Interested Article - Русский балет I
- 2021-09-13
- 1
« Русский балет I » ( нем. Russisches Ballett I ) — картина немецкого художника Августа Макке , написанная в 1912 году. В настоящее время хранится в Бременской картинной галерее .
История создания
Зимой 1912—1913 года « Русский балет Дягилева » провёл гастроли по центральной Европе. Среди прочих городов Германии представления антрепризы прошли и в Кёльне . С 30 октября 1912 года несколько вечеров подряд шёл балет «Карнавал» на музыку Роберта Шумана в хореографии Михаила Фокина . Декорации и костюмы были выполнены Леоном Бакстом . Партию Арлекина исполнял «Бог балета», Вацлав Нижинский , Коломбины — Тамара Карсавина , Пьеро — Адольф Больм . Балет, как везде, имел шумный успех у кёльнской публики .
Макке, знакомый с миром театра со времён своего ученичества в Дюссельдорфе , позднее с увлечением посещавший Оперу и в Париже, снова с энтузиазмом погрузился в атмосферу театральной жизни. Он создал около 40 рисунков, в том числе около 12 прямо на представлении, захватывая отдельные моменты стремительного танца. Вскоре появились четыре картины и скульптура, вдохновлённые дягилевским балетом. Тем не менее, при работе над картиной «Русский балет I» рисунки, сделанные в Кёльне, использовались опосредованно .
Описание
На первом плане картины изображены затенённые ряды зрительного зала. Его контуры резко выделяются на фоне яркой сцены, чья кулиса расписана абстрактными узорами в духе Кандинского . Слева сцена ограничена фигурой атланта , поддерживающего балкон, справа виден силуэт зрительницы в большой шляпе. Художник направляет взгляд зрителя на сцену, к трём артистам в костюмах персонажей Комедии дель арте . Он наделяет их характерными портретными чертами, которые делают узнаваемыми лица танцоров. Движение пары Коломбины и Арлекина подчёркнуто приёмом дублирования, который не раз применяет художник в своих произведениях, и согнутой в колене ногой танцора. Подобно кубистам и фовистам Макке уплощает изображение, делает его двумерным, обводит области цвета тёмным контуром, в то же время он не прибегает к геометризации, свойственной абстрактной живописи .
Как отмечает исследовательница творчества художника, Магдалена Мёллер, это произведение Макке продолжает направление, заданное такими мастерами французской живописи, как Э. Дега («Кафешантан „Амбассадор“», 1878), А. Тулуз-Лотрек (афиша «Японский диван», 1892), Ж. Сёра («Le Chahut», 1889/1890). Эти произведения Макке видел у Феликса Фенеона во время своего второго пребывания в Париже (1908), и они не оставили его равнодушным. Все эти произведения на сходную тему имеют также и схожее композиционное решение — тёмный первый план, контуры его фигур выделяются на фоне ярко освещённой сцены .
Некоторое время спустя Макке написал «Русский балет II. Нижинский и Карсавина» (картина утрачена в 1945 году). В этом полотне сильнее проявилось влияние футуристов , картины которых Макке только что видел на Рейнском салоне, организованном . Художник уже увлечён не столько передачей движения танцующих, сколько кинетикой всей живописной поверхности. Композиция построена по большим диагоналям полотна, лучи света, падая на танцоров, словно растворяют их в общем сиянии. Динамика усиливается дублированием диагоналей, в эту игру включаются тела танцующих .
Примечания
- ↑ , S. 104.
Литература
- Moeller, Magdalena M. August Macke. — Köln: DuMont Buchverlag, 1988. — ISBN 3-7701-2209-7 .
- Vriesen, Gustav. August Macke. — Stuttgart: Kohlhammer, 1957.
- 2021-09-13
- 1