В творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты, но самобытность его при жизни не была в полной мере оценена. С начала XX века и поныне его оперы «
Борис Годунов
» и «
Хованщина
», цикл фортепианных миниатюр «
Картинки с выставки
», вокальные циклы «
Песни и пляски смерти
», «
Детская
» признаются шедеврами мирового музыкального искусства.
Содержание
Биография
Отец Мусоргского,
коллежский секретарь
Пётр Алексеевич Мусоргский, происходил из старинного дворянского рода
Мусоргских
, который происходил из смоленской ветви
Рюриковичей
. Мать, Юлия Ивановна Чирикова — дочь губернского секретаря Ивана Ивановича Чирикова
. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В
1849 году
, переехав в Петербург, братья поступили в училище (гимназию)
Петришуле
. В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в
Школу гвардейских подпрапорщиков
, где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки
. Окончив школу в
1856 году
, Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском
Преображенском полку
(в эти годы познакомился с
А. С. Даргомыжским
), потом в главном инженерном управлении, в
министерстве государственных имуществ
и в государственном контроле.
К моменту вступления в музыкальный кружок
Балакирева
Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать, как он сам выражался, «музыкусом». Под руководством Балакирева Мусоргский серьёзно взялся за теорию и историю музыки: анализировал гармонию, контрапункт, форму и инструментовку в сочинениях признанных композиторов.
Игре на
фортепиано
Мусоргский учился (с 1849) у
А. А. Герке
и стал хорошим
пианистом
. От природы обладая красивым камерным
баритоном
, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях. В
1852
г. в Санкт-Петербурге вышла первая публикация композитора — фортепианная полька «Подпрапорщик». В
1858
г. Мусоргский написал два
скерцо
— B-dur и cis-moll, одно из которых (B-dur) было им оркестровано и в
1860
г. исполнено на концерте
Русского музыкального общества
.
Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии
Софокла
«Эдип», но не окончил её (один хор был исполнен в концерте
К. Н. Лядова
в 1861 г., а также издан посмертно в числе других произведений композитора). Следующие большие замыслы — оперы по роману
Флобера
«
Сала́мбо
»
(другое название — «Ливиец») и на сюжет «
Женитьбы
»
Гоголя
— также не были реализованы. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях.
Следующий крупный замысел — оперу «
Борис Годунов
» по
одноимённой трагедии
А. С. Пушкина — Мусоргский довёл до конца. В октябре 1870 г. окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров. 10 февраля 1871 г. репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин
; по сообщению
Э. Направника
(который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента»
. Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в
1874
г. на материале
второй
редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения. Ещё до премьеры, в январе того же года (1874) петербургский нотоиздатель
В. В. Бессель
опубликовал оперу (в клавире).
В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «
Хованщина
» (по плану
В. В. Стасова
), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «
Сорочинской ярмарки
»
Гоголя
. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. При жизни Мусоргского «Хованщина» не издавалась и не ставилась.
Для «Сорочинской ярмарки» Мусоргский сочинил два первых акта, а также для третьего акта несколько сцен: Сон Парубка (где использовал музыку симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ранее для неосуществленной коллективной работы — оперы-балета «Млада»), Думку Параси и Гопак.
Последние годы
В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» — тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее:
Без знамени, без желаний, не видя и не желая видеть вдаль, корпят они над тем, что давно сделано, к чему их никто не зовёт <…> Могучая кучка выродилась в бездушных изменников; «бич» оказался детской плёточкой.
—
Письмо В. В. Стасову, 19-20.10.1875
Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в
Мариинском театре
, руководимом тогда иностранцами и сочувствовавшими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями — Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова:
На первом показывании 2-го действия «Сорочинской ярмарки» я убедился в коренном непонимании музыкусами развалившейся «кучки» малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и требований, что «сердце озябло», как говорит протопоп Аввакум. Тем не менее я приостановился, призадумался и не один раз проверил себя. Не может быть, чтобы я был кругом не прав в моих стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится толковать через «шлагбаум», за которым они остались.
Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке»
, усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие — в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из «лесного ведомства» (где с 1872 г. занимал пост младшего
столоначальника
), он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей
Д. М. Леоновой
, поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая
импровизация
. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве,
Елисаветграде
, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.
Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти
Ф. М. Достоевского
в Петербурге, 4 февраля 1881 г. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон. Эта поразившая присутствующих импровизация была (по воспоминаниям очевидца) его «последним „прости“ не только усопшему певцу „униженных и оскорблённых“, но и всем живым»
.
В 1972 году в деревне
Наумово
(Куньинского района Псковской области) в усадьбе Чириковых (материнская линия Мусоргского) открыт
Музей-заповедник М.П. Мусоргского
. Усадьба Мусоргских в селе
Карево
(расположенном рядом) не сохранилась.
Творчество
В творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе,
древнерусской монодией
), в мелодике, гармонии (
модализмы
,
линеарность
, нестандартная
аккордика
, в том числе, квартаккорды), ритмике (сложные, «неквадратные»
метры
, оригинальные
ритмоформулы
), форме; наконец, в разработке сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-
полифоническая
разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.
Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и выразительному раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом
А. С. Даргомыжского
. Любовная лирика как таковая привлекала его мало
. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова
Н. А. Некрасова
), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы»
А. Н. Островского
), «Гопак» (из «Гайдамаков»
Т. Шевченко
), «Светик Савишна» (на стихи самого Мусоргского, искусно стилизовавшего народный
пятисложник
) и мн. др. В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь»
и др.). Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины
В. В. Верещагина
). Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору)
. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877; на стихи
А. А. Голенищева-Кутузова
; «Трепак» — картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка и т. д.).
Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872 гг.), значительно отличаясь друг от друга в драматургии, являются, по сути, двумя
равноценными
авторскими решениями одной и той же трагической коллизии
.
Новаторская опера Мусоргского сильно отличалась от господствовавших в его времена романтических стереотипов оперного представления. Именно этим объясняется резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке — «многие шероховатости и промахи». Для Мусоргского особенно болезненной была негативная реакция его друзей-«кучкистов» — всех за исключением А. П. Бородина.
Резко и бестактно высказывался о «Борисе» Балакирев, причём делал он это публично
. Римский-Корсаков утверждал, что в
инструментовке
Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок
. Больше всех из «друзей» отличился Кюи, опубликовавший вскоре после премьеры «Бориса» разгромную рецензию. По его мнению, либретто оперы
…не выдерживает критики. В нём нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных.
—
Санкт-Петербургские ведомости, 6.2.1874
Даже Бородин, который в целом симпатизировал Мусоргскому, находил в его новаторской музыке лишь «стремление к корявому оригинальничанью»
.
Утверждения о дилетантизме и необоснованном «оригинальничаньи» Муоргского встречаются до сих пор в научной литературе, в том числе в западных учебниках и эссе по истории русской музыки. В действительности не только инструментовка, драматургия, техника композиции, но и
весь стиль
Мусоргского не укладывались в прокрустово ложе романтической музыкальной эстетики, которая господствовала в годы его жизни.
Ещё более скептически современники отреагировали на следующую оперу Мусоргского (жанр её обозначен автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). «Хованщина», в основу которой Мусоргский положил собственный сценарий и текст, писалась с большими перерывами и к моменту его смерти была почти целиком закончена в клавире
. Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной»
историософской
драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного центрального персонажа (характерного для оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада.
Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «
Ночь на Лысой горе
». Это — колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Менее известны Скерцо B-dur (с «восточной» серединой, на сплошном
органном пункте
; 1858), Интермеццо (сочинено для фортепиано в 1862 г., инструментовано в 1867 г.), построенное на
теме, напоминающей музыку XVIII в.
, и торжественный марш «Взятие Карса» (1880), приуроченный к
победе русских над турками
в 1877 г.
Выдающееся произведение Мусоргского для фортепиано — цикл пьес «
Картинки с выставки
», написанный в
1874 году
как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям
В. А. Гартмана
. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны специфически русской темой (архаика стилизована с использованием переменного метра и доминирующей
пентатоники
), отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.
Признание
За 10 лет «Борис Годунов» был дан в Мариинском театре 15 раз и в 1882 году, вскоре после смерти автора, снят с репертуара
. Музыка Мусоргского завоевала признание в России и во всём мире уже после смерти композитора (на его надгробном камне изображён нотный фрагмент из хора «Поражение Сеннахериба», известного и по сей день только знатокам).
На большую сцену/концертную эстраду музыку Мусоргского вывел Н. А. Римский-Корсаков, который отдал нескольких лет жизни, чтобы привести в порядок наследие своего покойного друга. Современные музыканты зачастую оценивают редакции Римского-Корсакова как «неаутентичные», поскольку редактор решительно вмешивался не только в инструментовку, но зачастую правил «из лучших побуждений» и
гармонию
, и
ритмику
, и
форму
оригинала. Типичный «редакционный метод» Римского-Корсакова задокументирован им в предисловии к редакции «Женитьбы»:
Частые перемены размера с двухдольного на трёхдольный, не ощущаемые слухом и ритмическим чувством, <…> в некоторых случаях <…> уничтожены посредством вставки или отнятия промежуточных пауз. <…> Некоторые аккорды и сочетания, не имеющие музыкального обоснования, заменены другими, подходящими по настроению, но более обоснованными.
—
Н. А. Римский-Корсаков
Несмотря на очевидные недостатки редакторского волюнтаризма Римского-Корсакова, историки признают, что именно благодаря его грандиозному труду оперные и оркестровые сочинения Мусоргского были восприняты как
законченная
и
грамотно оформленная
музыка, вошли в регулярную исполнительскую практику. Их международному признанию способствовало восхищённое отношение
Дебюсси
,
Равеля
,
Стравинского
, членов так называемой «
Шестёрки
», а также антрепренёрская деятельность
Сергея Дягилева
, который впервые за границей поставил оперы в начале XX века в рамках своих «
Русских сезонов
» (в
Париже
).
В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Опера «Борис Годунов» была поставлена в
1888
г. на сцене московского Большого театра. В конце ноября
1896
г. она же была поставлена в Петербурге на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Первое исполнение «Хованщины» состоялось в
1886 году
в Петербурге, в зале Кононова
, силами любительского Музыкально-драматического кружка. На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897 г. в
Русской частной опере Мамонтова
(на сцене Театра Солодовникова, с участием
Ф. И. Шаляпина
).
Из оркестровых произведений Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Ныне практикуется исполнение этого сочинения в редакции Н. А. Римского-Корсакова, реже — в авторской редакции. Программность и колорит фортепианных «Картинок с выставки» вдохновили композиторов на создание оркестровых (в последнее время также «электронных») их обработок; самая знаменитая и наиболее широко представленная на концертной эстраде оркестровка «Картинок» принадлежит
М. Равелю
.
