Минин и Пожарский (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сергей Михайлович Пожарский ( 1900 , с. Чалбасы (с 1946 — Виноградово ) Таврической губернии — 1970 , Москва ) — известный советский художник- график , книжный иллюстратор . Автор многочисленных работ в книжной графике , разработчик собственных художественных шрифтов .
Ученик художника (ум. 1919, Киев ). Длительное время был главным художником журнала « Ленинград ».
Родился в 1900 году в селе Чалбасы Таврической губернии (ныне село Виноградово Алёшковского района Херсонской области , Украина ).
С детства мечтая стать художником книги, С. М. Пожарский в юности учился в разных частных студиях (посещал детскую рисовальную школу , окончившего в 1913 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества ; и другие). Ему даже удалось недолго позаниматься в Украинской академии искусств в Киеве , где он успел воспользоваться уроками выдающегося украинского графика Г. И. Нарбута (1886—1920). Учёба и творческая деятельность в этот период были затруднены революционными событиями и Гражданской войной в России.
Начав профессиональную работу в 1921 году , Пожарский в 1923 переехал в Петроград , где вскоре обрёл репутацию одного из самых интересных и плодовитых мастеров книжной обложки.
Первые работы Пожарского были выдержаны в русле петроградской школы, продолжавшей традиции « Мира искусства ». В дальнейшем мастер расширил круг изобразительных средств, освоив гравюру на дереве .
После начала Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады , в 1942 , Пожарский переехал из Ленинграда в Москву, где снова быстро завоевал своим творчеством известность и авторитет.
Его работы конца 1940-х и 1950-х годов особо примечательны сочинённым им рукописным «романтическим» шрифтом . Этот эффектный, стремительный, украшенный росчерками и завитками шрифт очень удачно вязался с книгами на историческую тему, которые тогда чаще всего оформлял художник:
В 1960-х годах Пожарский наряду с молодыми художниками принял самое активное участие в обновлении книжного искусства. Он выработал новый, очень специфический рукописный шрифт, успешно применявшийся им в книгах разного содержания. Мастер также очень оригинально формировал сам комплекс книжного ансамбля, своеобразно соединяя шрифт, изображение и орнамент:
Награждён золотой медалью Академии Художеств и дипломами Всесоюзных выставок искусства книги.