Interested Article - Остров мёртвых (картина)

«Остров мёртвых» ( нем. Die Toteninsel ) — самая известная картина швейцарского художника- символиста Арнольда Бёклина (1827—1901). В период 1880 1886 годов Бёклин создал пять вариантов картины. Шестой вариант написал в 1901 году.

Иконография

Согласно наиболее распространённой версии, композиция навеяна древнегреческим мифом о нимфе Калипсо с острова Огигия на Крайнем западе (Запад символизировал «страну мёртвых»), куда попал спасшийся во время бури на море Одиссей . Калипсо держала у себя Одиссея восемь лет (в иной версии — один год ), скрывая от остального мира . Калипсо тщетно желала соединиться с Одиссеем навеки, предлагая ему бессмертие и вечную юность. Одиссей не переставал тосковать по родине и жене. Наконец, боги сжалились и послали к нимфе Гермеса с приказанием отпустить героя домой .

В иной версии Бёклин имел в виду таинственный остров феаков . Среди грозных скал таинственного острова, на которых виднеются остатки каких-то древних построек, образующих нечто вроде входа в Аид , художник изобразил кипарисы — в античности эти деревья связывали с культом умерших. Арнольд Бёклин изобрёл собственную иконографию , соединив аллюзии античности, классику и настроения немецкого символизма накануне эпохи модерна . Картину, написанную швейцарским художником в Италии, признали «своей» немецкие романтики и символисты, увидев в ней «тевтонский дух». «Романтизм Бёклина, — писал в начале XX века русский художественный критик С. К. Маковский , — ещё в первое его посещение Италии принял мифологический и исторический характер… Художник натурализует образы классической поэзии, придавая им чисто германский, национальный колорит». Маковский называл метод художника «интимным пантеизмом» .

В лодке, подплывающей к острову, изображены двое: гребец и фигура, укутанная в белое покрывало . Белую фигуру считают либо Одиссеем, либо «жрецом». Перед фигурой — прямоугольный ящик, который обычно интерпретируется как гроб. Гребца связывают с образом Харона , перевозчика в страну мёртвых, а водное пространство, которое пересекает лодка, — с реками Стикс или Ахерон . Бёклин не давал названий своим картинам, никогда их не подписывал и не датировал, что затрудняет любую интерпретацию. Поэтому иконографы в подобных случаях исходят не из сюжета, а из историко-культурной ситуации.

Варианты картины

1880, май
Холст, масло. 111×115 см
Художественный музей , Базель
1880, июнь
Дерево, масло. 74×122 см
Метрополитен-музей , Нью-Йорк
1883
Дерево, масло. 80×150 см
Старая национальная галерея , Берлин
1884
Медь, масло. 81×151 см
1886
Дерево, масло. 80×150 см
Музей изобразительных искусств , Лейпциг
1901
Дерево, масло. ?×? см
Эрмитаж

История создания картины

Бёклин завершил первый вариант картины в мае 1880 года во Флоренции, предназначавшийся для его покровителя Александра Гюнтера, но картина осталась у автора. В 1920 году картина была приобретена Обществом Готфрида Келлера. В апреле 1880 года мастерскую Бёклина во Флоренции посетила Мари Берн, вдова финансиста Георга фон Берна и будущая жена немецкого политика Вальдемара да Сильвейра, графа Ориолу. Её поразила неоконченная картина на мольберте, и Бёклин создал для неё второй, уменьшенный вариант на дереве, добавив по её просьбе гроб и женскую фигуру как аллюзию на смерть её мужа. Впоследствии он добавил эти элементы и в первый вариант.

Третий вариант картины Бёклин написал в 1883 году для своего торгового агента и коллекционера Фрица Гурлитта. В нём впервые появились инициалы «A. B.» на одной из похоронных ниш в скале справа. В 1933 году картина была выставлена на продажу. Её приобрёл Адольф Гитлер . Фюрер считал Бёклина «своим художником» за «истинно тевтонский дух». Картина сначала находилась в его личной резиденции в Бергхофе , а после 1940 года украшала кабинет Рейхсканцелярии в Берлине. Кроме неё в коллекции Гитлера находилось ещё десять произведений Бёклина . В 1884 году по финансовым обстоятельствам возник четвёртый вариант, приобретённый предпринимателем и коллекционером бароном Генрихом Тиссеном . Картина находилась в филиале его Берлинского банка в Роттердаме , где и сгорела при бомбардировке во время Второй мировой войны . Ныне известна только по чёрно-белой фотографии.

