Битва при Беневенто (1266)
- 1 year ago
- 0
- 0
Фалько из Беневенто , или Фальконе Беневентано ( итал. Falcóne Beneventano или Folcone di Benevento , ланг. Falco Penevent , лат. Folcardus Beneventanus ; около 1070 — после 1144 или 1145 ) — итало- лангобардский хронист , нотариус папского дворца и городской судья из Беневенто . Автор «Беневентской хроники» ( лат. Chronicon Beneventanum ), одного из главных, наряду с «Деяниями Рожера II» Алессандро из Телезе , источников начального периода истории сицилийско-нормандской монархии . Наиболее ранний, наряду с Каффаро ди Рустико из Генуи , светский автор итальянской городской хроники .
Родился около 1070 году в знатной семье лангобардского происхождения в Беневенто ( Кампания ), ставшем в 1081 году частью папских владений . Возможно, получил духовное образование при местном монастыре Санта-София, но священного сана , по-видимому, не имел. Cогласно сохранившемуся в хронике этой обители ( лат. Chronicon monasterii Sanctae Sophiae ) документу , с 1092 года служил писцом и нотариусом при местном дворе папы Урбана II . С 1107 года занимал должность городского нотариуса , сделавшись не только свидетелем, но и активным действующим лицом политической и гражданской жизни Беневенто, а также получив доступ ко многим важным документам, включая акты и послания папской курии и местных монастырей.
Решающими для организации папского управления Беневенто стали годы понтификата Пасхалия II (1099—1118), установившего, что назначать местных настоятелей должен Рим . Когда в 1113 году беневентцы избрали нового настоятеля без святейшего дозволения, местный нобилитет , включая самого Фалько, выступил против, после чего прибывший в город папа самолично отменил это назначение, наказав виновных. В октябре 1114 года на соборе в Чепрано Пасхалием низложен был попавший к нему в опалу беневентский архиепископ Ландольфо Рангоне , восстановленный, однако, в своей должности 11 августа 1116 года, а по возвращении в город развернувший кипучую деятельность по реформированию местной церкви. В мае 1119 года он эксгумировал и освятил мощи местночтимых святых , которым, среди прочих, поклонился и Фалько .
В июле 1120 года последний присутствовал при избрании нового настоятеля монастыря Санта-София Джованни Грамматико, а в 1121 году при освящении Вифлеемской часовни монастыря Санта-Мария-ди-Порта-Сомма архиепископом Роффредо II, описав это в своей хронике. 1120-е годы стали трудным временем для Беневенто, оказавшегося во власти наложивших на него дань нормандских баронов . Борьба между группировками последних неизбежно отражалась на жизни горожан, и после того как, к примеру, 12 мая 1121 года в окрестностях Беневенто убит был Роберто ди Монтефуско, Фалько вместе с остальными осматривал его разрубленное на куски тело .
В 1124 и 1125 годах жизнь Беневенто взволновали два запоминающихся события: в первый год при реконструкции местного собора под алтарём была найдена гробница покровителя города Святого Барбата , в обретении мощей которого принимал участие и Фалько, а в следующем город пострадал от сильного землетрясения , последствия которого были также описаны хронистом. Важнейшие события последующих лет, включая смерть в Апулии герцога Вильгельма II (1127), приход там к власти Рожера II и основание им Сицилийского королевства (1130), описаны Фалько с чужих слов, однако в дальнейшем он излагает факты преимущественно в качестве очевидца .
В годы восьмилетней схизмы, последовавшей за смертью папы Гонория II (1130), когда Беневенто стал центром борьбы между сторонниками нового понтифика Иннокентия II , изгнанного из Рима антипапой Анаклетом II , и приверженцами поддерживавшего последнего короля Сицилии Рожера II , осторожный Фалько поначалу не выступил на стороне ни одной из двух партий. Но в июле 1132 года, когда стало ясно, что пакты, заключенные беневентцами с Рожером, равносильны потере городской свободы, он открыто выразил поддержку законному папе, активно участвуя в изгнании его противников и добиваясь того, чтобы в город вступил назначенный им кардинал Герардо . В апреле 1133 года делегация из Беневенто отправилась в Рим , чтобы встретиться с Иннокентием и его союзником — германским императором Лотарем II . Вероятно, одним из результатов этого посольства стало назначение в 1133 году Фалько, заручившегося поддержкой Герардо и наместника Ролпотоне , городским судьёй , о чём свидетельствует не только его собственная хроника, но и 16 сохранившихся собственноручно подписанных им подлинных документов .
