.R.D. (National Association of Rudimental Drummers) рудиментов насчитывается 26, в более поздней расширенной версии PAS (Percussive Arts Society) их уже 40.
Постоянная отработка барабанных рудиментов является основой формирования базовых основ и развития техники. Эти упражнения позволяют натренировать мышечную память и добиться точности в передаче ритмической структуры
. Некоторые барабанщики считают, что рудименты являются лишь вспомогательным средством для самовыражения, мышления и поиска собственных решений
. Другие же барабанщики строят практически всё своё исполнение исключительно на базе расширенного набора рудиментов, например,
Билли Кобэм
(
англ.
Billy Cobham
).
Можно сказать, что рудименты для барабанщика — это то же самое, что гаммы и арпеджио для пианиста. Не упражняясь в гаммах, профессиональным пианистом стать невозможно, так же и профессиональным барабанщиком стать без умения мастерски исполнять рудименты крайне затруднительно.
Джоджо Майер
:
Работа диджеем помогла мне понять, что рудименты помогают, но я не думаю, что вам их необходимо знать. Ударные — это не религия, не Библия. Это свобода, мышление и поиск собственных решений.
Пример барабанного рудимента — барабанная дробь, представляющая собой поочерёдные удары. Также к самым известным рудиментам относится двоичная дробь (
англ.
double-stroke roll
), представляющая собой последовательное чередование двух ударов одной рукой и двух ударов другой рукой.
Классификация рудиментов
Следует отметить, что у некоторых рудиментов названия на русском не устоялись, в специальной литературе и видеошколах используются англоязычные названия, в общении — сленговые (единички, двойки, триольки…).
Дроби (Rolls)
-
Дробь одиночными ударами (Single Stroke Roll)
-
Дробь триолями (Triple Stroke Roll)
-
Четырёхударная дробь (Single Stroke Four)
-
Семиударная дробь (Single Stroke Seven)
Дробь с отскоком (Multiple bounce roll)
-
Дробь без определённого количества отскоков (Multiple Bounce Roll). Также известна под названием The Press Roll (прижимная дробь) и представляет собой, пожалуй, самый простой с точки зрения сложности исполнения рудимент, однако очень сильно напрягает мышцы рук. Большинство маршевых барабанщиков, особенно непрофессионалов, предпочитает играть дроби именно этим способом.
-
Дроби с определённым количеством отскоков после удара каждой рукой, например: 3 отскока, 4 отскока — любимое упражнение Дэйва Вэкла, 6 отскоков — любимое упражнение Джо Морелло и т. д.
Дробь двойными ударами (Double stroke roll)
Эти дроби состоят из поочерёдных двойных ударов. При этом такой техникой можно не только играть непрерывную длинную дробь, но и исполнять дроби с определённым количеством ударов, например, девятиударные, пятнадцатиударные и т. д. (дроби именно таких «необычных» размерностей часто встречаются в классических партитурах).
Двоичные дроби могут исполняться как открытым (Open), так и закрытым (Closed) способом.
При исполнении открытым способом акцент делается на каждую вторую ноту двойки, что не каждому позволяет исполнять эту дробь с максимальной скоростью и является прекрасным упраженением для рук барабанщика.
Закрытый же способ исполнения подразумевает в идеале абсолютно равномерное звучание всех ударов (добиться этого очень непросто).
Парадидлы
Парадидлы (название иллюстрирует ритм: каждый слог — удар, «-ди-» и «-дл» — одной и той же рукой) состоят из отрезков по четыре ноты, со смешанными двойными и одиночными ударами каждой рукой. (ПЛПП ЛПЛЛ). При последовательном исполнении парадидлов, первый удар приходится поочерёдно на правую и левую руку.
-
Одиночный парадидл
-
Двойной парадидл
-
Тройной парадидл
-
Парадидл-дидл
Этот приём заключается в коротком и негромком «предударе»,
украшающем
основной звук.
-
Форшлаги (попеременное исполнение форшлагов с разных рук)
-
Дроби с форшлагами
-
Парадидлы с форшлагами
-
Пата-фла-фла (Pataflafla) (дробь из 4 ударов с форшлагами на 1-м и 4-м)
-
Swiss Army Triplet — триоли с форшлагом на 1 ударе.
Двойной форшлаг (Drag)
Аналогичен обычному форшлагу, но содержит 2 предудара.
История барабанных рудиментов
У барабанных рудиментов богатая история, тесно связанная с развитием малого барабана (
англ.
snare drum
), который ранее назывался сайд-драм (
англ.
side drum
— то есть, «барабан, носимый на боку») или просто — милитари-барабан (
англ.
military
— военный).