Пятый вариант был заказан художнику в 1886 году лейпцигским Музеем изобразительных искусств, где и находится по сей день.

Над шестым вариантом Бёклин работал в последний год жизни совместно со своим сыном Карло, на ней две подписи, из которых следует, что Карло был основным исполнителем. О ее существовании было известно из письменных источников, однако на протяжении ХХ века ее местонахождение было неизвестно. Как оказалось, картина оставалась частной собственностью, в 2010 году была передана владельцами «на длительное хранение» в Эрмитаж ; с тех пор экспонируется в здании Главного штаба . Осенью 2022 года стало известно о ее приобретении музеем за 40 млн. рублей. Из сообщения пресс-службы следует, что картина находилась в России, предположительно, еще с периода жизни Беклина-младшего до революции в Москве. Степень участия Карло в написании полотна эксперты музея оценивают как очень высокую, из-за чего цена приобретения картины оказалась не так высока, как могла бы быть.

В 1888 году Бёклин написал картину «Остров жизни», задуманную как антитеза к «Острову мёртвых». В ней он также изобразил маленький остров, но со всеми признаками радости и жизни. Вместе с первой версией «Острова мёртвых» эта картина входит в коллекцию Художественного музея Базеля.

Влияние

Кладбищенская архитектура

Использование фрагмента картины «Остров мёртвых» в оформлении надгробия на Введенском кладбище в Москве.

Сюжет картины был использован при создании мозаики для двух оригинальных надгробий — могилы Георга Лиона на Введенском кладбище в Москве и могилы Густава Баумайстера на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге (на втором мозаика утрачена) , а также при реконструкции паромной переправы на остров-усыпальницу Людвигштайн в Выборге .

Живопись

В 1932 году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение „Острова мёртвых“ Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы». На ней изображён пустынный берег моря, вдали виднеется Остров; с краю, с левой стороны, нарисован каменный куб, на котором стоит чайная чашка с торчащим из неё металлическим стержнем . Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма и магического реализма в живописи; такими полотнами, как «Остров мёртвых», в котором сочетались характерные для сюрреализма Дали и Рене Магритта «ирреальное» настроение и виртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико , Макс Эрнст и сам Дали.

Литература

Печатные репродукции картины были очень популярны в Европе в начале XX века. Так, Владимир Набоков в романе « Отчаяние » (1934) заметил, что их можно «найти в каждом берлинском доме» .

Арсений Тарковский упоминает их в перечне безвозвратно ушедших примет дореволюционного времени:

Где «Остров мёртвых» в декадентской раме?
Где плюшевые красные диваны?
Где фотографии мужчин с усами?
Где тростниковые аэропланы?

Упоминания о репродукциях картины как стандартной примете домашней обстановки с претензиями на изысканность есть у Тэффи , Ильи Эренбурга , в поэме Владимира Маяковского «Про это» , романе Ильфа и Петрова « Двенадцать стульев » , а также в другом романе Набокова — « Машенька », в повести Виктора Некрасова « В окопах Сталинграда ». Картина играет важную роль в романе Михаила Елизарова «Земля» (2019). Существует роман « Остров мёртвых », автор которого — американский фантаст Роджер Желязны . Описанию картины посвящено стихотворение Еремея Парнова «Остров Бёклина» (сборник «Рок и ужас», 2008).