Однако весной 1134 года , когда высадившийся в Италии Рожер Сицилийский одержал победу над графами Робертом Капуанским и Райнульфом Алифанским , всем сторонникам антинормандской партии, включая самого хрониста, пришлось бежать из Беневенто в Неаполь , где изгнанники пребывали вплоть до 1137 года , когда после второго итальянского похода Лотаря Иннокентию удалось вернуть себе, наконец, Рим. Вернувшись в Беневенто, Фалько содействовал тому, чтобы германский император освободил беневентцев от всех налогов, взимавшихся нормандцами .
Внезапная смерть императора Лотаря 4 декабря 1137 года вернула политическую ситуацию в Беневенто к исходной точке, и пронормандская партия снова взяла верх, предприняв, однако, на сей раз попытку достичь компромисса со своими противниками. Прислушавшись к просьбе архиепископа Россеманно, установивший своеобразный протекторат над Беневенто Рожер II подтвердил освобождение его граждан от налогов, которые они ранее уплачивали нормандцам, а после смерти 25 января 1138 года антипапы Анаклета заключил мир и с папой Иннокентием .
Зафиксировавший в своей хронике все эти события Фалько, вероятно, исполнял обязанности судьи до 1143 года, когда ушёл на покой. Существует малообоснованная гипотеза , согласно которой он дожил до 1154 года, когда умер Рожер II. В основе неё лежит приведённое в его хронике обвинение в адрес заточённого в монастырскую темницу ставленника покойного Анаклета кардинала Кресченти в поддержке «презренной памяти» ( лат. nefandae memoriae ) короля Сицилии. Она опровергается тем фактом, что данное выражение употребляется хронистом, как минимум, ещё в двенадцати местах, в отношении разных исторических персонажей . Вероятнее всего, Фалько умер в Беневенто не позже 1145 года и, будучи значительным лицом в городе, был похоронен в местном кафедральном соборе.
Основной труд Фалько, латинская «Беневентская хроника» ( лат. Chronicon Beneventanum ), начало и конец которой до нас не дошли, в законченном своём виде, вероятно, охватывала события начиная с 1099 года , но в сохранившихся редакциях освещает их между 1102 и 1140 годами , являясь одним из главных источников по истории Меццоджорно этого периода. В анналистической форме она излагает историю самого города Беневенто и одноимённого княжества , уделяя также внимание внешнеполитическим и церковным делам.
Согласно гипотезе британского медиевиста профессора Лидсского университета , Фалько составлял свою хронику не в течение определённого периода своей жизни, а частями и в разное время, начав её не позже 1127 года . При это он явно записывал в неё события спустя некоторое время, а также вносил дополнения в ранее написанный текст. Например, под 1130 годом он вспоминает о ранении некого Иоанна Шута ( лат. Ioannes Iocularius ), добавив, что после него тот прожил тогда ещё немало лет ( лат. qui plures postea advixit annos ). Первоначальная редакция хроники, очевидно, оканчивалась 1138 годом, триумфом императора Лотаря и папы Иннокентия, вторая же, расширенная, останавливалась на событиях 1144 года, вскоре после которого, вероятно, умер её автор .
Свидетельства Фалько ценны не только тем, что как папский нотариус и городской судья он имел доступ к важным документам, но и тем, что многие события он описывал в качестве очевидца, довольно обстоятельно, хотя и предвзято, поскольку, будучи патриотом-лангобардом, испытывавшим, по словам Т. С. Брауна, «чувства неприкрытой гордости за свой город и яростной ненависти к норманнам» и представлявшим их шайкой невежественных грабителей . Помимо архивных материалов и устных рассказов, он мог пользоваться составлявшимися в монастыре Санта-София «Беневентскими анналами» (788—1130), сведения из которых заимствовал, как минимум, до 1112 года .
Следует также учитывать, что если во внутригородских событиях, церковных прениях и некоторых дипломатических миссиях Фалько участвовал лично, от военного дела он был бесконечно далёк. Поэтому в описании им, к примеру, сражения Рожера II с Райнульфом Алифанским и Робертом Капуанским 24 июля 1132 года заслуживает большего внимания описание захваченной добычи, нежели рассуждения о построении, стратегии и тактике противоборствующих армий .
