Interested Article - Муса-бей Караманид
- 2021-09-28
- 1
Хаджи Суфи Муса-бей ( тур. Musa Bey ) — правитель бейлика Караманогуллары , существовавшего в XIII—XV веках в Анатолии . Дедом его был основатель бейлика и династии Караман-бей . Муса-бей встречался с Ибн-Баттутой в Каире .
Источники
Об истории Караманидов в первой половине XIV века сохранились отдельные сведения в трудах нескольких историков. Этот период существования бейлика (как и вообще Малой Азии) освещён скудно и отрывочно. Некоторые сведения оставили шейх Мевлеви Ариф-челеби, внук Джалаладдина Руми , и ученик Арифа-челеби, историк Ахмад Эфлаки (или Афлаки). С Арифом-челеби имел контакты Бедреддин Ибрагим-бей .
Анонимная Сельджук-наме («История государства анатолийских Сельджуков»), известная по единственному экземпляру, находящемуся в национальной библиотеке Франции. Автор сообщает в предисловии, что написал свой труд для сына последнего сельджукского султана Иззеддина Кылыч Арслана V, Алаэддина .
В 20-30 годах XIV века в Анатолии и Каире побывал Ибн-Баттута. Он встречался с Бедреддином Ибрагимом и Мусой, разговаривал с ними и описал полученные сведения .
Отдельные сообщения о бейлике и его беях можно встретить у хронистов, писавших о монголох, Киликийской Армении и мамлюках того периода .
В период правления Алаэддина-бея его придворным историком Шикари была написана история Караманидов — Караман-наме .
Биография
Неизвестно, когда Муса родился. Отцом его был Бедреддин Махмуд-бей, правивший бейликом в 1300—1307/11 годах, бывший сыном Карамана . Первое упоминание Мусы относится к 1311 году, когда он восстановил Ларинду, разрушенную Гайхату , и поселился там. Бедреддин Ибрагим-бей, брат Мусы, будучи беем в Ларинде и Конье имел связи с Арифом-челеби. Поскольку Ариф умер в 1319/20 году, то можно сделать вывод, что в 1319 году (или даже раньше) Муса-бей уступил место бея Ибрагиму .
В первой половина XIV Анатолия состояла из множества бейликов, появившихся при распаде Конийского султаната . При этом правители государства Хулагуидов претендовали на бывшие территории султаната, который был их данником в последние десятилетия своего существования. Назначение , сына Чобана , наместником Хулагуидов в Анатолии привело к укреплению монгольского господства в регионе и расширению территорий под монгольской оккупацией. Согласно историку Ахмаду Афлаки, в 1320 году Темирташ взял Конью , находившуюся в руках Караманидов. По сообщению анонимной Сельджук-наме Конья была взята в 1323 году. Караманоглу Муса попал в плен. Хамидоглу Дюндар-бей бежал в Анталию, был выдан и казнён, а Муса был освобожден . Хотя бейлик Эшрефогуллары был уничтожен Темирташем, с Караманидами он предпочитал дружить. Когда Темирташ бежал в Египет в 1327 году после казни отца, попавшего в немилость, его помощники Эретнагуллары и Сунгур-ага нашли убежище в Ларинде .
В 1328 году Муса-бей был в Мекке . Ибн Баттута встречал в Египте Мусу-бея , который остановился в Каире по дороге в Мекку и из Мекки и путешествовал под защитой мамлюков. Мамлюкский султан Мухаммад I ан-Насир предлагал ему высокий пост, но Муса отказался, сказав, что он не может жить вдали от своего народа и страны. На обратном пути из Мекки на Мусу напали люди Левона V, но Муса спасся благодаря помощи мамлюков. Аль-Умари писал, что, возвращаясь из Мекки, Муса просил мамлюкского султана о фирмане на право владения несколькими городами Киликии . Отношения Караманидов с мамлюкским Египтом всегда были дружественными . Несмотря на полученный фирман, Мусе не удалось захватить эти города. После возвращения он в 1328/29 году снова захватил Конью, крепость Гевели и Бейшехир , использовав смерть Чобана и разлад в государстве Хулагуидов .
В 1332 году арабский историк Ибн Физлуллах писал, что бею Карамана подчиняются (живут на его территории) 750 тысяч человек . Венецианский географ Марино Сануто , побывавший в Киликии в 20 годах XIV века, оценивал армию Караманидов как 30 тысяч воинов . Историк И. Узунчаршилы писал, что в первой половине XIV в. государство Караман имело армию, состоявшую из 25 тысяч кавалерии и 25 тысяч пехоты . Описывая положение дел в армянском государстве, Сануто назвал одним из четырёх хищников, разрывающих его, Караманидов, наравне с мамлюками и хулагуидами .
