Interested Article - Ордубад
- 2020-05-28
- 1
Ордуба́д ( азерб. Ordubad ) — город в Азербайджане , административный центр Ордубадского района и второй по величине город Нахичеванской Автономной Республики . Расположен в предгорьях Зангезурского хребта на реке Ордубадчай , в 4 км от железнодорожной станции Ордубад.
Ордубад является одним из немногих городов Азербайджана, хорошо сохранивших свои памятники старины, старую планировку и значительную часть старой застройки . С 2001 года площадь исторической застройки города является кандидатом на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Этимология
Название города имеет тюрко - персидское происхождение и дословно означает «армейский город» — от тюркского «ordu» (армия) и персидского «bad» (город), что подразумевает, что город был основан в период монгольского нашествия или последующего правления Ильханидов .
География
Ордубад расположен у подножья Зангезурского горного хребта на высоте 850 м над уровнем моря, в 64 км к юго-востоку от Нахичевани , в 1,5 км севернее левого берега реки Аракс , по которой проходит граница с Ираном . Граница с Арменией проходит в 11 км восточнее города. Город разделён на две части рекой Ордубадчай .
История
Средневековье
В древности территория Ордубада входила в пределы области Гохтн Великой Армении . Возникновение поселения в Ордубаде, вероятно, восходит к V—VI вв. н. э, когда город входил в состав Армянского марзпанства .
Самым древним памятником Ордубада, о котором имеются сведения, является куфическая надпись на персидском языке на одной из плит старинного кладбища в городе, относящаяся к 824 году . Эта надпись была открыта М. Ханыковым, который писал, что в 1851 году М. Архангельский сделал для него эстампаж с этой надписи. Однако эта плита не сохранилась. Уже в 1927 году В. М. Сысоев не нашёл на Ордубадском кладбище ни одной куфической надписи . К древним памятникам Ордубада относятся и сохранившиеся до конца XIX века развалины древнего караван-сарая . Он находился рядом с площадью Араса-майдан, подземный ход от которого вёл к старинной церкви, построенной, по народному преданию, в начале распространения христианства, в начале V века. Одним из древнейших памятников Ордубада, сохранившимся до наших дней, является датированная 1357 годом могильная плита на кладбище Ордубада с арабско-персидской надписью религиозного содержания . Данная могила, найденная на том же кладбище, что и плита 824 года, принадлежала ордубадцу Шейх Абу-Саиду, являвшемуся современником Ибн Сины .
Историк Хумар Ваидова отмечает, что первые упоминания об Ордубаде относятся к VII веку . В этот период всё Закавказье, в том числе Ордубадская провинция, попало под власть Арабского халифата и было объединено в составе единого Армянского эмирата . Провинцией управляли назначаемые халифами эмиры .
В IX—X вв. Ордубадская провинция поочерёдно попадала под власть феодальных государств иранских династий Саджидов , Саларидов (правивших в северо-западной Персии , в провинции Азербайджан , имевшем до XI века персидское население ) и Армянского царства .
В XI веке Ордубадская провинция, как и вся территория Закавказья, была завоёвана сельджуками , пришедшими сюда из Средней Азии. Большую известность Ордубад приобрёл в XII веке , в то самое время, когда Нахичевань некоторое время являлся столицей Государства Ильдегизидов .
В 1196—1261 годах, Ордубад входит в состав Армянского царства Закарянов.
В первой половине XIII века Ордубад был захвачен монгольскими завоевателями. Считается, что тюрко-персидское название «Ордубад», означающее «город армии», может подразумевать его основание именно в период монгольского нашествия или в период последовавшей за ним эпохи правления Ильханидов , что намного вероятнее, поскольку Ильханиды превратили Азербайджан (северо-западная Персия) в центр своей власти. Ордубад был одним из важных торговых городов, через который проходили караваны из Китая, Европы и Индии. Из города вывозились фрукты, сельскохозяйственные продукты и шёлк. Хамдаллах Казвини в середине XIV века описывал Ордубад, как провинциальный город, являвшийся одним из пяти городов, входивших в Нахичеванский туман, утопающий в садах, и производящий прекрасный виноград, зерновые и хлопок. В сочинении «Нузхат ал-кулуб» Хамдаллаха Казвини (XIV век) Ордубад, равно как и Нахичевань , указываются в регионе Азербайджан .
В конце XIV века город подвергся нападению войск Тимура . В 1387 году, после покорения Хорасана , Тимур со своим войском двинулся на Тебриз , а затем в Сюникскую область. Путь его проходил через Ордубад и его окрестности, понёсшими вследствие этого большой урон. Бои, проходившие рядом с Ордубадом во время длительной осады крепости Алинджакала , были весьма разорительными для населения города. В XV—XVI вв. Ордубад входил в состав феодальных государств пришлых тюркских объединений Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу .
