Interested Article - Романов, Алексей Дмитриевич

Алексей Дмитриевич Романов (род. 24 сентября 1952 , Москва ) — советский и российский музыкант, гитарист, вокалист рок-групп « Воскресение », « СВ », « Машина времени », «Кузнецкий мост». Участвовал также в трио Романов— Сапунов — и сотрудничал с группой фламенко Los De Moscu. Бессменный лидер и основной автор песен группы «Воскресение».

Биография

Родился 24 сентября 1952 года в Москве. Окончил МАРХИ . Любимый стиль — модерн .

В семье все пели. Дед Романов, например. У него, как положено, происхождение пролетарское… Прадед Александр Петрович Романов… Судя по фотографиям, то ли они брали одежду напрокат, то ли действительно были аристократами. А Николай Александрович Романов, кроме того, что был прекрасный спортсмен, брал музыкальный инструмент и тут же на нём играл. Со стороны матери азербайджанские предки. Там вообще все были артисты. Мамина сестра — колоратурное сопрано . Музыка всегда была в доме. Но у меня не было никакой музыкальной школы. Я был обычный московский школьник. Родители работали, и я был предоставлен сам себе. Мы с мальчишками воровали морковь на колхозных полях, а потом всех накрыло. Все до единого стали битломанами .

Алексей Романов

Отец очень хотел, чтобы Алексей аккомпанировал цыганские романсы . Так появилась первая гитара. Потом событием стал совместный концерт Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга , оставленный дядей на бобине , вместе с магнитофоном « Яуза-5 ». Там были и альбомы Элвиса Пресли . Алексею исполнилось тогда лет десять. Его родственники, двоюродные братья и сестры, тоже увлекались рок-н-роллом и давали его слушать. К моменту появления « Битлз » уже имелась вторая гитара (первая к тому времени просто развалилась), и Романов серьёзно подошёл к технике. В 16 лет играл в своей первой рок-группе . Первой рок-музыкой на русском языке, которую он услышал, была песня группы « Сокол » к мультфильму « Фильм, фильм, фильм » .

В 1969 году организовал совместно с вокалистом и пианистом Виктором Кистановым дуэт «Бродячие облака». «Они», как пишет Андрей Макаревич , «нежно и музыкально пели битловские песни — выходило, что называется, один к одному — то, чего „ Машина “ никогда не могла добиться…» . Через год возникла группа с оригинальным названием «Ребята, которые начинают играть, когда полосатый гиппопотам пересекает реку Замбези», куда, помимо Романова и Кистанова, входили гитарист Сергей Цвиликов, бас-гитарист Александр Шадрин и игравший до этого в первом составе «Машины времени» барабанщик Юрий Борзов . Ещё через год группа распалась .

Вместе с Макаревичем был отчислен из Архитектурного института (позже оба восстановлены). Макаревич вспоминает: «…пришла установка очистить ряды советских студентов от волосатой нечисти. Под эту категорию попал я, Лешка Романов… Установка, конечно, была закрытой, и поводом к исключению послужил какой-то идиотский предлог… Учились мы хорошо, хвостов не имели, и вся история выглядела бредово. Помню, как сокурсники наши стихийным табуном ломанулись к ректору за правдой и как они по одному выходили оттуда, пряча глаза и разводя руками. Я просто физически ощущал, как невидимая стена прошла между нами и ними, а ведь мы с Лешкой были совсем не последние ребята в институтской тусовке» .

В 1974 году исключение из МАРХИ официально было обставлено как наказание за несвоевременный уход с работы на овощной базе. Романов: «Перекидали тонну лука, как и было велено, выпили бутылку и пошли домой. Преп-надзиратель Мошкин накатал записку в деканат: „Ушли, не приступив к работе“. „Подельников“ было трое: Раков, Романов, Макаревич. Друзья добавляли: „ Сахаров , Солженицын “ — время такое было. Комсорг курса собрал делегацию, отправились к ректору разбираться, вышли бледные от злости. „У нас музыканты не учатся“, — было сказано» . В итоге Макаревич перевелся на вечерний, а Алексей — на другой факультет и закончил на дневном отделении.

С 1974 -го по лето 1975 -го Романов был солистом «Машины времени», выступая вместе с Андреем Макаревичем, Александром Кутиковым и Сергеем Кавагоэ . Макаревич пишет: «…не чувствовал себя в своей тарелке Лёшка, хотя ни он, ни мы не могли понять, почему, собственно. Мы пытались сделать несколько его песен, а мои он пел как-то не так — во всяком случае, мне так казалось. …в конце концов он пропал дня на два, я поехал к нему, долго плутал в потёмках Тёплого Стана, застал его дома, состоялся какой-то смутный разговор, из которого получалось, что он никак не может почувствовать своё место в нашей команде — и мы расстались друзьями» . Среди песен, едва не попавших в репертуар «Машины времени», была и «Есть у меня песни различные…» — вещь, с которой позже начинался первый магнитоальбом «Воскресения» .