Помимо вражды с Киликийской Арменией и хулагуидами потомки Карамана сражались между собой. Территория бейлика была разделена между соперничающими членами семьи. Согласно Ибн-Баттуте , в 1333 году Ибрагим (Бадра ад-Дин) был беем в Ларинде: «Сейчас она [Конья] находится на территории Султана Бадра ад-Дина ибн Карамана ». Согласно Караман-наме, хронике Караманидов, написанной придворным поэтом Шикари, в 1334/35 году Ибрагим-бей правил в Ларинде, его сын Ахмед-бей правил в Конье, Яхши-хан был правителем в Эрменеке , Халил-бей в Бейшехире . Ибн-Баттута писал, что в Ларинде правил брат Мусы, но был смещён Малик ал-Насиром, а новый бей отправился туда с солдатами. По словам Шикари, в 1333 году вместо Ибрагима мамлюки поставили его брата Халила. Ибрагим оставался в Ларинде, а Халил правил из Коньи, где он восстановил дворец Кей-Кубада. После смерти Халила опять правил Ибрагим, затем его сыновья Ахмед и Шамседдин. Мусой было построено медресе (медресе Толь) в Эрменеке в 1339/40 году. Это говорит, что в эти годы Муса правил в Эрменеке .
В 1352 году Шамседдин был отравлен своим братом Караманом. К этому времени Муса был уже стар, однако улемы избрали его правителем. Шикари писал, что Муса не хотел править и уехал в Мут, где прожил четыре года . Его останки были перевезены из Мута в Эрменек и захоронены .
Нет ясности с датой его смерти. Встречаются утверждения, что Муса умер в январе 1345 года .
Помимо Тол Медресе, Муса построил ещё одну мечеть в деревне Ламас, в Ларинде медресе и имарет, в Муте мектеб .
Есть мнение, что им было построено и не существующее ныне медресе АмирМуса в Ларинде . Однако это маловероятно, поскольку по сообщению Афлаки во времена Ала ад-Дина Кайкубада в Ларинде был губернатор Амир Муса, который известен постройкой медресе для отца Джалаладдина Руми . Более вероятно, что именно этот Амир Муса построил и медресе в Карамане .
Лакаб
Историки писали, что лакаб Мусы-бея был «Баха аль-Дин» ( араб. بهاء الدين ; великолепие веры), поскольку он был известен своей религиозностью . В начале надписи Тол Медресе Муса в начале второй строки надписи можно легко прочитать слова «Баха-и-и-шиль-ва-эль-Дин Муса» . Распространённое использование лакаба «Бурхан аль-Дин» ( араб. برھان الدین ; доказательство веры) по отношению к Мусе-бею пошло от неправильного прочтения этой надписи Халилом Эрдемом (например, Узунчаршилы и Текиндаг). Клейма «Баха» и «Бахаи» на монетах Караманидов относятся к Мусе-бею .
Примечания
- , p. 33—34.
- , Глава I, § 3.
- ↑ .
- , p. 8.
- ↑ , p. 82.
- , p. 9.
- , p. 145.
- ↑ .
- , p. 46.
- , Глава VII, § 2.
- , с. 657—658.
- , p. 129.
- ↑ , p. 84.
- ↑ , p. 10—11.
- ↑ .
- , p. 11.
- ↑ .
- ↑ , p. 88.
Литература
На русском языке
- Запорожец. . — М. : Воениздат, 2011. — 294 с. — ISBN 5203021252 .
На других языках
- Çiftçioğlu Ismail. // ilmi Araştırmaları. — İstanbul, 2001. — № 12 . — P. 73—82.
- Ibn Battuta. / H.a.r. Gibb. — London: Broadway House, 1929.
- Ibn Batuta. / Stefanos Yerasimos. — La Découverte, 1982. — 494 с. — ISBN 9782707113030 .
- Kaya A.M. Avşar Türkmenleri. — Dadaloğlu Eğitim, Kültür, Sosyal Yardımlaşma ve Dayanışma Derneği, 2004. — 275 с. — ISBN 9755691499 .
- Kramers J.H. / In Houtsma, Martijn Theodoor. — Leiden: BRILL, 1927. — Vol. II. — С. 748—752. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). (англ.)
- Nersessian S. (англ.) : A History of the Crusades, Volume II: The Later Crusades, 1189-1311. — University of Wisconsin Press, 1969. — Vol. II . — P. 630—660 .
- Perk H., Öztürk H. Anadolu Sikke Monografileri 1. — Halûk Perk Müzesi Yayınları, 2007. — P. 81—100. — 234 p. — ISBN 9789944543415 .
- Şikari. Karamanname / Metin Sözen; Necdat Sakoğlu. — İs. : Lebib Yalkın, 2005. — С. 254. — ISBN 975–585–483–5.
- Sumer F. Karaman-Oghullari. — Leiden: BRILL, 1997. — Vol. IV. — С. 619—625. — (Encyclopaedia of Islam, New Edition). (англ.)
- Sumer F. : Islamansiklopedisi. — 1995. — № 24 . — P. 454—460. (тур.)
- Uzunçarşılı İsmail Hakkı. Karaman oğulları // . — Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — P. 1—38. — 372 p.
Ссылки
- . karaman.gov.tr . Дата обращения: 8 ноября 2017.
- (тур.) . www.karamankulturturizm.gov.tr. Дата обращения: 8 апреля 2018.
- . — .
- 2021-09-28
- 1