В XV веке на левом берегу реки Ордубадчай на холме Амбарас была основана феодальная крепость, являвшаяся центром города, который начал стремительно развиваться за счёт торговли.
Новое время
Согласно , в марте 1504 и в марте 1506 гг., в эпоху шаха Исмаила I, несколько сефевидских землеустроителей были отправлены в преимущественно армянонаселенный район Ордубада для проверки статуса собственности на сельскохозяйственные земли и городской собственности в регионе .
Вплоть до XVI века Ордубад был одним из центров ремесленного производства и торговли. В XVII веке на левом берегу Ордубадчая были образованы новые центры торговли. Учитывая, что развитие города проходило на правой стороне, крепость потеряла своё значение . В 1604 году Ордубад (в период правления шаха Аббаса ) получил некоторые привилегии, освободившие его от уплаты налогов в казну, о чём свидетельствует текст шахского фирмана, высеченного над порталом Джума-мечети . Так, Хатембек Ордубады, носивший титул «Этимад-ад-доулэ», будучи главным визирем Аббаса I, выхлопотал у него в 1607/08 г. налоговый иммунитет — «муафи» городу Ордубаду, о чём и свидетельствует шахский указ, вырезанный над порталом Джума-мечети . Конец XVI — первая половина XVII в. оказались для Ордубада тяжёлым периодом. Подвергаясь набегам то турецких, то иранских завоевателей, а зачастую являясь ареной ожесточённых и кровопролитных сражений, Ордубад не раз был разграблен и разорён. Так, в 1635 году во время ирано-турецкой войны Ордубад был варварски разрушен. Во второй половине XVII века внешняя политическая стабилизация объективно способствовала оживлению городской жизни, восстановлению ремёсел и торговли. К этому периоду относится строительство медресе . В XVII—XVIII веках в Ордубаде, на правом берегу реки начали основываться новые центры торговли .
В конце 1720-х гг. был взят предводителем армянских повстанцев в Зангезуре Мхитаром Спарапетом .
В XVIII — начале XIX вв. город входил в состав Нахичеванского ханства (в юго-восточный магал Аза-Джейран), но после русско-персидской войны 1827 года и Туркманчайского договора 1828 года, эти территории отошли к царской России .
В течение сравнительно долгого периода времени, исчисляемого двумя столетиями (XVII—XIX вв.), в силу внутренних и внешних обстоятельств социально-экономическая база Ордубада не получала сколько-нибудь существенного развития, а в отдельные периоды даже регрессировала. Основными занятиями населения города оставались садоводство, ремесленное производство и торговля .
В составе Российской империи Ордубад (или Ордубат) был безуездным (не составляющего административного центра для какой-либо определённой территории) городом Нахичеванского уезда Эриванской губернии и был расположен на границе России и Персии . В 1834 году население города и 52 его деревень составляло 11,341 человек . Население, состоящее главным образом из азербайджанцев, занималось садоводством и шелководством . В городе стоял замечательный огромный чинар ( Platanus orientalis ). В городе тогда было одноклассное городское училище .
С 1850 по 1868 г. Ордубат был уездным городом Эриванской губернии .
-
Ордубад в составе Нахичеванского ханства на карте 1902 года
-
Ордубад (Ордубатъ) в составе Нахичеванского уезда на карте 1903 года
Новейшая история
В 1977 году постановлением правительства Азербайджанской ССР площадь исторической застройки города Ордубада, отличающаяся своеобразной архитектурной структурой и памятниками архитектуры, была объявлена историко-архитектурным заповедником.
В 2001 году город был объявлен кандидатом на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Население
В 1869 году в городе было 810 домов (или дворов) . В 1875 году в Ордубаде жило 5000 человек, 4700 из которых были мусульманами и 300 армянами . В конце XIX век — начале XX века Ордубат имел около 4 500 жителей, главным образом азербайджанцы - мусульмане (в источнике — татары-мусульмане) .
Согласно Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в городе проживало 4 611 человек (грамотных — 798 человек, или 17,3 %). .
Год | Азербайджанцы | Армяне | Русские , украинцы , белорусы | Поляки | Грузины | Немцы | Остальные |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1897 | 4 088 (88,66 %) | 284 (6,16 %) | 179 (3,88 %) | 34 (0,74 %) | 8 (0,17 %) | 4 (0,09 %) | 14 (0,3 %) |
По данным « Кавказского календаря » на 1912 год в городе проживало 5445 человек, в основном азербайджанцев (указанных как «татары») . Согласно Кавказскому календарю, к 1914 году население составляло 5 655 человек (мусульман-шиитов — 5 367, армян — 173 ).