В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение». Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки (Д. Д. Шостаковича, М. Равеля, В. Я. Шебалина, И. Маркевича, Э. В. Денисова и многих др.) стали вполне репертуарными. Вместе с тем, возродился интерес и к «оригинальному» Мусоргскому, появились издания, основанные на тщательном изучении первоисточников. Пионером такой деятельности стал русский источниковед
П. А. Ламм
, в 1930-х годах издавший
клавиры
«Бориса Годунова», «Хованщины», а также вокальные и фортепианные сочинения композитора — в авторской редакции.
Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. В его новаторской интерпретации мелодии и особенно в
гармонии
музыковеды ныне видят предвосхищение некоторых специфических особенностей музыки XX века
. Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского повлияла на творчество
Л. Яначека
,
И. Ф. Стравинского
, Д. Д. Шостаковича,
А. Берга
(драматургия его оперы «
Воццек
» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»),
О. Мессиана
. Большое влияние вокально-декламационного стиля Мусоргского испытал
Ф. Пуленк
. Сочинения Мусоргского оркестровали
Э. В. Денисов
,
Н. С. Корндорф
,
Д. Д. Шостакович
,
Р. К. Щедрин
и другие известные композиторы.
Сочинения
Для музыкального театра
Автор всех либретто — М. П. Мусоргский
Опера «
Борис Годунов
» (1869, 2-я ред. 1872)
. По мотивам
одноимённой трагедии А. С. Пушкина
. Премьера (2-я редакция, с купюрами): Петербург, Мариинский театр, 27.01.1874. Критическое издание партитуры и клавира во 2-й редакции: П. А. Ламм (1928). Премьерная постановка оригинальной (так называемой «первой», или «первоначальной») редакции: Москва,
Муз. театр Станиславского и Немировича-Данченко
в марте 1929 г.
; в редакции Е. М. Левашёва — в том же театре, в декабре 1989 (под руководством
Е. В. Колобова
).
Опера «
Хованщина
» (ок. 1873—1880, не окончена). Подзаголовок: Народная музыкальная драма. В клавире сохранилась вся музыка, кроме окончания 2-го действия (после реплики Шакловитого: «И велел сыскать») и некоторых частей 5-го действия (сцена Марфы и Андрея Хованского не гармонизована, утеряно «Любовное отпевание Марфы» и, вероятно, не написана заключительная сцена самосожжения раскольников
). В партитуре сохранились два фрагмента 3-го действия (хор стрельцов и песня Марфы). Первая концертная постановка — Музыкально-драматический кружок любителей, Петербург, зал Кононова, 9 февраля 1886 года; на сцене оперного театра — в Русской частной опере (Мамонтова), Москва, 12 ноября 1897 года. Редакции:
Н. А. Римского-Корсакова
(1883), Б. В. Асафьева (1931), Д. Д. Шостаковича (1958). Критическое издание клавира:
П. А. Ламм
(1932).
Опера «Женитьба» (1868, не окончена). На текст
одноимённой пьесы Н. В. Гоголя
. Посвящена В. В. Стасову. Сохранилось I действие в клавире, оригинальный подзаголовок к нему: «Опыт драматической музыки в прозе». Редакции: Н. А. Римский-Корсаков (1908, клавир I действия),
М. М. Ипполитов-Иванов
(1931, дописал II, III, IV действия), П. Ламм (1933, точное воспроизведение авторской рукописи клавира),
Г. Н. Рождественский
(1985).
Опера «
Саламбо
» (1863—1866, не окончена). Подзаголовок: По
роману Г. Флобера «Саламбо»
, с введением стихов В. А. Жуковского,
А. Н. Майкова
,
А. И. Полежаева
. В опере предполагалось четыре действия (семь картин). В клавире написаны: «Песнь балеарца» (1-е действие, 1-я картина). Сцена в храме Таниты в Карфагене (2-е действие, 2-я картина), Сцена перед капищем
Молоха
(3-е действие, 1-я картина), Сцена в подземелье Акрополиса. Темница в скале. Мато в цепях (4-е действие, 1-я картина), Женский хор (Жрицы утешают Саламбо и одевают её в брачные одежды) (4-е действие, 2-я картина), изд.: 1884 (партитура и клавир Женского хора из 2-й картины 4-го действия в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова), 1939 (авт. ред.). Редакция
Золтана Пешко
(1979).
Для оркестра
Скерцо
B-dur для оркестра (1858; посвящено А. С. Гуссаковскому); первое издание — 1860.
Alla marcia notturna. Маленький марш для оркестра (в характере ночного шествия) (1861).
Intermezzo in modo classico (1867; посвящено А. П. Бородину); первое издание — 1883, в редакции Н. А. Римского-Корсакова
.
Ночь на Лысой горе
, симфоническая картина (авторское название — «Иванова ночь на Лысой горе»; 1867); первое издание — 1886, в редакции Н. А. Римского-Корсакова)
.
Взятие Карса. Торжественный марш для большого оркестра (1880); первое издание — 1883, в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова. Впервые исполнен 18 октября 1880 года во 2-м симфоническом собрании ИРМО в Санкт-Петербурге под управлением Э. Направника.
