Башня грифонов
- 1 year ago
- 0
- 0
Ба́шня Сююмбике́ ( тат. Сөембикә манарасы, Sөyembikə manarası ) — проездная дозорная (сторожевая) башня в Казанском кремле ; архитектурный символ Казани . До XIX века именовалась «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем» . Относится к «падающим» башням , так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. Отклонение её шпиля от вертикали составляет 2 м. Общая высота равна 58 метрам (34 саженям 6 футам ).
Башня расположена внутри Казанского кремля , в отдалении от крепостных стен , и благодаря своему положению несла функцию дозорной (сторожевой) крепостной башни. С её вершины открывается широкий вид на реки Казанку , Волгу и окрестности.
Фундамент башни покоится на дубовых сваях. Стены кирпичные , на известковом растворе . В нижнем ярусе устроен сквозной проезд на оберкомендантский (позднее губернаторский) двор, перекрытый распашными воротами.
Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные четверики и имеют открытые галереи-гульбища ; следующие два — восьмиугольные ( восьмерики ); ещё два — гранёный кирпичный шатёр и дозорная вышка; последний — зелёный шпиль , увенчанный золочёным «яблоком», на котором покоится полумесяц (до 1918 года — двуглавый орёл).
Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками . На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера , пересечённые посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками» :162 .
Самое раннее упоминание башни в письменных источниках относится к 9 мая 1703 года, когда она была изображена голландским путешественником Корнелисом де Брюйном на панорамной зарисовке Казани, выполненной им во время путешествия по Волге в Персию .
Также имеется упоминание в 1777 году, когда она была помечена на плане кремля как «над воротами шедшая шпицом башня» .
В позднейших источниках башня именовалась по-разному: в 1799—1804 годах (?) — «ветхая церковь Введение Божией Матери при ней особенная башня…» , 1804 год — «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь…» , 1804 год — «…башня с фронтиспицом…» , в 1812—1816 годах — «башня Азиатской Архитектуры» , 1815 год — «старинная башня» , 1815 год — «…высокая башня, также драгоценный остаток древности Казанской…» , 1818 год — «коменданская башня» , около 1825 года — «таковой же Азиатской Архитектуры [башня]…» , 1829 год — «старинная башня, именуемая Татарскою, готической архитектуры. Полагают, что она была частью подзорнаго Дворца татарской царицы Сумбеки» .
Впервые в литературе романтическое название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала « Заволжский Муравей », в главе X очерка «Казань» . Постепенно оно становится общеупотребительным.
В татарском языке название «Сөембикә манарасы» было скалькировано в XIX веке с русского названия «башня Сююмбике» :119 . Первоначально в татарском языке башня именовалась Хаn macete manarasi (то есть Ханским минаретом) :171 , что отражало историческую память о некогда стоявшей рядом Ханской мечети и её минарете.
Время возведения башни документально не зафиксировано. В связи с этим датировка башни является дискуссионной: основная часть современных учёных датирует башню XVII—XVIII веками и лишь немногие относят строительство башни ко второй половине XVI века . Некоторые исследователи высказывали предположения о более раннем возрасте здания (по крайней мере, его фундамента). Данный вопрос в настоящий момент всё ещё является дискуссионным и требует более детального изучения исторического материала.
В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева , башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами. В академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:
Остатки «великой башни, — замечает Курбский, — еже пред враты стояла на горе», археологически зафиксированы в раскопках 1977 года, они уходят под современную башню Сююмбике, традиционно поставленную как дозорная, на том же месте, но уже в середине XVII века.
— История Казани, 1988. :27
Гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани (из книги Олеария , посетившего город в 1638 году) башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» 1692 года. В связи с этим постройка башни до 1692 года крайне маловероятна.
На возведение башни на рубеже XVII и XVIII веков указывают композиция « восьмерик на четверике » (распространившаяся в Русском царстве после присоединения левобережной Украины ) и другие архитектурные особенности: наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных московскому барокко . Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря , здании Земского приказа , а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).
Как показали археолого-архитектурные исследования, проведённые в 1941—1944, 1947—1948, 1953—1954 и 1976—1978 годах, фундамент башни уходит почти на двухметровую глубину и прорезает лишь верхние слои культурных отложений Казани — первый (верхний, датируемый XX—XVIII веками) и второй (нижний, русский, датированный XVII — второй половиной XVI веков), но местами и третий (средний, казанско-ханский, первая половина XVI — вторая половина XV веков).
Во втором слое находится и строительный горизонт башни, указывая на время её сооружения — не ранее второй половины XVII — начала XVIII веков.— «Что, башня, в имени твоём?», 1990. :61
Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл . В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время . Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами .
Профессор архитектуры (курировавший строительство в кремле мечети Кул-Шариф ) считает, что башня была заложена петровским правительством для наблюдения за передвижениями неприятеля после того, как восставшие башкиры приблизились к Казани на расстояние 30 км и возникла реальная угроза взятия города . Дозорная башня строилась на самом высоком месте города, возможно, с использованием фрагментов ранее стоявшего на этом месте минарета, который в своё время также служил наблюдательным пунктом . С верхнего яруса башни в хорошую погоду просматривается территория радиусом в 50 км (вплоть до Свияжска ) . На спешку строителей указывает слабость фундамента (менее 1,5 метров), которая и привела к её наклону . В целом же устройство оберкомендантского дома , воротами которого служила башня, связано с образованием в 1708 году обширной Казанской губернии .
К версии возникновения башни в ханский период склонялся краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин . Исследователь начала XX века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь . Сторонники версии существования башни в ханский период предполагают, что башня изначально была связана с ханской мечетью или с мечетью Нур-Али (Муралеевой) :235-236 , возможно, выполняя функцию минарета .
Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году. Поскольку, по преданиям казанских татар, в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.
В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце ) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге . Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым , была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани :215 . Тогда же на ней российский герб заменили на серебряный полумесяц . В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.
В 1993 году по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц — в связи с тем, что она «используется как минарет для чтения азана во время поминальной молитвы в честь жертв 1552 года » .
В январе 2021 года глава комитета РТ по охране культурного наследия Иван Гущин сообщил, что отклонение башни Сююмбике от вертикальной оси составляет критические два метра. По его словам, комитетом организован ежемесячный мониторинг с использованием современных технологий наземного лазерного сканирования .
Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих никакого научного обоснования :
Эти городские легенды так или иначе восходят к романтическим историям XIX века, отмеченным во многих тогдашних путеводителях по Казани.
Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода [ источник не указан 801 день ] . По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.
Алексей Щусев обыграл силуэт башни Сююмбике в форме одной из башен Казанского вокзала Москвы.
Башня Сююмбике значима для сюжета фильма « Сокровища О. К. », где главные герои в поисках разгадки тайны сокровищ пробираются в том числе и внутрь башни. Для крупных планов с участием героев фильма в московском павильоне был отстроен фрагмент башни Сююмбике в натуральную величину .