В 1975 году Романов стал солистом группы «Опасная зона», куда, помимо него, входили Алексей Макаревич — лидер-гитара; Олег Друкаров — электроорган; Сергей Андреев — бас-гитара; Игорь Котлов — ударные.

В 1976 -м группа стала называться «Кузнецкий мост». В репертуар «Кузнецкого моста» входили будущие знаменитые хиты «Воскресения»: « Кто виноват? » и «Снежная баба» .

В 1979 году Сергей Кавагоэ и Евгений Маргулис , уйдя из «Машины времени», предложили Алексею Романову сотрудничество. Имея способности организатора, Кавагоэ обязался найти аппаратуру, если будет репертуар. Так возникла группа «Воскресение». Осенью 1980 -го первый состав «Воскресения» распался; Маргулис стал бас-гитаристом «Аракса» . Поскольку «Аракс» не только исполнял некоторые песни Романова, но и музыканты группы писали песни на его стихи, тот какое-то время числился в «Араксе» автором, и его трудовая книжка, ранее бывшая в Госхимпроекте, при помощи отца, теперь находилась в Московской областной филармонии .

Вскоре «Воскресение» возрождается в составе Романов — Никольский Сапунов — Шевяков. В 1982 -м бывший менеджер (формально — художественный руководитель) «Машины времени» Ованес Мелик-Пашаев предлагает Романову работать на профессиональной сцене .

Романов вспоминает об этом: «…предложение Мелик-Пашаева оказалось очень кстати. В составе с Никольским меня мало что держало… Гораздо больше времени я проводил в компании с Вадимом Голутвиным , тогда ушедшим из „Аракса“, группа Мелик-Пашаева собралась вокруг нашего альянса». Впоследствии эта группа стала называться « СВ » .

В 1983 году Генеральный секретарь ЦК КПСС и бывший руководитель КГБ Юрий Андропов распорядился заново рассмотреть все закрытые дела, среди которых было дело о «левом концерте» «Воскресения». Обвинение выдвигалось против Романова и звукооператора группы Александра Арутюнова .

Следствие по этому делу вела женщина по фамилии Травина (из УВД Мособлисполкома ). Остальных участников группы спасло чудо: вызванные на допрос чуть позже, они успели проконсультироваться с юристами (и заочно — с В. Альбрехтом), поэтому на вопросы о том, получали ли они гонорары от комсомольских и профсоюзных организаций, отвечали непрошибаемым «нет» … они до конца процесса оставались свидетелями, — в отличие от Романова, который сказал «да».

Илья Смирнов

Несмотря на постоянные задержания, закрытия сейшенов и т. д., никто из московских музыкантов, кажется, не пострадал, хотя под следствием были многие. Кроме, пожалуй, идиотской истории с Лёшкой Романовым, который сам себя оговорил.

Андрей Макаревич

В августе Романов и Арутюнов были арестованы. Им инкриминировалась частная предпринимательская деятельность в виде продажи билетов на один из концертов. Алексей Романов провёл девять месяцев в Бутырской тюрьме , затем два в Серпухове (у музыканта конфисковали телевизор, неработающий проигрыватель «Корвет», за который потом на суде забрали 170 рублей, магнитофон «Комета», два кресла, его гитару — красный японский Fender — и все деньги со сберкнижки) .

В мае 1984 -го дело было передано на рассмотрение в суд. Заседание проходило в городе Железнодорожный . Суд вынес приговор: Романову — три с половиной года условно и конфискация имущества, Арутюнову — три года колонии .

Как в старой поговорке — был бы человек, а статья найдётся. Так что три года с конфискацией имущества для меня как-то сочинились. Вообще-то, я попал по глупости, потому что врать не умею. Знающие люди говорили: ни в чём не сознавайся. А я после того, как просидел четырнадцать дней в КПЗ , потерял контроль над собой и признался во всём, лишь бы отвязались. После этого меня перевели в Бутырку. Полгода в камере без допросов, в грязи — это, конечно, была пытка. Слава богу, что мои родители подняли шум, дело пересмотрели в суде и меня выпустили.

В КПЗ ни читать, ни писать нельзя. Там можно только считать клопов и смотреть, как перемещаются солнечные зайчики. А в одиночке я пустился в свои излюбленные восточные дела — медитировал , поднимался над полом, вспоминал детально свою жизнь… Были у меня романтические надежды, что я что-нибудь там сочиню, но ничего не получилось. Кстати, в тюрьме мне пришлось пройти экспертизу на предмет сумасшествия — судьба предоставила возможность откосить. Но я по здравому размышлению понял, что лучше лагерь, чем дурдом. Из лагеря рано или поздно выходят, а из дурдома — никогда. Он поселяется внутри человека.