Для хора с сопровождением
Торжественный марш Шамиля
, для четырёхголосного мужского хора и солистов (тенора и баса) с оркестром (1859)
. Посвящено А. Арсеньеву.
Иисус Навин
, для солистов, хора и фортепиано (1866; 1877, вторая ред.
Надежде Николаевне Римской-Корсаковой
; 1883, издание в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова).
Поражение Сеннахериба, для хора с оркестром на слова Дж. Г. Байрона из «Еврейских мелодий» (1867; 1874 — вторая ред., с припиской Мусоргского: «Второе изложение, улучшенное по замечаниям Владимира Васильевича Стасова»; 1871 — издание, для хора с фортепиано).
Спи, усни, крестьянский сын. Колыбельная песня (слова из пьесы А. Н. Островского «Воевода»; две редакции; ; вариант названия: Колыбельная песня из «Воеводы» Островского)
Песнь Балеарца на пиру в садах Гамилькара (из оперы «Ливиец»/«Саламбо»; слова Мусоргского по
роману Г. Флобера
), 1864
Canto popolare toscano (Ogni sabato avrete; вариант название: Тосканская песня) народная тосканская песня, аранжировка Мусоргского на два голоса
Детская
. Эпизоды из детской жизни. Вокальный цикл на слова композитора (1868, 1870, 1872)
С няней (1868; посвящена «великому учителю музыкальной правды А. С. Даргомыжскому»; вариант названия: «Дитя»)
В углу (1870; посвящается В. А. Гартману)
Жук (1870; посвящается В. В. Стасову)
С куклой (1870; посвящается «Танюшке и Гоге Мусоргским»
; вариант названия: « Колыбельная»)
Поехал на палочке (посвящается Д. В. и П. С. Стасовым), 1872.
Романсы и песни (по алфавиту; подзаголовки принадлежат автору, если не указано иное):
Ах, ты, пьяная тетеря. Из похождений Пахомыча (слова Мусоргского), 22 сентября1866 года. Шуточная песня посвящена
В. В. Никольскому
. Обнародована в 1925 году А. Римским-Корсаковым.
.
Вечерняя песенка (слова А. Н. Плещеева)
Видение (слова А. А. Голенищева-Кутузова)
Владыко дней моих (слова А. С. Пушкина)
Гопак (слова из поэмы «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко, в переводе
Л. А. Мея
; ремарка Мусоргского: «Старик поёт и подплясывает»; вариант названия: «Кобзарь»). Оркестровая редакция (1868)
Горними тихо летела душа небесами (слова А. К. Толстого)
Желание (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; посвящается «Н. П. Опочининой, в память её суда надо мной»)
Желание сердца (автор текста неизвестен)
Забытый, 1874 (баллада; слова А. А. Голенищева-Кутузова). Баллада написана композитором под впечатлением от одноимённой картины
В. В. Верещагина
, изображающей покинутого русского солдата на пустынном поле боя, и посвящена теме смерти.
Из слёз моих выросло много (стихи Г. Гейне в переводе М. Михайлова)
Классик (слова М. Мусоргского)
Козёл (слова М. Мусоргского; заголовок Стасова, оригинальный заголовок: «Светская сказочка»)
Колыбельная Ерёмушки (слова Н. А. Некрасова; две редакции; вариант названия: Песня Еремушке)
Кот Матрос (слова Мусоргского; из неосуществленного вокального цикла «На даче», 1872)
На Днепре (слова из поэмы «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко)
Не Божиим громом горе ударило (слова А. К. Толстого; вариант названия: Не Божиим громом ударило)
Непонятная (слова М. Мусоргского; ремарка М.: «барыньке на ёлку»)
Озорник (слова М. Мусоргского)
Ой, честь ли то молодцу лён трясти (слова А. К. Толстого)
Пирушка. Рассказ (слова А. В. Кольцова; вариант названия: «Крестьянская пирушка»)
По грибы (слова Л. А. Мея), 1867. Посвящается В. В. Никольскому.
Поехал на палочке (слова Мусоргского; из неосуществленного вокального цикла «На даче», 1872)
По-над Доном сад цветёт (слова А. В. Кольцова), 1867.
Раёк. Музыкальная шутка (слова М. Мусоргского)
Рассевается, расступается (слова А. К. Толстого)
Сиротка (слова М. Мусоргского). Две авторские редакции: в первой песня посвящается Е. С. Бородиной, во второй — певице
А. Я. Воробьёвой-Петровой
. Автограф 2-й редакции содержит приписку: «Я — враг
транспозиций
. Ваш гений покорил меня, и я транспонировал».
Семинарист. Картинка с натуры (слова М. Мусоргского; две редакции), 1866 — первая редакция; по цензурным соображениям песня в России была запрещена. Обнародована в 1926 году А. Римским-Корсаковым.
Светик Савишна. Песенка дурачка (слова М. Мусоргского)
Спесь (слова А. К. Толстого)
Странник (слова
Ф. Рюккерта
, русский перевод А. Н. Плещеева)
Стрекотунья-белобока. Шутка (слова А. С. Пушкина из двух стихотворений: «Стрекотунья-белобока» и «Колокольчики звенят»)
Meines Herzens Sehnsucht (автор текста неизвестен; 1858)
Переложения вокальных номеров из опер «Женитьба», «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка», «Хованщина» для голоса и фортепиано
Неоконченные песни и романсы
Крапивная гора. Небывальщина (слова М. Мусоргского; вариант названия: «Между небом и землёю»)
Надгробное письмо (слова М. Мусоргского; варианты названия: «Злая судьба», «Злая смерть»; на смерть Н. П. Опочининой). В настоящее время исполняется в редакции
В. Г. Каратыгина
Несохранившиеся и/или утраченные сочинения
Буря на Чёрном море. Большая музыкальная картина для фортепиано.
