Interested Article - Берлиоз, Гектор

Портрет Гектора Берлиоза. Гюстав Курбе , 1850

Гекто́р Берлио́з ([ ɛk'tɔʁ bɛʁ'ljoːz ]), или Луи́-Экто́р Берлио́з ( фр. Louis-Hector Berlioz , 11 декабря 1803 , Ла-Кот-Сент-Андре 8 марта 1869 , Париж ) — французский композитор , дирижёр , музыкальный писатель периода романтизма . Член Института Франции (1856).

Биография

Детство

Гектор Берлиоз родился в провинциальном городе Ла-Кот-Сент-Андре (департамент Изер близ Гренобля ) на юго-востоке Франции . Его отец, Луи-Жозеф Берлиоз , был уважаемым провинциальным врачом . Луи-Жозеф Берлиоз был атеистом ; мать Гектора, Мария-Антуанетта, была католичкой . Гектор Берлиоз был первым из шести детей в семье, трое из которых не дожили до взрослого возраста . У Берлиоза осталось две сестры — Нэнси и Адель, с которыми он был в хороших отношениях . Образованием юного Гектора занимался, в основном, отец .

Детские годы Берлиоз провёл в провинции, где слышал народные песни и познакомился с древними мифами. В отличие от некоторых других известных композиторов того времени, Берлиоз не был вундеркиндом. Он начал заниматься музыкой в 12 лет, тогда же он стал писать небольшие композиции и аранжировки. Из-за запрета отца Берлиоз никогда не учился играть на фортепиано . Он научился хорошо играть на гитаре , флажолете и флейте . Он изучал гармонию только по учебникам без преподавателя . Большинство его ранних произведений было романсами и камерными сочинениями .

Студенческая жизнь

В марте 1821 года он окончил среднюю школу в Гренобле , а в октябре, в возрасте 18 лет, Берлиоз поехал в Париж , где стал учиться медицине . Родители желали ему стать медиком, но сам Берлиоз тяготел к музыке. К медицине он не проявлял интереса, а после того, как побывал на вскрытии трупа , стал испытывать к ней отвращение .

Гектор Берлиоз совершил первый визит в Парижскую оперу , побывал на опере « Ифигения в Тавриде » Кристофа Глюка , композитора, которым он восхищался наряду с Людвигом ван Бетховеном . Тогда же Берлиоз стал посещать библиотеку Парижской консерватории , где он искал партитуры опер Глюка, чтобы сделать с них копии. В своих мемуарах он писал, что там он впервые встретился с Луиджи Керубини — будущим директором консерватории. Керубини тогда не хотел пускать Берлиоза в библиотеку, так как тот не был студентом консерватории . Берлиоз также посетил две оперы Гаспаре Спонтини , творчество которого оказало на него влияние. Вскоре он решил стать композитором. В этих начинаниях ему помогал Жан-Франсуа Лесюёр , профессор консерватории. В 1823 году Берлиоз написал свою первую статью — письмо в журнал в защиту оперы « Весталка » Спонтини. В тот период Берлиоз сочинил несколько произведений .

Несмотря на неодобрение родителей , в 1824 году он официально бросил изучать медицину , чтобы продолжить карьеру композитора. В 1825 году в Париже состоялось первое публичное исполнение его произведения « Торжественная месса », безо всякого успеха. Затем он стал писать оперу « », от которой к настоящему времени сохранились лишь фрагменты .

Берлиоз, занимаясь самообразованием, несколько лет брал уроки у Жан-Франсуа Лесюёра и к нему же в класс полифонии подался после поступления в Парижскую консерваторию в 1826 году (также он занимался в классе Антонина Рейхи ). Он начал подрабатывать певцом в хоре . В конце 1827 года он посетил театр Одеон и увидел, как ирландская актриса исполнила роли Офелии и Джульетты в пьесах Шекспира « Гамлет » и « Ромео и Джульетта ». Он был очарован актрисой . Берлиоз писал Гарриет множество любовных писем, которые смущали и пугали её, и поэтому остались без ответа .

С 1828 года Берлиоз начал писать критические статьи о музыке и познакомился с популярными в то время писателями и музыкантами, такими как Виктор Гюго , Александр Дюма , Никколо Паганини , Жорж Санд . В 1828—1830 годах вновь были исполнены несколько произведений Берлиоза — увертюры « » и к опере « », а также « Фантастическая симфония », после исполнения которой публика обратила внимание на молодого композитора.

