Борисов, Борис Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Борис Николаевич Алмазов ( 1827 — 1876 ) — русский поэт - пародист , переводчик и литературный критик , прозаик .
Родился 27 октября ( 8 ноября ) 1827 года в Вязьме Смоленской губернии . Происходил из старой дворянской семьи Алмазовых . Отец, отставной штабс-капитан Николай Петрович Алмазов, принадлежал к высшим кругам московского общества. Мать — Евдокия Петровна (урождённая Зубкова), сестра энтомолога В. П. Зубкова , очень образованная и религиозная женщина.
Детство провёл в родовом селе Караваево (Смоленской губернии). Первоначально получил домашнее образование. В 1839 году был принят во 2-й класс 1-й Московской гимназии , причём в качестве пансионера жил у её директора, М. А. Окулова. Из 4-го класса гимназии был переведён в пансион Эннеса , окончив который в 1848 году поступил на юридический факультет Московского университета . Посещал лекции известных профессоров-историков Т. Н. Грановского и П. Н. Кудрявцева ; университетского курса не окончил, поскольку в 1850 году был отчислен за неуплату.
Женился 26 апреля 1853 года на 16-летней дочери асессора , Софье Захаровне Ворониной, которой ранее давал уроки литературы. Семейная жизнь принесла с собой серьезные материальные трудности: жена не имела состояния, а потомство молодой четы быстро увеличивалось. В поисках заработка в 1854 году он был вынужден поступить на службу в канцелярию попечителя московского учебного округа , откуда в 1857 году перешёл в контору московской синодальной типографии . По свидетельству друзей Алмазова,
он был самым непрактическим человеком в мире и никогда не мог устроиться… К службе он был неспособен.
— Аверкиев Д. В. Дневник писателя. 1885. № 4. — С. 146.
Прослужив несколько лет, Алмазов уже в 1861 году вышел в отставку в чине губернского секретаря.
Последние годы жизни поэта были омрачены смертью жены в 1874 году, оставившей ему на воспитание семерых детей (ещё семерых детей семья Алмазовых лишилась ранее). Постоянная нужда и горе подкосили здоровье Б. Н. Алмазова. Он скончался 3 ( 15 ) апреля 1876 года в Шереметевской больнице . Похоронен в московском Донском монастыре (могила утеряна).
С 1851 года занялся литературной деятельностью. Благодаря тесной дружбе с А. Н. Островским и Аполлоном Григорьевым примкнул к кружку, так называемой «молодой редакции» журнала « Москвитянин », в состав которого входили, кроме А. Н. Островского и Ап. Григорьева, Писемские, А. А. Потехин , Печерский-Мельников , Е. Н. Эдельсон , Л. А. Мей , Николай Берг , Горбунов и др. Никто из них не был славянофилом правоверного толка, но всех их « Москвитянин » привлекал тем, что здесь они могли свободно обосновывать своё общественно-политическое миросозерцание на фундаменте русской действительности.
В « Москвитянине » Б. Н. Алмазов дебютировал (под псевдонимом Эраста Благонравова ), с весёлыми, остроумными фельетонами (в основном направленные против петербургских журналов). Алмазов был больше эстетик , чем политик . Вот почему ему было так легко, после прекращения выхода «Москвитянина», перешëл в « Библиотеку для чтения », придерживающуюся западнических взглядов и англоманский « Русский Вестник ». Здесь он помещал переводы произведений разных поэтов, изредка оригинальные пьесы и критические статьи.
С возникновением в самом конце 1850-х годов ряда сатирических журналов, Б. Н. Алмазов стал одним из самых видных российских деятелей этого жанра литературы. Его тонко-остроумные стихотворные пародии, большею частью помещённые в « Развлечении » Фёдора Миллера, получили большую популярность. Из произведений Алмазова наиболее слабая — его единственная повесть «Катенька» (1875), выдержанная в основном в духе « натуральной школы ». Им был написан также ряд критических работ, в частности, статья о Пушкине в сборнике «Утро». Основным тезисом критических статей Алмазова был доведённый до крайности принцип « искусства для искусства »; он утверждал:
Какими частными достоинствами ни блистало бы поэтическое произведение, но если в нëм развивается какая-нибудь философская идея, оно уже лишено свежести и представляет натяжки в построении.
В 1860—1870-х годах Алмазов как литературный критик почти не выступал, но продолжал плодотворно работать как поэт и переводчик; сотрудничал в журналах « Русский вестник » (1861—1864, 1871—1872), «Развлечение» (1859—1866), « Искра » (1861—1862), «Заноза» (1863), « Зритель общественной жизни, литературы и спорта » (1862—1863) и других, где публиковал в основном юмористические стихи.
В 1863 году под псевдонимом Б. Адамантов он издал в Москве сборник пародий «Диссонансы». Темы, сюжеты, типы, к которым обращался Алмазов, были традиционны для русской демократической сатиры и юмористики. Оригинальных стихотворений Б. Н. Алмазова из разряда «серьёзных» очень немного — около 15 пьес. В них он выступил «гражданским» поэтом, бичующим разные несимпатичные его консервативному образу мыслей стороны общественной жизни 1860-х годов. В основном они философичны и проникнуты религиозным чувством («Гроза», «Успокоение»). Некоторые стихотворения «Учёно-литературный маскарад», «Московский поэт и петербургский обыватель» и ряд других пользовались большим успехом. Написанные им в 1854 году поэма «Русь и Запад», стихотворения «Старая русская партия» (1864), «Русскому царю», были пронизаны славянофильскими умонастроениями.
Очень хороши были пародии Алмазова. Они были двух разрядов: общего характера и специально-литературного, где пикантность заключалась в том, что там в комических положениях фигурировали современные ему литераторы. Наиболее интересны: «Похороны „Русской речи“, скончавшейся после непродолжительной, но тяжкой болезни» и «Учёно-литературный маскарад». Основное свойство пародий Б. Н. Алмазова — тонкий изящный, но, вместе с тем, совершенно незлобивый юмор. При всей безукоризненности техники и при всем бесспорном остроумии, Алмазов остался, забавным пародистом, никогда не возвышавшимся до сатиры.
С конца 1860 годов Алмазов много занимался переводами. Крупной работой в этой области стал его первый вольный перевод на русский язык « Песни о Роланде », изданный в 1869 году в Москве под названием «Роланд».
Итоговым в творчестве Б. Н. Алмазова стал сборник «Стихотворения» (М., 1874). Его сочинения были собраны и изданы графом С. Д. Шереметевым в 3-х томах в 1892 году.
Член « Общества любителей российской словесности » с 29 января 1865 года.
Современники по-разному воспринимали творчество Б. Н. Алмазова. Для большинства он остался даровитым юмористом, «певцом минуты» , и лишь немногие разглядели самобытный облик интересного русского поэта и критика, бескомпромиссно отстаивающего свои взгляды на искусство.