Алексей Романов

Мелик-Пашаев и некоторые музыканты ушли; Голутвин и другие продолжали ждать Романова, готовили концертную программу «Московское время», основанную на стихах Юрия Левитанского и других известных поэтов. При записи альбома вернувшийся из тюрьмы Романов (спевший и сыгравший на бас-гитаре) смог предложить только одну свою новую песню — «Спешит моя радость» .

В 1985 -м он становится участником организованного Мелик-Пашаевым проекта «В едином ритме». В проекте участвовал и Владимир Кузьмин ; когда Кузьмин уходит, игравший с ним бас-гитарист Евгений Казанцев начинает аккомпанировать Романову. Алексей играл в 1987 году на танцах в Сокольниках, параллельно работал в Перовском «Досуге»: «Необходимо было трудоустроиться, в противном случае можно схлопотать уголовную статью за тунеядство . Подвернулась дивная возможность провести зиму и весну, репетируя с друзьями в особняке Фон Мекк , прорезалось несколько новых вещиц, пару концертов мы всё-таки дали, а потом сгорела казённая „Вермона“ и нас уволили. „ “ категорически отказывались исполнять…» .

В 1987 -м Романов снова воссоединяется с Голутвиным в группе «СВ», приведя туда и Казанцева; по этому случаю выходит альбом «Возвращение» .

В 1990 году , после записи виниловой пластинки «СВ» «Солдат вселенной» Романов, Казанцев, барабанщик Юрий Китаев решают исполнять новые песни втроём и покидают группу .

В 1991 -м Казанцева заменяет Андрей Сапунов, а ещё через год Китаева заменяет Алексей Коробков, затем сын знаменитого певца Андрей Кобзон. Трио даёт концерты, принимает участие в организованной Александром Барыкиным телепередаче «Живая вода», которая пропагандировала исполнение музыки не под фонограмму; Романов поёт там свою близкую к панк-року песню «Моя последняя любовь (по прозвищу Смерть)». Однако выпустить альбом «Семь вещей» на компакт-диске трио удаётся только в 1995 -м, через год после того, как снова начала существовать группа «Воскресение» . В записи приняли участие также (как саксофонист) Владимир Пресняков-старший и последний клавишник «СВ» Андрей Миансаров .

Песню «Светлая горница» Романов написал не на собственные стихи, а на стихотворение поэта Серебряного века Михаила Кузмина . Шесть песен Романова спел сам автор и только одну («Мне тебя утешить нечем») — Сапунов .

В 2009 году , отвечая на вопросы онлайн конференции « Аргументы и факты », Романов сообщил, что в 2003 году бросил курить по причине проблем с голосовыми связками . «Я молчал месяца 3, предстояла операция, слава богу, ничего не вышло. Очень помогла врач-фониатр Зоя Андреевна Изгарышева из поликлиники Большого театра , она меня за пару недель вытащила. Через полгода я уже пел. Честно говоря, испугался по-страшному. Потому что переквалифицироваться в управдома мне уже поздно» .

Лидером «Воскресения» Алексей остаётся по сей день . Получил высшее музыкальное образование, пройдя обучение на кафедре эстрадно-джазового пения в Государственной классической академии имени Маймонида в Москве .

«Я не ставлю приоритетом постоянный выпуск новых альбомов. Каждая работа должна быть новым словом в музыке, а не очередной вариацией старого. Так что пока ничего из нового публиковать не намерен» .

В декабре 2015 года в Центральном доме литераторов состоялись презентация книги «Всё сначала» и творческий вечер-концерт Алексея Романова.

В 2016 году вместе с Евгением Маргулисом создал проект «Группа выходного дня», с которым они выступали на различных мероприятиях , например, «Фестивальная ночь» 3 марта 2018 года в Ханты-Мансийске в рамках 16-го Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня», генеральным партнёром являлась компания « Газпром нефть » .

Личная жизнь

Первая жена — Алла Михайловна Голубкина (1960), врач-косметолог, впоследствии была супругой Андрея Макаревича.

Вторая жена — Лариса Николаевна Хитана — бывшая участница танцевального трио Бориса Моисеева «Экспрессия», затем — ансамбля фламенко «Los de Moscu».

Санкции

7 января 2023 года, из-за вторжения России на Украину , внесён в санкционный список Украины против лиц «которые публично призывают к агрессивной войне, оправдывают и признают законной вооруженную агрессию РФ против Украины, временную оккупацию территории Украины » . Предполагается блокировка активов на территории страны, приостановка выполнения экономических и финансовых обязательств, прекращение культурных обменов и сотрудничества, лишение украинских госнаград .