В 1830 году Берлиоз окончил консерваторию. В тот же год он получил Римскую премию за академическую неноваторскую кантату « ». До этого Берлиоз три года подряд пытался получить премию, но каждый раз члены жюри отказывали ему, будучи озадачены. В этом же году началась революция ; Берлиоз сочувствовал революционерам и даже инструментовал « Марсельезу ». После получения премии по условиям стипендиата он отправился в Италию, на виллу Медичи . Будучи помолвлен с юной пианисткой Мари Мок , в Риме он получил известие о том, что его невеста разорвала помолвку и 5 апреля 1831 года вышла замуж за музыканта и издателя , старшего сына и партнёра фабриканта музыкальных инструментов Игнаца Плейеля . Берлиоз планировал тройное убийство Мари, её матери и Камиля, затем намереваясь покончить с собой, для чего даже украл пистолеты — однако он отказался от своего плана на полпути в Париж, будучи в Ницце , где, по его словам, он провёл двадцать счастливейших дней своей жизни. Затем Берлиоз вернулся в Рим, дабы не потерять стипендию. Там он заинтересовался итальянской музыкой, встретился с Михаилом Глинкой , познакомился с произведениями Байрона .

В 1833 году Берлиоз возвратился во Францию, взяв с собой свои новые произведения — написанную в Ницце увертюру « » и симфоническое произведение «Лелио, или Возвращение к жизни» в жанре, названном им «мелолог» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Вернувшись из Италии , он разворачивает активную деятельность дирижёра, композитора, музыкального критика, однако наталкивается на полное неприятие своей новаторской деятельности со стороны официальных кругов Франции .

В Париже у Гектора Берлиоза начались романтические отношения с , и 2 октября 1833 года они поженились . На следующий год у них родился первенец — Луи-Тома Берлиоз (1834—1867) . Но вскоре в семье между Гектором и Гарриет начались конфликты, и в 1840 году они развелись.

16 декабря 1838 года , после концерта, на котором Берлиоз дирижировал «Фантастической симфонией» и «Гарольдом», перед ним бросается на колени сам Паганини — мировая знаменитость — и в слезах восторга целует ему руки. На следующий день Берлиоз получает письмо от Паганини, где тот называет его преемником Бетховена, и чек на двадцать тысяч франков .

Берлиоз — критик

Обосновавшись в Париже, Берлиоз развил творческую активность, работал как композитор, сочиняя программные симфонии и оперы; дирижёр (работал, в частности, в Парижской консерватории) и музыкальный критик (писал в газетах « », позже и в « Journal des Débats » до 1864 года и приобрел репутацию строгого и серьёзного критика). Так, за годы публицистической деятельности им было написано множество статей и фельетонов, которые выходили почти ежедневно на протяжении более сорока лет — с 1823 года по 1864 год в парижских газетах: «Le Corsaire» (с 1823), «Le Correspondant» (с 1829), «La Gazette musicale de Paris» (с 1834), а также в «Le Journal des Débats».

Берлиоз не отказывал музыке в праве воздействовать на слушателя посредством подражания звукам природы, но считал этот вид воздействия элементарным, низшим в ряду других возможностей музыкального искусства. Говоря о высшем виде подражания, то есть подражания чувствам и страстям, Г. Берлиоз применил не только термин «выразительность», но ввел и новое понятие — «музыкальный образ» .

Несмотря на то, что работа музыкальным критиком обеспечивала неплохой доход, он её ненавидел , так как из-за этого у него оставалось мало свободного времени, чтобы сочинять музыку . Несмотря на то, что Берлиоз был авторитетным музыкальным критиком, в своих публикациях он никогда не рекламировал собственные произведения .

Из литературных произведений Берлиоза наиболее выдающиеся: «Voyage musical en Allemagne et en Italie» (Париж, 1854), «Les Soirées de l’orchestre» (Париж, 1853; 2 изд. 1854), «Les grotesques de la musique» (Париж, 1859), «A travers chant» (Париж, 1862), «Traité d’instrumentation» (Париж, 1844). Особо известна новелла «Эвфония», в которой автор рисует утопическое общество будущего, где признание музыканта зависит только от истинных творческих достижений, а не различных социальных факторов .

В 1833 году Никколо Паганини попросил Берлиоза написать концерт для альта с оркестром, где сам Паганини намеревался выступить в качестве солиста. Так появилась симфония « Гарольд в Италии » с солирующим альтом .

В 1839 году Берлиоз был назначен заместителем библиотекаря Парижской консерватории . Чтобы обеспечить себя и свою семью, Берлиоз работал музыкальным критиком, на протяжении пяти лет он писал статьи для « Journal des Débats », а также для «Gazette musicale» и «Le rénovateur» .