По всесоюзной переписи населения 1989 года в Ордубаде проживало 9 395 человека , в 1991 году — 9 500 , а в 2008 — 10 372.
Экономика и транспорт
В городе сосредоточены кокономотальная фабрика, аграрно-промышленный плодоводческий комбинат и гренажный завод. Ордубад имеет автобусное сообщение с Нахичеванью , Джульфой , Дырнысом и деревнями Ордубадского района.
Кварталы города
Ордубад разделён на пять крупных кварталов- махалля :
- Сер-Шехер;
- Амбарас (Верхний Амбарас и Нижний Амбарас) ;
- Кюрдетар;
- Уч-Таренги;
- Мингис.
Помимо главных кварталов в городе имеются малые кварталы: Карачанак, Дильбяр, Энгеч , Караховузбаши, Аскерхан, Кёрпюбаши, Бегляр, Гошгар и др.
Достопримечательности
- Государственный историко-архитектурный заповедник (включает площадь исторической застройки города) .
- Армянский монастырь XIII века
- Дом-музей М. С. Ордубади .
- Джума-мечеть (перестроена в XVII в.),
- Дильбер-мечеть (XVIII в.).
- Двухэтажное медресе (начало XVIII в.)
- Жилые дома с вестибюлем XVIII—XIX вв., образующие своеобразную группу в народном жилище Азербайджана .
- Мечеть Саршахар (XVIII в.).
-
Мечеть в квартале Амбарас
-
Джума-мечеть XVII века
-
-
Мечеть Гаджи Гусейнкули
-
Мечеть Саршахар XVIII века
Примечания
- Комментарии
- Согласно терминологии того времени, ЭСБЕ и от 31 января 2022 на Wayback Machine — «татары», от 12 января 2021 на Wayback Machine — «татары», «адзербейджанские турки», язык указан как «татарский». В от 17 ноября 2017 на Wayback Machine указаны как «тюрки». Согласно переписям после 1926 года, нынешней терминологии и в тексте статьи — азербайджанцы
- Источники
- (азерб.) . mincom.gov.az . Дата обращения: 15 января 2021. 21 января 2021 года.
- ↑ А. В. Саламзаде. Проблемы сохранения и реконструкции исторических городов Азербайджана. — Элм, 1979. — С. 47. — 138 с.
- Клиффорд Эдмунд Босуорт . (англ.) . Encyclopædia Iranica (20 июля 2002). — «The Turco-Persian name “army town” implies a foundation during the period of the Mongol invasions or the ensuing Il-Khanid one, especially as the Il-Khanids made Āẕarbāyjān the center of their power» . Дата обращения: 20 ноября 2021. 17 ноября 2012 года.
- James R. Russell. . — Harvard University Press , 1987. — P. 69.
- Robert H. Hewsen. The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhacʻoycʻ, the Long and the Short Recensions. — Reichert, 1992. — P. 253.
- ↑ , с. 6.
- ↑ Хумар Ваидова. История города Ордубад в XIX — начале ХХ вв. — Институт истории им. А. А. Бакиханова, Баку: Nurlan, 2007. — С. 15. — 189 с.
- , с. 16.
- ↑ , с. 17.
- , с. 18.
- ↑ Ныне значительная часть территории находится в Иранском Азербайджане
-
M. Whittow, «The Making of Byzantium: 600—1025», Berkley: University of California Press, pp. 195, 203, 215:
В течение восьмого и девятого столетий Азербайджан был ареной частых антихалифских и антиарабских восстаний, византийские источники сообщают о персидских воинах, искавших в 830-х гг. убежища от армий халифа на службе у византийского императора Феофила. […] Азербайджан имел персидское население и был традиционным центром зороастрийской религии. […] Хуррамиты были […] персидской сектой, находившейся под влиянием шиитских доктрин, но с корнями в предисламском персидском религиозном движении.
- — статья из Encyclopædia Iranica . C. E. Bosworth
-
Рис. 78 в
Армянская Советская Социалистическая Республика // А — Ангоб. —
М.
: Советская энциклопедия, 1969. — (
Большая советская энциклопедия
:
[в 30 т.]
/ гл. ред.
А. М. Прохоров
; 1969—1978, т. 1).
Подпись к карте: Границы царства анийских Багратидов в 1001 г.
- ↑ Ордубад // Большой Энциклопедический словарь . — 2000.