Дискография

Группа « Воскресение »

Студийные альбомы
  • 1979 1980 Воскресение 1 ( в 1993 году вышло ремастеринговое переиздание двойным диском, содержащее песни с альбома «79» и записи 80 года, он же «Кто виноват? / Воскресение 79—80». В 2002 году вышла ремастеринговая версия альбома «79». )
  • 1981 Воскресение 2 (в 1992 году вышло ремастеринговое переиздание)
  • 2001 Всё сначала (новые записи песен разных лет)
  • 2003 Не торопясь
Концертные альбомы
  • 1994 — Концерт. ДК Мехтех (1982)
  • 1995 — Мы вас любим — двойной, запись концерта в зале «Россия» 16 июня 1994
  • 1995 — Живее всех живых — запись концерта в зале «Promotion club» 28.03.95
  • 1998 — Живая коллекция — запись с концерта на телевидении
  • 2000 50 на двоих совместный концерт с группой Машина Времени (20 лет группе «Воскресение» и 30 лет «Машине Времени») в спорткомплексе «Олимпийском»
  • 2003 — Не торопясь Live — концерт-премьера альбома «Не торопясь» в УСЗ «Дружба» 5 марта 2003 года
  • 2005 — Посмотри, как я живу — концерт в ГЦКЗ Россия 20.09.2001, издан — студия «Союз»
  • 2005 — Я привык бродить один — концерт в ГЦКЗ Россия 20.09.2001, издан — студия «Союз»
Сборники
  • 1994 — Солнцем освещённая дорога
  • 1996 — Легенды русского рока, «Воскресение», выпуск 1
  • 2002 — Легенды русского рока, «Воскресение», выпуск 2

Трио: Романов — Сапунов — Кобзон

Студийные альбомы
  • 1995 — 7 вещей

Сольное творчество

Концертные альбомы
  • 1994 — Акустический концерт (Алексей Романов и Константин Никольский)
  • 2004 — По дороге разочарований (переиздание сета Алексея Романова)
Синглы
  • 2020 — «Хемингуэй» (Alex Pilips и «Братья Карамазова»)

Группа « СВ »

Студийные альбомы
  • 1983 — Радуюсь
  • 1984 — Московское время
  • 1987 — Возвращение
  • 1988 — Делай своё дело
  • 1990 — Солдат вселенной
Концертные альбомы
  • 1990 — Концерт, посвященный 10-летию группы Воскресение
  • 1991 — «Машине времени» — ХХ!

Трио: Романов, Китаев & Макиенко

Концертные альбомы
  • 2016 — Апрель (Live)

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 сентября 2023. 2 сентября 2023 года.
  2. . Дата обращения: 1 апреля 2013. Архивировано из 1 апреля 2013 года.
  3. . Дата обращения: 4 августа 2014. 10 августа 2014 года.
  4. . Дата обращения: 18 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  5. . Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано из 23 марта 2012 года.
  6. . Дата обращения: 15 января 2011. Архивировано из 29 ноября 2010 года.
  7. . Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано из 23 марта 2012 года.
  8. . Дата обращения: 4 августа 2014. Архивировано из 8 августа 2014 года.
  9. . Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано из 7 января 2014 года.
  10. . Дата обращения: 8 сентября 2011. 17 октября 2011 года.
  11. от 20 марта 2013 на Wayback Machine // Официальный сайт группы ВОСКРЕСЕНИЕ
  12. . Дата обращения: 18 июня 2013. 27 сентября 2016 года.
  13. . Дата обращения: 10 декабря 2011. 6 января 2010 года.
  14. . Дата обращения: 10 декабря 2011. Архивировано из 27 августа 2014 года.
  15. . Дата обращения: 7 июля 2016. 18 августа 2016 года.
  16. . Дата обращения: 12 сентября 2013. Архивировано из 9 ноября 2013 года.
  17. . Дата обращения: 4 августа 2014. 8 августа 2014 года.
  18. . Дата обращения: 27 марта 2018. 27 марта 2018 года.
  19. . Дата обращения: 27 марта 2018. 27 марта 2018 года.
  20. . Дата обращения: 27 марта 2018. 27 марта 2018 года.
  21. . Война и санкции . Дата обращения: 22 января 2023. 22 января 2023 года.
  22. . InterMedia (7 января 2023). Дата обращения: 10 августа 2023. 27 февраля 2023 года.
  23. . Дата обращения: 7 июля 2016. 7 июля 2016 года.

Ссылки

  • на сайте « »
Источник —

Same as Романов, Алексей Дмитриевич