Берлиоз и Россия

С 1842 года Берлиоз много гастролировал за границей. Он с триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847 г., 1867—1868 гг.), в частности, собрав внушительную публику на концерте в Московском манеже . В 1847 году, будучи в России, он посвятил ранее сочинённую « Фантастическую симфонию » императору Николаю I . Выступления в качестве дирижёра в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» — писал он после .

В Санкт-Петербурге в 1867—1868 годах композитор жил в Михайловском дворце по адресу Инженерная улица , 4. Глинка называл его «первым композитором нашего века» . О петербургских концертах Берлиоза Н. А. Римский-Корсаков вспоминал: «Исполнение было прекрасное, обаяние знаменитой личности делало всё. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый. Никакой вычуры в оттенках…» .

Поздние годы

В 1850 году Берлиоз стал главным библиотекарем Парижской консерватории . В 1856 году Берлиоз был назначен членом Академии искусств.

В 1860-х годах Берлиоз выпускает сборники статей, а также свои «Мемуары» (1870 год).

Могила Берлиоза на кладбище Монмартр

Личная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих «Мемуарах». Его первый брак с ирландской актрисой закончился разводом в 1843 году (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступил в брак с певицей , которая внезапно умерла в 1862 году. Сын композитора от первого брака умер в 1867 году в Гаване. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года, скромные похороны состоялись 11 марта.

Творчество

Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии . Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.

В 1826 году была написана кантата « Греческая революция » — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи . Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра « Марсельезу ». В « Траурно-триумфальной симфонии » (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий) нашла отражение революционная тематика.

На погребение погибшего в 1837 году в Алжире генерала Дамремона Берлиозом был написан величественный « Реквием » .

Рукопись первой страницы Фантастической симфонии

Стиль Берлиоза определился уже в « Фантастической симфонии » (написана в 1830 году, имеет подзаголовок «Эпизод из жизни художника»). Это первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.

Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение « Фантастической симфонии »). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира — увертюра « Король Лир » (1831), драматическая симфония « Ромео и Джульетта » (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» ( 1862 , на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте — драматическая легенда (оратория) « Осуждение Фауста » (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера « Бенвенуто Челлини » (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900—1907). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия « Троянцы » по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855—1859).

Берлиоз сам писал либретто к последним двум операм, к «Осуждению Фауста», к «Детству Христа» и к другим произведениям.

Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению, и когда в 1844 году посетил Германию, то был там гораздо больше оценён, чем в своем отечестве. В России Берлиоз получил одобрительную оценку. После смерти композитора, а в особенности после франко-прусской войны 1870 года, когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников.

Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке . Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных ). Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведённый на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им « Мемуары » (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810—1868» (1878).

Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внёс важный вклад в развитие музыкально-критической мысли

Трактат о современной инструментовке и оркестровке

Огромным вкладом в музыкознание стал фундаментальный теоретический труд Берлиоза « » (1843, с приложением — «Дирижёр оркестра»), известный в редакции Рихарда Штрауса . В связи с тем, что в основе лежат его предыдущие очерки данной тематики, значительная часть книги представляет собой свoбoднoе выражение мыслей и художественных воззрений; неpедкo oнo принимает форму непринуждённой беседы с читателем, а иногда переходит в страстную полемику с воображаемым противником. Берлиоз утверждает принцип распределения различных функций по основным группам оркестра — струнной, деревянной и медной — ради того, чтобы не допускать нивелировки тембров, которая неизбежно происходит при постоянном дублировании одной группы другой. Его по праву считают реформатором оркестровки. Р. Штраус к предисловию его «Трактата…» писал: «Непреходящее значение книги Берлиоза заключается в том, что Берлиоз, кто первым с величайшим усердием собирателя систематизировал и разработал трудный материал, не только излагал его с фактической стороны, но всюду настойчиво выдвигал на первый план эстетические вопросы оркестровой техники». Он применял редко используемые инструменты — красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочетания тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приёмы игры, создающие неслыханные ранее эффекты. В произведениях Берлиоза нет постоянного, стабильного состава оркестра, — всё зависит от круга образов. В ряде случаев он привлекает гигантский, массивный оркестр (« Реквием », « Траурно-триумфальная симфония »), в других же случаях он ограничивает оркестр почти камерным составом (балет сильфов из « Осуждения Фауста »). В трактате «Опера и драма», где по адресу Берлиоза было отпущено немало язвительных замечаний, Вагнер пишет: «Берлиоз довёл развитие этого механизма (оркестра) до прямо изумительной высоты и глубины, и если мы изобретателей современной индустриальной механики признаем благодетелями государства, то Берлиоза следует прославить как истинного спасителя нашего музыкального мира…» . Жорж Бизе в письме 1867 года к Полю Лакомбу , композитору и своему ученику, настоятельно рекомендует трактат к изучению: «Это великолепный труд, vade mecum каждого композитора, пишущего для оркестра. — Он исключительно подробен, с массой примеров. Он необходим!» .