Вокализы для трёх женских голосов: Andante cantabile, Largo, Andante giusto (1880).
Соната до мажор для фортепиано в 4 руки (1861).
Литературные сочинения
Мусоргский не занимался музыкальной критикой (как Кюи) и
музыковедением
(как Одоевский). При этом в
эпистолярии
(сохранилось около 270 писем) он проявляет себя как незаурядный и изобретательный литератор (показательны многочисленные
неологизмы
, в том числе с использованием
славянизмов
), отлично владеющий
риторическими
приёмами
. Письма пестрят яркими (иногда с использованием
обсценной лексики
) стилистическими характеристиками современных музыкантов, критическими замечаниями по поводу музыкальных сочинений разных эпох и стилей. Эпистолярия Мусоргского была издана в советское время неоднократно, неизменно с купюрами. Критического издания писем Мусоргского нет.
Письма и документы. Собрал и приготовил к печати
А. Н. Римский-Корсаков
при участии В. Д. Комаровой-Стасовой. Москва-Ленинград, 1932 (230 писем, с подробными комментариями; автобиографическая записка; хронограф жизни Мусоргского; все адресованные Мусоргскому письма).
Письма к А. А. Голенищеву-Кутузову, под ред. Ю. В. Келдыша. Комментарии П. В. Аравина. М-Л.: Музгиз, 1939. — 116 с. (25 писем, не вошедших в собрание Римского-Корсакова)
Литературное наследие. Кн. 1: Письма. Биографические материалы и документы / Под общей ред. М. С. Пекелиса. М.: Музыка, 1971.
Литературное наследие. Кн. 2: Литературные произведения / Под общей ред. М. С. Пекелиса. М.: Музыка, 1972.
Письма. М., 1981 (270 писем; мн. репринты).
Память
Населённые пункты с улицами, названными в честь Мусоргского
Примечание.
Населённые пункты перечислены в алфавитном порядке
Детская музыкальная школа № 7 им. М. П. Мусоргского в
Харькове
.
Детская музыкальная школа им. М. П. Мусоргского в г. Великие Луки
Детская музыкальная школа им. М. П. Мусоргского в г. Зеленограде (Москва)
Детская школа искусств им. М. П. Мусоргского в Ясногорске (Тульская область)
Мусоргский в кино и в театре
Художественный фильм «
Мусоргский
» (1950, режиссёр Г. Рошаль).
Телевизионный спектакль «К новым берегам» (1969, режиссёр Ю. Богатыренко).
Литература
Наследие М. П. Мусоргского.
Сборник материалов (к выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в 32 томах). Составление и общая редакция Е.Левашева, М.: Музыка, 1989 (содержит подробную библиографию [только русскоязычную] на год выпуска книги и самый полный на сегодняшний день перечень соч. Мусоргского с указанием рукописных источников).
М. П. Мусоргский
: альбом / Сост., авт. вступ. ст. и текста Р. К. Ширинян. — М.: Музыка, 1987. — 192 с.: ил. — (Человек. События. Время). — 20 000 экз.
М. П. Мусоргский
в воспоминаниях современников: сб. ст. / [сост., текстолог. ред., вступ. статья и коммент. Е. Гордеевой]. — М. : Музыка, 1989.
М. П. Мусоргский
и музыка XX века: сб. статей / [ред.-сост. Г. Головинский]. — М. : Музыка, 1990. — 271 с. —
ISBN 5-7140-0127-3
.
: статьи и материалы / под редакцией Юрия Келдыша и Вас. Яковлева. — Москва: Гос. муз. изд-во, 1932. — VIII, 349, [3] с., XXI, 11 л. ил., [3] л. нот.
М. П. Мусоргский.
Народные музыкальные драмы. Избранные стихи и письма. — СПб.: Quadrivium, 2018.
Абызова Е. Н.
«Картинки с выставки» Мусоргского. М.: Музыка, 1987.
Абызова Е. Н.
Модест Петрович Мусоргский. — М. : Музыка, 1985.
Акулов Е. А.
Три Бориса. Сравнительный музыкально-драматургический анализ партитур оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Д. Шостаковича. — М.: МАРТ, 1997.
Бакаева Г.
«Хованщина» М. Мусоргского — историческая народная музыкальная драма. — Киев: Музична Україна, 1976.
Баскин В. С.
Русские композиторы: М. П. Мусоргский. Очерк музыкальной деятельности. — М. : Ленанд, 2016 [репринт издания 189? года].
Беляев В. М.
Мусоргский. Скрябин. Стравинский: сб. статей. — М. : Музыка, 1972.
Берченко Р. Э.
Композиторская режиссура Мусоргского. — М.: УРСС, 2003. — 221 с., ноты. —
ISBN 5-354-00280-X
Васильева А.
Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского. Псков: Псковская областная типография, 2008.
Веприк А. М.
Три оркестровые редакции первой картины пролога оперы Мусоргского «Борис Годунов» //
Веприк А. М.
Очерки по вопросам оркестровых стилей. — М.: Советский композитор, 1978.