Существует легенда, согласно которой, однажды, примерно в
XVIII веке
, один из английских королей удивился, что барабанщики королевской армии все играют по-разному и приказал им всем играть одинаково: так и вынуждены были английские барабанщики разработать систему рудиментов. Но документального подтверждения этому нет. Факты же говорят следующее:
-
В
1588
г. была издана книга «Оркестрография» Туано Арбо (Thoinot Arbeau) из Диона (Франция). В ней Арбо описал «Швейцарский удар» (Swiss Stroke) и «Швейцарский стремительный удар» (Swiss Storm Stroke). Эти удары были представлены в различных комбинациях, однако аппликатура для них не указывалась.
-
К
1778
г., когда барабаны уже хорошо были интегрированы в военную систему, барон
Фридрих фон Штойбен
(Friedrich von Steuben) из
Филадельфии
написал руководство по использованию барабанов, через сигналы (ритмы) которого должны были отдаваться соответствующие приказы.
-
Первым человеком, употребившим термин «рудимент», был Чарльз Стюарт Эшворт (Charles Stewart Ashworth). В
1812
г. Чарльз Стюарт Эшворт опубликовал своё учебное пособие «Новая, полезная и полная система игры на барабанах», где использовал этот термин, чтобы классифицировать группу барабанных рудиментов. Себя же он позиционировал (и по праву таковым считается) как отца рудиментальной теории.
-
В
1886
г. руководитель оркестра морской пехоты США,
Джон Филипп Суза
(John Philip Sousa), написал свою
дидактическую
работу «Trumpet and Drum» — книга инструкций для полевой
трубы
и барабана. Будучи пособием для военных барабанщиков, она также получила и широкое распространение в среде гражданских, так как содержала полный по тем временам набор рудиментов.
-
С
1933
г. берёт своё начало Национальная ассоциация рудиментальных барабанщиков (
, сокр. NARD). Эта организация была создана для продвижения рудиментов и внедрения их в систему обучения. NARD приняла решение о позиционировании 26 основных рудиментов, поделённых на две таблицы, в каждую из которых входило по 13 рудиментов.
-
Ныне NARD не активна. На сегодняшний день всеми вопросами, касающимися рудиментов, занимается
(
, сокр. PAS). К основному, исторически сложившемуся перечню из 26 рудиментов, PAS добавила ещё 14, что в целом составляет 40 рудиментов. Откорректированы некоторые названия рудиментов и разделены на четыре группы: роллы, диддлы, флэмы, дрэги.
Таблица барабанных рудиментов ассоциации NARD
Нужно заметить, что при обучении рудименты изучаются вовсе не в том порядке, в каком они представлены в официальной таблице.
(в скобках даны
устоявшиеся
, во всяком случае среди профессионалов, русскоязычные термины)
-
The 13 Essential Rudiments (required for N.A.R.D. membership) — 13 основных рудиментов (владение которыми необходимо для вступления в N.A.R.D.)
-
The Long Roll (двоичная дробь (с акцентом на вторых ударах двоек))
-
The Five Stroke Roll (пятиударная дробь)
-
The Seven Stroke Roll (семиударная дробь)
-
The Flam (флэм, одиночный форшлаг)
-
The Flam Accent (флэм-акцент)
-
The Flam Paradiddle (флэм-парадидл)
-
The Flamacue (флэмэк)
-
The Ruff (рафф, форшлаг из двух нот)
-
The Single Drag (сингл-дрэг)
-
The Double Drag (дабл-дрэг)
-
The Double Paradiddle (двойной парадидл)
-
The Single Ratamacue (сингл-рэтэмэк)
-
The Triple Ratamacue (тройной рэтэмэк)
Все рудименты из этого списка должны исполняться как в открытом (Open), так и в закрытом (Close) вариантах.
-
The 13 Rudiments to Complete the 26 Standard American Drum Rudiments — Дополнительные 13 рудиментов, в сочетании с предыдущими 13-ю составляющие Американский стандарт барабанных рудиментов
-
The Single Stroke Roll (одиночная дробь)
-
The Nine Stroke Roll (девятиударная дробь)
-
The Ten Stroke Roll (десятиударная дробь)
-
The Eleven Stroke Roll (одиннадцатиударная дробь)
-
The Thirteen Stroke Roll (тринадцатиударная дробь)
-
The Fifteen Stroke Roll (пятнадцатиударная дробь)
-
The Flam Tap (флэм-тэп)
-
The Single Paradiddle (парадидл)
-
The Drag Paradiddle #1 (дрэг-парадидл № 1)
-
The Drag Paradiddle #2 (дрэг-парадидл № 2)
-
The Flam Paradiddle-Diddle (флэм-парадидл-дидл)
-
Lesson 25 (Урок 25 или Рэтэтэп)
-
The Double Ratamacue (двойной рэтэмэк)
Таблица барабанных рудиментов сообщества PAS
Нужно заметить, что при обучении рудименты изучаются вовсе не в том порядке, в каком они представлены в официальной таблице.