Основные произведения

Симфонии

Увертюры

  • Тайные судьи H 23d (1826)
  • Уэверли H 26 (1826—1828)
  • Буря (по Шекспиру, с хором) H 52 (1830)
  • Король Лир Op.4, H 53 (1831)
  • Роб Рой H 54 (1831)
  • Римский карнавал Op.9, H 95 (1844)
  • Корсар Op.21, H 101 (1846-1851)
  • Беатриче и Бенедикт H 138 (1860—1862)

Концертные произведения

  • Rêverie et caprice — для скрипки с оркестром Op. 8, H 88 (1841)
  • Марш к последней сцене Гамлета H 103 (1844)
  • Марш троянцев H 133b (1864)

Вокальные произведения

  • Летние ночи Op.7, H 81

Кантаты

  • Греческая революция (2-е разные версии) H 21a, H 21b (1825—1826, 1833)
  • Смерть Орфея H 25 (1827)
  • Эрминия H 29 (1828)
  • Клеопатра H 36 (1829)
  • Смерть Сарданапала H 50 (сохранился только небольшой фрагмент) (1830)
  • 5 мая Op.6, H 74 (1831—1835)
  • Эригона (сохранился только фрагмент) H 77 (1835—1838)
  • Hymne à la France H 97 (1844)
  • Chant des chemins de fer H 110 (1846)
  • L’Impériale Op.26, H 129 (1854)
  • Le Temple universel Op.28, H 137 (1861)

Оперы

Хоровые произведения

Автобиографические сочинения

  • Музыкальное путешествие по Германии и Италии (1844)
  • Мемуары (1870)

Музыкальные фрагменты

Образ в искусстве

В художественной литературе

  • Бальзак посвятил Берлиозу роман « » (1833).
  • В романе Карлоса Фуэнтеса «Инстинкт Инес» (2001) о взаимоотношениях симфонического дирижёра и оперной примадонны действие и мысли героя тесно сплетены с образами берлиозовского « Осуждения Фауста » .
  • В литературном киносценарии Арнольда Цвейга «Фантастическая симфония» параллельно проходят личная биография Берлиоза, теряющего всех, кого любил, и жизнь молодого французского музыканта Бретона, оборванная ранением в 1942 году при Бир-Хакейме. Бретон не напишет своих гениальных симфоний.