Вселенная М. Мусоргского
: материалы Открытой республиканской научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения композитора (Луганск, 21 марта 2019 г.). — Луганск : Изд-во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени М. Матусовского», 2019. — 147 с.
Гервер Л.
"Тень непроглядная"и «свет в небесной вышине»: к сравнению совокупного поэтического текста в романсах Мусоргского и Римского-Корсакова // Русская музыка. Рубежи истории: мат-лы международной научной конференции; [редколл. С. Савенко,И. Скворцова и др.]. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2005. — С. 78—99.
Головинский Г. Л.
Мусоргский и Чайковский: Опыт сравнительной характеристики. — Москва : Индрик : Летний сад, 2001.
Головинский Г. Л., Сабинина М. Д.
Мусоргский. М.: Музыка, 1998 (серия «Классики мировой музыкальной культуры»)
Гордеева Е. М.
Композиторы «Могучей кучки». — М. : Музыка, 1985. — 449
Горошко Н. П.
Проблема отношений народа и царской власти в трагедии А. С. Пушкина и опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Интегрованный урок (Литература. Музыка) в 7 классе / Н. П. Горошко, В. Р. Бусарева. — М. : Музыка в школе, 2006. — № 6. — С. 32-40.
Дурандина Е. Е.
Вокальное творчество Мусоргского. — М. : Музыка, 1985.
Жуйкова Л.
Музыкальная эстетика М. П. Мусоргского. — СПб.: Композитор — Санкт-Петербург, 2015.
Жуйкова-Миненко Л.
Трагическое и комическое в творчестве М. П . Мусоргского / /Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 14. — М. : Музыка,1975. — С. 39—64.
Запорожец-Ишлинская Н. В.
Оперы Мусоргского: Путеводитель. — М. : Музыка, 1985.
Зноско-Боровский А.
М. П. Мусоргский. — Киев : Музична Україна, 1985.
Игорь Глебов (Б. Асафьев).
Мусоргский. Опыт характеристики. — М., 1923.
Кандинский А. И.
О религиозно-нравственной основе «Хованщины» М. П. Мусоргского // Из истории русской музыкальной культуры. — М.: Московская консерватория, 2002
Кандинский А. И.
Статьи о русской музыке. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010.
Каратыгин В.
Мусоргский. Шаляпин (очерки творчества). — П., 1922.
Келдыш Ю.
Романсовая лирика Мусоргского. — М., 1933.
Лапшин И. И.
Модест Петрович Мусоргский // Звучащие смыслы. Альманах. — СПб. : Изд. С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 275—322 (перепечатка статьи Лапшина 1917 г.)
Ларош Г. А.
О Глинке, Мусоргском, Листе. Избранные статьи / Г. А. Ларош, А. П. Бородин. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
Левашев Е. М.
Драма народа и драма совести в опере «Борис Годунов» // Советская музыка., 1983. № 5.
Мартынов И. И.
М. П. Мусоргский. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1960.
Михайлов А. В.
О мировоззрении М. П. Мусоргского //
Михайлов А. В.
Музыка в истории культуры: избранные статьи. М., 2008, с. 147—178.
Музыкальный современник, 1917, № 5-6 (сдвоенный номер журнала, посвящённый М. П. Мусоргскому; содержит воспоминания и статьи И. И. Лапшина, статьи В. Г. Каратыгина, В. Д. Комаровой, А. Н. Римского-Корсакова, неизданные письма Мусоргского и др.)
Мусоргский
в квадрате. Высказывания о композиторе / [сост. Алексей Лысаков]. — Москва : Классика-XXI, 2008.
Новиков Н. С.
Молитва Мусоргского. Поиски и находки. Изд.2, исправленное и дополненное. Великие Луки, 2009.
ISBN 978-5-350-00176-1
Новиков Н. С.
У истоков великой музыки. Поиски и находки на родине М. П. Мусоргского. — Л.: Лениздат, 1989.
Образцова И. М., Образцова Н. Ю.
М. П. Мусоргский на Псковщине. — Л. : Лениздат, 1985.
Оголевец А. С.
Вокальная драматургия Мусоргского. — М. : Музыка, 1966.
/ Под общей ред. В. В. Яковлева. — Москва; Ленинград: Музгиз, 1940 (Москва). — 192 с.
Орлова А. А.
Мусоргский в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1974.
Орлова А. А.
Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 702 с. (формат книги увеличенный; содержит подробный хронограф)
Полякова Л. В.
«Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. — М. : Музгиз, 1960.
Попова Т.
М. П. Мусоргский. — М. : Музгиз, 1959.
Ручьевская Е. А.
«Хованщина» Мусоргского как художественный феномен. К проблеме поэтики жанра. — СПб. : Композитор, 2005.
Сабанеев Л. Л.
О Мусоргском //
Сабанеев Л. Л.
Воспоминания о России. — М. : Классика — XXI, 2005.
Сквирская Т. З., Хаздан Е. В.
Еврейский напев в записи М. П. Мусоргского // Петербургский музыкальный архив. Вып.10. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2012, С.73-86.
Смирнов М. А.
Фортепианные произведения композиторов «Могучей кучки». — М.: Музыка, 1971.
Соловцов А.
М. П. Мусоргский. — М.-Л., 1945.
Соловьёва П.
О стилизации церковного многоголосия в творчестве Мусоргского. — М. : Искусство в школе, 2008. — № 5. — С. 62-64.