(в скобках даны
устоявшиеся
, во всяком случае среди профессионалов, русскоязычные термины)
-
Roll Rudiments (дробные рудименты)
1 — 15
-
Diddle Rudiments
16 — 19
-
Flam Rudiments
20 — 30
-
Drag Rudiments
31 — 40
-
The Single Stroke Roll
(одиночная дробь)
-
The Single Stroke Four
(Four Stroke Ruff — четырёхударный рафф)
-
The Single Stroke Seven
(Seven Stroke Ruff — семиударный рафф)
-
The Multiple Bounce Roll
(аналогия пресс-ролла, состоящего из серии рикошетных ударов, исполняемых аппликатурным чередованием последовательно каждой рукой)
-
The Triple Stroke Roll
(троечная дробь)
-
The Double Stroke Open Roll
(открытый вариант двоичной дроби)
-
The Five Stroke Roll
(пятиударная дробь)
-
The Six Stroke Roll
(шестиударная дробь)
-
The Seven Stroke Roll
(семиударная дробь)
-
The Nine Stroke Roll
(девятиударная дробь)
-
The Ten Stroke Roll
(десятиударная дробь)
-
The Eleven Stroke Roll
(одиннадцатиударная дробь)
-
The Thirteen Stroke Roll
(тринадцатиударная дробь)
-
The Fifteen Stroke Roll
(пятнадцатиударная дробь)
-
The Seventeen Stroke Roll
(семнадцатиударная дробь)
-
The Single Paradiddle
(парадидл)
-
The Double Paradiddle
(двойной парадидл)
-
The Triple Paradiddle
(тройной парадидл)
-
The Paradiddle-Diddle
(парадидл-дидл)
-
The Flam
(флэм, форшлаг)
-
The Flam Accent #1
(флэм-акцент № 1)
-
The Flam Tap
(флэм-тэп)
-
The Flamacue
(флэмэк)
-
The Flam Paradiddle
(флэм-парадидл-дидл)
-
The Single Flammed Mill
(флэммэд милл)
-
The Flam Paradiddle-Diddle
(флэм-парадидл-дидл)
-
Pataflafla
(патафлафла)
-
The Swiss Army Triplet
(швейцарская (армейская) триоль)
-
The Inverted Flam Tap
(обратный флэм-тэп)
-
The Flam Drag
(флэм-дрэг)
-
The Drag (Ruff)
(дрэг или рафф)
-
The Sigle Drag Tap
(дрэг-тэп)
-
The Double Drag Tap
(двойной дрэг-тэп)
-
Lesson 25
(Урок 25 или Рэтэтэп)
-
The Single Dragadiddle
(дрэгадидл)
-
The Drag Paradiddle #1
(дрэг-парадидл № 1)
-
The Drag Paradiddle #2
(дрэг-парадидл № 2)
-
The Single Ratamacue
(рэтэмэк)
-
The Double Ratamacue
(двойной рэтэмэк)
-
The Triple Ratamacue
(тройной рэтэмэк)
Развитие рудиментальной техники
В настоящее время изучаются и практикуются гибридные рудименты, являющиеся развитием классических
.
Исполнение рудиментов
При обучении или демонстрации различных рудиментов их играют техникой
(оупен-клоузд-оупен)
— «открытый, закрытый, открытый». Первые такты играются медленно, с максимальным контролем и чёткостью, затем скорость доводится до максимальной, и затем замедляется до первоначальной. Несмотря на изменения скорости, во время исполнения громкость ударов должна оставаться одинаковой.
Ссылки
Примечания
-
от 4 ноября 2011 на
Wayback Machine
.
-
22 августа 2009 года.
.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 10 июля 2009. Архивировано из
16 мая 2008 года.
-
17 сентября 2009 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 10 июля 2009.
6 февраля 2009 года.
|
Инструменты с определённой высотой звучания
|
|
|
Инструменты с неопределённой высотой звучания
|
|
|