Никитина, Варвара Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Варвара Комнина — фигурирующая в русских источниках и исторических трудах (например, у Вернадского ) дочь византийского императора Алексея I Комнина , жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (с 1103 или 1108 гг.).
В настоящий момент большинство учёных считают её вымышленным персонажем — среди 4 дочерей императора ( Анна , Мария, Евдокия и Феодора ) Варвары нет , кроме того, это имя вообще не встречается в династии Комнинов. Вдобавок, о подобном браке в византийских источниках не упоминается — а главнейшим текстом об этой эпохе являются труды Анны Комниной , «сестры» Варвары, которая не упоминает о ней ни в числе детей своего отца, ни как о родственнице, выданной за русского князя.
Варвара появляется в русской истории главным образом в связи с перенесением мощей своей святой покровительницы великомученицы Варвары из Константинополя в Киев , «данных ей в приданое отцом». Эти мощи, согласно традиции, были положены ею в Михайловском Златоверхом монастыре (построен в 1108 году , после его сноса — во Владимирском соборе ). Об этом перенесении, а также последовавшими за этим злоключениями мощей в века монгольского ига известно из повести, написанной в 1670 году Феодосием Сафоновичем, игуменом этого монастыря.
Пересказ описания Феодосия Сафоновича: «…Михаил-Святополк Князь Киевский, сын Изяславов… име первую жену Гречаныню, Алексия Комнина дщерь, именем Варвару; та отходящи от Царяграда в Российския страны, умоли отца своего, да дасть ей честные мощи Св. Великомученицы Варвары; и вземши я, во град Киев, с собой принесе. Муж же ея, Великий Князь Михаил, создавши церковь каменную во имя заступника своего святаго Архистратига Михаила, в лето от Создания мира 6616 (1108 г.), положи в ней тыя святые Мощи честно…» (из жития св. Варвары Иоасафа Кроковского )
Как указывают историки, гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в. в связи с прославлением мощей святой Варвары. Посетивший Киев в 1656 году антиохийский патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком царевны Анны с князем Владимиром , Крестителем Руси . Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей святой Варвары в Киев состоялось уже после татарского нашествия и в период ослабления Византии .
Исследователи указывают, что скорее всего история о княгине Варваре появилась в агиографической литературе (например, в «Житиях Святых» Димитрия Ростовского , а также в «Историческом и топографическом описание Киевской губернии» от 20 января 1787 года ) именно с легкой руки Феодосия Сафоновича .
В настоящий момент считается, что Святополк имел следующих жён:
Варваре Комниной приписывается дочь Мария (ум. после 1145 ) — жена с ок. 1118 Петра Власта (ум. 1153 ). Про Марию известно, что она была дочерью русского князя и греческой аристократки, соответственно она может быть дочерью Олега Святославича и Феофано Музалон .
Существуют различные гипотезы: исследователь Л. Махновец, например, считает Варвару Комнину третьей женой Святополка . Также предполагают, что Варвара существовала, но не принадлежала к императорскому роду, а просто была византийкой. Есть также вероятность, что Варвара была дочерью не императора Алексея Комнина, а какого-нибудь из одноименных представителей этой династии . Существуют и отождествления Варвары со Еленой Тугоркановной, пережившей своего мужа и родившей Изяслава и Брячислава . Синодик Михайловского Златоверхого собора вообще указывает, что захоронение Варвары находилось в их монастыре, но похоронена она (или какая-то другая жена Святополка) как Ирина , что окончательно запутывает следы. Указана дата смерти этой Ирины — 28 февраля 1125 , 12 лет после мужа.
Предположение, что первой женой Святополка была чешская княжна, было выдвинуто научным сотрудником Института всеобщей истории РАН А. В. Назаренко : польский придворный историк зафиксировал, что для брака князя Болеслава III Кривоуста с дочерью Святополка от первого брака Сбыславой необходимо было получить согласие папы римского, так как брачующиеся были близкими родственниками. Это и понятно, если верна версия, что Святополк был сыном Гертруды Польской . Однако Назаренко обращает внимание на кодекс Гертруды , в котором Гертруда называет брата Святополка Ярополка unicus filius meus , то есть своим единственным сыном. Существуют и другие основания полагать, что Святополк был незаконорожденным, то есть не имел с польским родом кровного родства. В этом случае звено, делающим Сбыславу и Болеслава близкими родственниками, должно идти по женской линии: родственницей Болеславу должна быть мать Сбыславы — первая жена Святополка. Эта посылка позволяет Назаренко прийти к выводу относительно происхождения и личности этой женщины. С его точки зрения, это была дочь чешского князя Спытигнева II (ум. 1061) и Иды, сестры маркграфа Саксонской восточной марки (на падчерице этого маркграфа — Кунигунде был женат Ярополк, брат Святополка).