Стасов В. В.
Перов и Мусоргский // Русская Старина, 1883, т. XXXVIII, стр. 433—458;
Стасов В. В.
от 2 апреля 2015 на
Wayback Machine
; его же, «Памяти М.» (СПб., 1885);
Трембовельский Е. Б.
Стиль Мусоргского. Лад, гармония, склад. Монография. (Издание второе, исправленное и дополненное). — М.: ООО Издательство «Композитор», 2010.
Туманина Н.
М. П. Мусоргский. М. — Л., 1939.
Тышко С.
Проблема национального стиля в русской опере. Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков. -К. : ЭП «Музинформ», 1993.
Шавердян А.
«Борис Годунов» (критический разбор). — М., 1931.
Ширинян Р. К.
Оперная драматургия Мусоргского. — М.: Музыка, 1981.
Шлифштейн С. И.
Мусоргский. Художник. Время. Судьба. — М. : Музыка, 1975.
Шумская Н. А.
«Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского: Путеводитель. — М. : Музыка, 1970.
Юдина М. В.
«Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского //
Юдина М. В.
Вы спасетесь через музыку. Литературное наследие. — М. : Классика—XXI, 2005.
Яковлев В. В.
«Борис Годунов» в театре //
Яковлев В. В.
Избранные труды о музыке. Т. 3. — М., 1983.
Brown D.
Musorgsky, his life and works. Oxford, 2002.
Calvocoressi M. D.
Moussorgsky. His life and works. London, 1956.
Forte A.
Musorgsky as modernist: The phantasmic episode in
Boris Godunov
// Music Analysis 9 (1990), p. 3-45.
Hofmann R.
Moussorgsky. Paris, 1952.
Taruskin R.
Musorgsky. Princeton, 1993.
Мультимедийный CD: Modest Mussorgsky. A Multimedia Tribute to the Great Composer. (ed. By Sergey Lebedev). Luvia United, 1999.
Сорокер Я. Л.
Модест Мусоргський (1839—1881) // Українська пісенність у музиці класиків: спроба дослідження. — Вінниця: НОВА КНИГА, 2012. — С.105—109.
История русской музыки. В 10 т. Т. 6. — М.: Музыка, 1989. — 382 с.
[
уточнить
]
История русской музыки. В 10 т. Т. 7. — М.: Российский институт искусствознания. — 1994. — 477 с.
[
уточнить
]
В ряде вторичных источников встречаются утверждения об ударении на второй слог фамилии. Эта гипотеза опровергается тем фактом, что в прижизненных документах существует разнобой в написаниях фамилии композитора, затрагивающий второй гласный и не затрагивающий первого (Мус
а
рский, Мус
е
рский, Мус
у
рский и т. д.). См., например: Н. С. Новиков. Молитва Мусоргского. Поиски и находки. / Издание второе, дополненное. — Великие Луки, 2009. —
от 2 апреля 2015 на
Wayback Machine
По свидетельству
А. Н. Римского-Корсакова
, «…произносил он её [свою фамилию] всегда на настоящий русский лад, с ударением на у — Му́соргский, а отнюдь не полонизируя её, как это теперь многие делают — Мусо́ргский». Цит. по: Мусоргский. Литературное наследие / сост. А. А. Орлова. М.: Музыка, 1971, с.33. См. также
Унбегаун Б.
Русские фамилии / Пер. с англ.; Общ. ред.
Б. А. Успенского
. —
М.
: Прогресс, 1989. — С. 345. —
ISBN 5-01-001045-3
.
Фамилией «Мусорский» композитор подписывал деловые бумаги и письма в 1850-х и начале 1860-х гг.; с буквой «г» стал писать свою фамилию примерно с 1863 г. (Письмо М. А. Балакиреву, № 44). Правописание через «г» зафиксировала, в том числе, и краткая «Автобиография» композитора (сохранился её автограф).
(неопр.)
. Русский биографический словарь. Дата обращения: 22 декабря 2022.
22 декабря 2022 года.
Государственный архив Псковской области, Ф.39, оп.20, д.220, лл. 1383об-1384
Автобиографическая записка (1880). См.: М. П. Мусоргский. Письма и документы. М., 1932, с.422.
Именно такое ударение (на второй слог) в распетом тексте у Мусоргского.
В голосовании по этому вопросу приняли участие семь человек:
Людвиг Вильгельм Маурер
— композитор и дирижёр Французского театра в Петербурге;
Эдуард Францевич Направник
— композитор и (с 1869 г.) главный дирижёр Мариинского театра;
— фаготист, композитор и дирижёр Михайловского театра;
— капельмейстер оркестра петербургского Французского драматического театра;
— скрипач и балетный дирижёр;
— капельмейстер Немецкой драмы в Петербурге;
Джованни Ферреро
— контрабасист оркестра Итальянской оперы. В результате тайного голосования, как следует из рапорта, «выпало шесть черных шаров и один белый».
Орлова А.
Труды и дни М. П. Мусоргского <…>, с.213.
Собственное выражение Мусоргского. Диагностическое определение этой болезни неизвестно.
«Мусоргский, увлекаясь исполняемым им аккомпанементом, часто отвлекался и создавал своё, показывая нам такие модуляции и аккорды, приходившие ему в голову, что мы — ученики поражались и восхищались ими, а Леонова удивительно тонко исполняла выливавшиеся из его рук мелодии» (из воспоминаний А. А. Демидовой). Цит. по:
Орлова А. А.