Музыка

  • Существует симфоническая поэма «Остров мертвых» (Die Toteninsel)(1890) композитора- романтика .
  • , шведский композитор- романтик , написал симфоническую поэму «Остров мертвых» (Die Toteninsel) в 1898 году.
  • Dezso d’Antalffy, венгерский композитор- романтик , написал симфоническую поэму «Остров мертвых» (Die Toteninsel) в 1907 году.
  • Сергей Рахманинов под впечатлением от картины также написал симфоническую поэму «Остров мёртвых» (1909).
  • Felix Woyrsch сочинил «Три Бёклинские Фантазии» (Die Toteninsel, Der Eremit, Im Spiel дер Wellen), Op. 53 (1910)
  • Макс Регер создал в 1913 году цикл композиций для симфонического оркестра « Четыре поэмы по А. Бёклину » (Vier Tondichtungen nach A. Böcklin, Op.128), в котором третья часть называется «Остров мёртвых» (Die Toteninsel).
  • В том же году, ученик Регера Fritz Lubrich младший (1888—1971) создал «Три романтических этюда после Бёклиновой картины» (Drei Romantische Tonstücke pass Böcklinschen Bildern; Op 37) для органа, где одна из картин также «Остров мертвых» .

Театр

Декорации к опере Рихарда Вагнера « Валькирия » в постановке Патриса Шеро (1980; Пьер Булез и оркестр Фестивального театра в Байройте ) были созданы по мотивам картины Беклина .

Кино

  • « Остров мёртвых » — фильм ужасов, снятый в 1945 году американским режиссёром Марком Робсоном по сценарию Вэла Льютона . В одном из кадров присутствует панорама острова, тождественная сюжетной композиции картины. Согласно сценарию, именно там и происходит действие фильма .
  • « Остров мёртвых » — сюрреалистический фильм-коллаж, снятый по мотивам картины Бёклина в 1992 году российским режиссёром Олегом Коваловым .
  • « Чужой: Завет » — в ходе повествования фильма полностью воссоздаётся сцена, визуально тождественная данной картине.

Аниме

«Остров мёртвых» часто упоминается (и присутствует во втором эндинге ) аниме « Тёмный дворецкий ». Во втором сезоне «Тёмного дворецкого» он же является местом финальной битвы между демонами .

Манга

«Остров мёртвых» упоминается в манге «Необыкновенная история острова Панорама» авторства Суэхиро Маруо. На острове, воспроизводящем картину Бёклина, Хиросуке Хитоми захоронил тело убитой им Рэйко Комоды.

Примечания

  1. Гигин. Мифы. СПб: Алетейя, 1997. С. 176 (№ 125)
  2. Гомер. Одиссея. VII, 244—266
  3. Zelger F. Die Toteninsel von Arnold Böcklin. Abgerufen am 2. November 2019. от 7 октября 2021 на Wayback Machine
  4. Власов В. Г. «Остров мёртвых» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 555
  5. Маковский С. К. Страницы художественной критики. — СПб.: Пантеон, 1909. — Кн. 1. — С. 34
  6. Wulf J. Die bildenden Künste im Dritten Reich. München, 1964. S. 196—205
  7. . Дата обращения: 24 декабря 2019. 24 декабря 2019 года.
  8. . Дата обращения: 22 декабря 2022. 21 декабря 2022 года.
  9. . Дата обращения: 24 февраля 2023. 24 февраля 2023 года.
  10. Дата обращения: 6 сентября 2013. 16 июля 2015 года.
  11. . Дата обращения: 17 января 2011. 27 сентября 2011 года.
  12. В авторском тексте на английском языке (1956): «Аn ordinary print found in every Berlin home». В русском оригинале (1934) сказано просто «Обыкновенная литография: остров мёртвых», без этого уточнения
  13. Маяковский В. В. от 5 сентября 2013 на Wayback Machine (строки 1057—1079).
  14. Ильф И. А. , Петров Е. П. Двенадцать стульев. Золотой телёнок. Повести. Рассказы. Фельетоны. — М. : ОЛМА-Пресс Звёздный мир, 2003. — С. 54.
  15. Peter Krause. (нем.) . www.concerti.de (18 ноября 2013). Дата обращения: 12 декабря 2017. 13 декабря 2017 года.
  16. . Дата обращения: 6 сентября 2013. Архивировано из 7 декабря 2013 года.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Остров мёртвых (картина)