Парижский мир (1783)
- 1 year ago
- 0
- 0
Матвей (Мэтью) Парижский ( англ. Matthew Paris , лат. Matthaeus Parisiensis ; около 1200 — июнь 1259 ) — английский хронист , историк , монах - бенедиктинец .
Матвей Парижский родился предположительно в 1200 году . Почему он получил прозвище «Парижский» ( лат. Parisiensis ), доподлинно неизвестно. Возможно, что в юности, после посещения монастырской школы в Сент-Олбансе, он учился в Парижском университете , или же прозвище его является латинизированной формой английского родового имени Пэрис ( англ. Paris ) . 21 января 1217 года , в возрасте примерно 17 лет, он стал монахом Сент-Олбанского монастыря в Хартфордшире .
В 1247 году он посетил Вестминстер , а в 1248 — 1249 годах находился в Норвегии , где по просьбе папы Иннокентия IV занимался реформой бенедиктинского монастыря Св. Бенета на острове Нидерхольм в провинции Тронхейм . В Норвегии Матвей сблизился с королём Хаконом IV Старым , которому передал письмо короля Франции Людовика IX Святого с предложением принять участие в крестовом походе .
Возвратившись на родину, встречался в 1251 году в Уинчестере с королём Генрихом III (1216—1272) , после чего вернулся в Сент-Олбанс и больше не покидал стен монастыря, за исключением, возможно, единственного визита к королевскому двору в Лондон . Несмотря на всё это, был хорошо осведомлён о мирских делах, так как состоял в переписке с государственными и церковными деятелями, а аббатство его часто посещали не только английские аристократы, включая короля Генриха, с которым Матвей поддерживал личное знакомство, но и известные иностранцы. Информаторами Матвея, в частности, являлись лорд-хранитель печати Джон Мансел, лорд-смотритель Пяти портов Хьюберт де Бург , граф Ричард Корнуоллский , бароны и , епископ Уинчестера Пьер де Рош и епископ Линкольна Роберт Гроссетест .
Вплоть до смерти в 1236 или 1237 году хрониста Роджера Вендоверского Матвей работал вместе с ним в монастырском скриптории , а после смерти своего наставника возглавил последний . Скончался в своей обители не раньше мая 1259 года, которым оканчивается его хроника .
Наиболее известным историческим трудом Матвея Парижского является «Большая», или «Великая хроника» ( лат. Chronica majora ), охватывающая события 1066—1259 годов, которую он по распоряжению настоятеля Джона Хертфордского составлял на латыни с 1240 года до самой своей смерти. Первая часть её, охватывающая 1066—1235 годы, в значительной степени основана на ( лат. Flores historiarum ) Роджера Вендоверского , а также несохранившихся анналах аббатства, доведённых до 1188 года. Вторая часть составлена им самостоятельно, и подробно излагает историю 1236—1259 годов . Хроника Матвея детально описывает события этого периода не только в Англии, но и во Франции, а также в Европе , изображает борьбу баронской оппозиции с королями и с засильем иностранцев . Также в хрониках описываются события в Сирии и Палестине, связанные с седьмым крестовым походом , а также борьба германского императора Фридриха II Штауфена с папством . «Большая хроника» — важнейший источник по истории Англии того периода.
Сведения Матвея о событиях в других странах не всегда достоверны, хотя и очень ценны (например, описание борьбы за власть Гогенштауфенов ) . Вместе с тем, наряду с традиционными для историографии его эпохи описаниями религиозных чудес, он идёт порой и на откровенный вымысел, продиктованный соображениями политики и идеологии. Так, объясняя под 1236 годом воздержание мусульман от употребления в пищу свинины , он излагает анекдот о нападении «нечистых животных» на пророка Мухаммеда , а о непопулярном в народе короле Иоанне Безземельном (1199—1216) беззастенчиво рассказывает, что тот якобы направил посольство к некому «эмиру Мурмелию», с просьбой о военной помощи против восставших баронов в обмен на принятие англичанами ислама .
Одним из первых в западноевропейской историографии, Матвей Парижский использовал при составлении своей хроники не только исторические сочинения предшественников и доступные ему архивные документы, но и эпические поэмы и народные предания . Его труд содержит многочисленные цитаты из сочинений античных классиков, в том числе Аристотеля , Сенеки , Овидия , Горация , Ювенала , Персия , Теренция . Стараясь, по возможности, излагать исторические подробности объективно, Матвей всецело зависел, конечно же, от монастырского начальства, а также светских феодалов. На полях предполагаемого оригинала своего исторического труда он недвусмысленно вывел «опасайся недовольства магнатов» ( лат. scanfalum magnatum ). «Поистине, — сетует он в пятой книге хроники, — тяжела доля историка: если он говорит правду, то раздражает человека, а если говорит ложь, то раздражает бога» .
Критически оценивая современное ему духовенство, Матвей выдвигает в своих трудах обвинения в адрес алчных монахов и епископов, упрекая римскую курию в интригах и тирании . Вместе с тем, политически он настроен против укрепления королевской власти, последовательно отстаивая привилегии бенедиктинских монастырей, ущемлявшиеся Генрихом III . Рассуждая о распространении последним налогов на лордов , он безапелляционно напоминает ему о том, что он «король лишь милостью баронов» . Исследователь биографии и творчества хрониста Ричард Вон в 1958 году справедливо отметил, что нарисованный им портрет Генриха III выглядит, по сути, «злобной карикатурой» .
Другими известными сочинениями Матвея стали «Сокращение хроник» ( лат. Abbreviatio Chronicarum ) и «Цветник историй» ( лат. Flores Historiarum ), представляющие из себя переработанные отрывки из «Большой хроники», «Деяния настоятелей Сент-Олбанского монастыря» ( лат. Gesta Abbatum S. Albani ) , жития Томаса Бекета , Стефана Лэнгтона , Эдуарда Исповедника , короля Оффы и др. Незадолго до своей смерти он составил также сокращение своей «Большой хроники», т. н. «Малую хронику» ( лат. Histоria Minor ), или «Историю англов» ( лат. Historia anglorum ) , охватывавшую 1067—1253 годы и дополнившую оригинал рядом новых сведений, касающихся, к примеру, политики Генриха III в отношении евреев .
Хронист из Сент-Олбанского монастыря начала XV века Томас Уолсингем назвал Матвея Парижского «великим историографом и хронографом» ( лат. Historiographus ac chronographus magnificus ) , однако последний занимает также важное место и в картографии Средневековья, как создатель ряда карт и путеводителей, в том числе карты Англии, сохранившейся в копии его современника, монаха из Сент-Олбанса Джона из Уоллингфорда (ум. 1258). Только для «Великой хроники» Матвеем нарисовано было более 130 иллюстраций , иллюстрировал он также и жития святых .
«Великая хроника» Матвея Парижского пользовалась популярностью у позднейших летописцев и сохранилась как в автографе, так и во множестве позднейших списков, старейшие из которых находятся в собраниях Коттона и Арундела Британской библиотеки . Известны автографические рукописи и вышеназванных малых исторических трудов Матвея .
Впервые «Великая хроника» была частично напечатана в 1571 году в Лондоне архиепископом Мэттью Паркером , и уже в 1589 году переиздана в Цюрихе . Научно-академическое издание хроники подготовлено было в 1872—1884 годах для Rolls Series в 7 томах историком- медиевистом ; в 1866—1869 годах в этой же серии была издана в трёх томах под редакцией известного палеографа «Historia Anglorum» .