Труды и дни <…>, с.592.
Со слов профессора
В. Г. Дружинина
записал И. И. Лапшин. Цит. по:
Орлова А. А.
Труды и дни <…>, с.599.
Лучшие его лирические романсы — «Ночь» (на слова
А. С. Пушкина
) и «Еврейская мелодия» (на слова
Л. А. Мея
).
На те же стихи
А. К. Толстого
написал свою известную песню А. П. Бородин.
Детская вызвала восторг
Ф. Листа
, о котором 19 мая 1873 года сообщала его ученица А. фон Шорн: «Волшебные пальцы великого исполнителя выдавали, как он взволновался, перенесенный этой музыкой на зарю собственного детства <…> Лист восклицал: „Любопытно!… и как ново! Какие находки!… Никто другой так этого бы не сказал“ И тысячу других выражений удивления и удовольствия».
В наше время оперные театры мира стремятся ставить оперу «Борис Годунов» в авторских редакциях — первой или второй, не совмещая их.
«Модинька оскорблен несправедливыми и высокомерными отзывами Милия о „Борисе“, высказываемыми бестактно и резко в присутствии людей, которые вовсе не должны бы слышать это» (из письма Бородина от 25.10.1871). Цит. по: Письма А. П. Бородина. Вып. 1. М., 1928, с. 312.
Позже Римский-Корсаков оправдывался: «Своей обработкой и оркестровкой „Бориса Годунова“… я остался несказанно доволен. Яростные почитатели Мусоргского немного морщились, о чём-то сожалея… Но ведь дав новую обработку „Бориса“, я не уничтожил первоначальный вид, я не закрасил старые фрески. Если когда-нибудь придут к тому, что оригинал лучше, ценнее моей обработки, то обработку мою бросят и будут давать „Бориса“ по оригинальной партитуре» (Летопись моей музыкальной жизни. СПб., 1909, с. 351).
Письмо к Е. С. Бородиной, 24-25.10.1871 // Бородин А. П. Письма. Выпуск 1. М., 1928, с.313.
Среди существующих на сегодняшний день редакций оперы, выполненных другими композиторами, наиболее близкой к оригиналу считается редакция Д. Д. Шостаковича, оркестровавшего не оркестрованные автором страницы клавира и дописавшего собственную музыку в Пятый (недописанный Мусоргским) акт оперы.
Часть музыки взята из «Марша князей», написанного композитором для (неосуществлённого совместного проекта) оперы «
Млада
».
Денисенко С. В. Пушкинские тексты на театральной сцене в XIX веке. — СПб.: Нестор-История, 2010. — 494 с. — С. 214 —
ISBN 9-785-981876
-9
Цит. по:
Мусоргский М.П.
Женитьба. Клавир. [М.-Л., 1931], с. без номера («От издательства»).
Например:
Холопов Ю. Н.
Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. М.: Музыка, 1989.
«Неустанно играю и переигрываю Мусоргского. Просто немыслимо, сколь многим я ему обязан» (запись в «песенном» дневнике 1946 года). Цит. по:
Пуленк Ф.
Я и мои друзья. М., 1977, с. 147.
Идею оперы подал Мусоргскому его друг, литературовед и филолог
В. В. Никольский
.
См.
Беляев В. М.
«Борис Годунов» в театре имени Станиславского // Жизнь искусства, 1929, № 12, 17 марта, с.10-11.
Мусоргский предполагал сочинить её в зависимости от «сценической техники» (письмо Стасову от 22.08.1880).
Основой оркестрового сочинения послужила фортепианная пьеса «Интермеццо», к которой автор дописал трио.
В начале партитуры значится: Содержание — 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни; 2. Поезд сатаны; 3. Чёрная служба; 4. Шабаш.
Надежда Ивановна Тетерина, Евгений Михайлович Левашев, Василиса Александровна Александрова.
(рус.)
// Музыкальная академия. — 2022-12-26. —
Вып. 4(780)
. —
С. 6–27
. —
doi
:
.
13 июля 2023 года.
Рукопись Марша (без заголовка, в виде клавира) хранится в РНБ под шифром Ф.61 (В. И. Бельский), ед. хр. 19. В русском тексте используется первая строка Корана «Ла Илляха иль Алла» («Нет Бога, кроме Аллаха») и несколько бессмысленных слов, по-видимому, записанных Мусоргским от носителя на слух. На последней странице рукописи — дата и автограф: «11 октября 1859 года, Модест Мусоргский».
Люба и Бельтов — герои романа А.Герцена «
Кто виноват?
».
Первые издания: 1872 (№ 1-5; обложка издания выполнена по рисунку И. Е. Репина); 1908 (то же, с добавлением песен «Кот Матрос» и «Поехал на палочке»).
Племянники Мусоргского Татьяна и Георгий, дети его брата Филарета.
Сын Ц. А. Кюи, у которого Мусоргский был крёстным.
В современной концертной практике «Кот Матрос» исполняется как № 6 цикла «Детская».
В современной концертной практике «Поехал на палочке» исполняется как № 7 цикла «Детская».
1877. На тот же текст позже (1884) написана песня А. П. Бородина.
Помимо статей сборник включает список сочинений, подготовленный
П. А. Ламмом
, воспоминания современников, письма, детальные указатели, первую публикацию сатирической картины
К. Е. Маковского
«Могучая кучка».