- ↑ . Дата обращения: 6 января 2012. 17 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 20 ноября 2012. 19 апреля 2012 года.
-
ADHARBAYDJAN
(англ.)
//
The Encyclopaedia of Islam
/ Edited by C. E. Bosworth, E. van Donzel and W. P. Heinrichs and G. Lecomte. —
Лейден
, 1986. —
Vol. I
. —
P. 191
.
According to Yakut (13th century) Adharbaydjan extended down to Bardha’a (Parthav). In Nuzhat al-Kulub (730/1340), 89, Nakhicewan and Ordubad, on the left bank of the Araxes, are mentioned under Adharbaydjan.
- Все монархи мира. Мусульманский Восток. VII—XV вв. — М. : Вече , 2004. — 544 с. : ил. — (Энциклопедии). — 3000 экз. — ISBN 5-9533-0384-X .
- . Дата обращения: 21 января 2012. Архивировано из 15 мая 2011 года.
- Ghereghlou K. // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hung. — 2015. — Т. 68 , № 1 . — С. 113 . 19 ноября 2022 года.
- ↑ . Дата обращения: 6 января 2012. 4 февраля 2012 года.
- , с. 10.
-
Петрушевский И. П.
Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. —
Л.
, 1949. — С. 170.
:
Еще до вмешательства России и Турции, в 1722 г., против шахского владычества восстали грузины в Картии и армяне в Зангезуре и Нахчеванском крае, надеясь на помощь единоверной России. Но после Константинопольского трактата христианские районы Закавказья целиком отошли под власть Турции. Армянские повстанцы, основная масса которых состояла из крестьян, под предводительством Давид-бега, ещё долго продолжали бороться с турецкими войсками в трудно доступных горных ущельях Кавказа, Зангезура и Нахчеванского края (район Акулис-Ордубад). Последним успехом Давит-бега было занятие Акулиса. В 1728 г. Давит-бег умер в своей резиденции, крепости Алидзор. Его заместил храбрый Мхитар. Однако раздоры в среде предводителей движения, среди которых было немало меликов, мелких землевладельцев [333 — 334] и священников, привели к тому, что в 1729 г. часть их во главе со священником тэр Аветисом вступила в переговоры с турецкими властями и сдала им крепость Алидзор, получив обещание амнистии. Обещание не было выполнено, сдавшиеся были перебиты, их жены и дети обращены в рабство. Тэр Аветис один получил свободу и позволение удалиться со своей семьей в Иерусалим. Мхитар продолжал борьбу, ему удалось ещё взять г. Ордубад. В 1730 г. он был убит предателем, голова его была отослана к турецкому паше в Тебриз, ополчение его было рассеяно. Так кончилось восстание, продолжавшееся 8 лет.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Военно-Ученый Комитет. Эриванская губерниія. Списокъ населенныхъ мѣстъ губерніи. — Типографія Товарищества «Общественная Польза». — С. 17. — 18 с.
- Сборник сведений о Кавказе, том III, с. 274
- Дата обращения: 24 февраля 2021. 12 января 2021 года.
- . Дата обращения: 23 марта 2021. 24 апреля 2021 года.
- Дата обращения: 25 февраля 2021. 15 августа 2020 года.
- Дата обращения: 6 апреля 2021. 21 ноября 2018 года.
- Дата обращения: 12 февраля 2010. 18 января 2012 года.
- ↑ Мамед Мамедов. // газета : «Азербайджан». — 20 марта 2011. — С. 9 . 4 марта 2016 года.
- ↑ А. В. Саламзаде. Проблемы сохранения и реконструкции исторических городов Азербайджана. — Элм, 1979. — С. 57. — 138 с.
-
Шнирельман В. А.
Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. —
М.
: Академкнига, 2003. — С. 245.
:
… города Ордубада, возникновение которого азербайджанские авторы датировали XV в., а расцвет — XVII—XVIII вв. (см. также Рустамханлы, 1990. С. 170—175), тогда как этот город являлся важным центром ещё в дохристианское время, а позднее был известен многочисленными армянскими церквами и монастырями X—XVII вв., причем одна из церквей XIII в. сохранилась до нашего времени.
- ↑ Ордубад — статья из Большой советской энциклопедии .
- ↑ (азерб.) . 8 ноября 2014 года.
Литература
- Ордубад—истоки и формирование. — Б. : Элм, 1989. — 116 с.
- Фараджев А. С. Ордубад. Историко-экономический очерк . — Б. : Азербайджанской государственное издательство, 1970.
Ссылки
- Ордубад — статья из Большой советской энциклопедии .
- . Архивировано из 29 ноября 2010 года.
- 2020-05-28
- 1