Кинематограф

Память

См. также

Примечания

  1. (фр.) — .
  2. Hector Berlioz // (англ.) — 2000.
  3. Hector Berlioz // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
  4. — 1808.
  5. Matthew B. Tepper. . Home.earthlink.net. Дата обращения: 13 марта 2010. 6 августа 2012 года.
  6. Мокульский С. С. , Марков П. А. Театральная энциклопедия. — Советская энциклопедия, 1967. — С. 555.
  7. Генри Милс Олден. Harper's New Monthly Magazine. — Harper & Brothers, 1880. — С. 411.
  8. . Its.caltech.edu (3 июня 1996). Дата обращения: 13 марта 2010. 6 августа 2012 года.
  9. Екатерина Горбачева. Популярная история музыки. — Litres, 2015. — 9226 с. — ISBN 5425065329 .
  10. . Library.thinkquest.org. Дата обращения: 13 марта 2010. 6 августа 2012 года.
  11. . IMDb. Дата обращения: 14 февраля 2019. 9 сентября 2021 года.
  12. . Andante.com. Дата обращения: 13 марта 2010. 15 сентября 2009 года.
  13. . HBerlioz.com. Дата обращения: 13 марта 2010. 6 августа 2012 года.
  14. . EssentialsOfMusic.com. Дата обращения: 13 марта 2010. 25 марта 2006 года.
  15. . Rhapsody.com. Дата обращения: 13 марта 2010. 29 сентября 2007 года.
  16. Berlioz/Cairns — Memoirs pp. 34-6
  17. . // HBerlioz.com. Дата обращения: 13 марта 2010. 6 августа 2012 года.
  18. . Karadar.it (15 ноября 2009). Дата обращения: 13 марта 2010. 6 октября 2006 года.
  19. (1989, rev. 1999). Berlioz: The Making of an Artist, 1803—1832. Paperback, p. 144 Penguin Books . ISBN 978-0-14-028726-4
  20. . Home.vicnet.net.au. Дата обращения: 13 марта 2010. 17 августа 2012 года.
  21. . // Belcanto.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017. 27 февраля 2017 года.
  22. . // Hberlioz.com. Дата обращения: 14 февраля 2019. 7 ноября 2018 года.
  23. . // alexkrm.spb.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017. 16 февраля 2017 года.
  24. . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017. 13 апреля 2017 года.
  25. 15 января 2009 года.
  26. . CarringBush.net. Дата обращения: 13 марта 2010. 5 июня 2008 года.
  27. . Дата обращения: 12 августа 2012. Архивировано из 10 февраля 2009 года.
  28. . Naxos.com. Дата обращения: 13 марта 2010. 6 августа 2012 года.
  29. . NNDB.com. Дата обращения: 13 марта 2010. 17 августа 2012 года.
  30. Е.П. Брандис . Искусство будущего и фантастика // Музы в век звездолётов. — М. : Мир , 1969.
  31. . w3.rz-berlin.mpg.de. Дата обращения: 13 марта 2010. 30 декабря 2016 года.
  32. . www.vokrugsveta.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017. 14 декабря 2017 года.
  33. Н. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. — М. : Музгиз, 1955. — С. 50.
  34. . HBerlioz.com. Дата обращения: 13 марта 2010. 17 августа 2012 года.
  35. Браудо Е. М. . — Directmedia, 2014-06-06. — 462 с. — ISBN 9785445895190 . 27 марта 2018 года.
  36. Гуго Риман . Берлиоз (Berlioz), Гектор // / пер. Ю. Д. Энгель . — Москва: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1904. — Т. Том I. — С. 111—112. — 480 с.
  37. О. Гусева. . — Музыка, 1989. — 454 с. 27 марта 2018 года.
  38. Ларош Г. А. . — Directmedia, 2016-04-21. — 189 с. — ISBN 9785447566333 . 27 марта 2018 года.
  39. . — Советский композитор, 1968. — 514 с. 27 марта 2018 года.
  40. Бизе Ж. Письма / Жорж Бизе; сост., пер. вступит. статья и коммент. Г. Т. Филенко. — М. : Гос. муз. изд-во, 1963. — С. 208. — 528 с.
  41. от 31 октября 2019 на Wayback Machine (англ.) к книге (англ.) (Carlos Fuentes) на сайте издательства Macmillan .

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. IIIa. — С. 552–553.
  • Гектор Берлиоз. Мемуары. Пер. А.Оссовский , Издание Ник. Финдейзена , Санкт-Петербург, 1896 год
  • Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. (В 2-х частях). Перевод, редакция, вступительная статья и комментарии Горчакова С. П. Музыка, 1972. С. 930
  • Хохловкина А. Берлиоз. М. Г., 1966
  • И. И. Соллертинский. Берлиоз., М. 1962
  • Берлиоз Г. Мемуары. М., 1967
  • Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956.
  • Берлиоз Г. Избранные письма, тт. 1-2. М., 1984—1985
  • 100 великих композиторов / Автор-составитель Д. К. Самин. — М.: Вече, 2000.
  • Виктор Каширников — от 10 июня 2020 на Wayback Machine / Слово о композиторах — М., 2012
  • Музыкальная эстетика Франции XIX века. / Сост. Е. В. Бронфин. М., 1974.
  • Роллан Ромен. Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней. (Берлиоз). М.: «Гослитиздат», 1935 г., 470 с.
  • от 17 декабря 2011 на Wayback Machine
  • Жюльен , «Hector B.» (1882);
  • Hippeau, «В., l’homme et l’artiste» (3 т., Пар, 1863—85);
  • Ernst, «De l’oeuvre dramatique de H. B.» (1884);
  • Paladilhe D. Berlioz (Louis-Hector) / D. Paladilhe // Dictionnaire de biographie française : [ фр. ] / sous la dir. de M. Prevost,... et Roman d'Amat. — Paris : Letouzey et Ané, 1954. — T. 6 : Bergeron — Bournon. — Col. 26–27. — 1528 col. — OCLC .
  • Pohl, «H. B. Studien u. Erinnerungen»;
  • Трифонов, «Гектор Б.» (« Вестник Европы », 1885, IX—X).
  • Теодор-Валенси . Берлиоз. — М.: Молодая гвардия , 1969. — 336 с.: ил. — ( Жизнь замечательных людей , вып. 474). Есть аудиоверсия

Ссылки

Источник —

Same as Берлиоз, Гектор