Неприкрытая ненависть Фалько к сицилийскому королю заставляет сомневаться и в безусловной достоверности его рассказов о подавлении Рожером в 1133 году восстания в Апулии, когда этот «могущественный тиран» с помощью сицилийских сарацин буквально опустошал, по словам хрониста, захваченные города, проявляя «такую жестокость, которой христиане прежде не знали» , или же об осаде Неаполя (1135—1136), жители которого «предпочитали умереть с голоду, нежели подставить свои выи под ярмо дурного короля» . Захватив после отступления Лотаря из Италии в октябре 1137 года Капую , безжалостный Рожер, рассказывает хронист, «приказал полностью разорить город... его воины разграбили церкви и обесчестили женщин, и даже монахинь» . После же вступления осенью 1139 году сицилийского войска в Бари , по словам Фалько «такой ужас воцарился в городе, что ни один мужчина и ни одна женщина не дерзали выйти на улицу или на площадь» . В противовес этим душераздирающим рассказам можно привести сообщение Фалько о реакции апулийцев на последовавшую 30 апреля 1139 года смерть противника Готвилей графа Райнульфа Алифанского, по которому не только причитали вдовы и девицы, старики и дети, но и рвали на себе волосы и раздирали грудь и щёки взрослые мужи .
Помимо тенденциозности в оценках, написанное классической латынью сочинение Фалько отличается некоторой скудостью лексики , выражающейся в обилии повторяющихся стилистических фигур и стандартизированных формул, однако язык его выделяется разнообразием своих тонов: от мрачного и предельно реалистического до восторженного и мечтательного. Эффектные рассказы о военных походах, осадах и церковных соборах, красочные описания праздничных процессий и религиозных церемоний, оживлённые диалоги персонажей, по большей части вымышленные — всё это роднит его не только с хроникой сицилийца Гуго Фальканда , но и с повествовательной художественной прозой позднейшей эпохи, нашедшей своё отражение в жанре новеллино .
В рецензии на флорентийское издание сочинения Фалько 1998 года профессор ( Потенца ) Фульвио делле Донне так оценивает роль хрониста в политике и средневековой историографии: «Фалько часто считают защитником лангобардской партии, боровшейся с попытками нормандцев установить свое господство. Однако правильнее рассматривать его хронику как произведение, описывающее попытки Беневенто обрести автономию как от тягостного папского диктата, так и от нормандского вмешательства. Несомненна принадлежность Фалько к папской и антинормандской фракции, но он, пускай с некоторыми колебаниями, оценивает в своей хронике события с собственной точки зрения. Он принадлежит к городской аристократии, ревностно хранящей свои древние традиции, ищущей защиты как от опасности нормандских вторжений, так и от подрывной в её глазах деятельности «народной» или «буржуазной» фракции, стремившейся к соглашению с норманнами, что создавало трудности и препятствия её торговым интересам» .
Хотя вводная и заключительная части хроники Фально были утеряны в старину, ещё в XIII веке они известны были анонимному автору ( лат. Chronica Romanorum pontificum et imperatorum ac de rebus in Apulia gestis ), пользовавшемуся ею в разделах за 1099—1103 и 1140—1149 годы, а также автору анналов цистерцианского монастыря в Вайрано-Патенора (совр. провинция Казерта ), заимствовавшему из неё сведения до 1144 года .
На сегодняшний день известно четыре рукописи хроники: Barberiniano Latino 2330 и Barberiniano Latino 2345 из Ватиканской апостольской библиотеки , и San Martino 66 и San Martino 364 из Национальной библиотеки Неаполя . Все они, прямо или косвенно, восходят к неполной рукописи XII века, найденной в 1530 году в Беневенто Джулио дель Синдико, но позже утраченной . Впервые хроника напечатана была в 1626 году в Неаполе по вышеназванному манускрипту XII столетия Антонио Каррачиолло, включившим её в сборник «Четыре старинных хрониста». Заново отредактированное издание её по новым рукописям выпустил там же в 1643 году в составе сборника «История лангобардских правителей». В 1724 году её оригинальный текст опубликовал в составе 5-го тома «Rerum Italicarum Scriptores» церковный историк Лудовико Антонио Муратори , а в 1854 году переиздал в Париже в 173-м томе « Patrologia Latina » практически без изменений учёный аббат Жак Поль Минь .
Академическое издание хроники в оригинале и итальянском переводе подготовлено было в 1845 году известным политиком и правоведом Флоренции под редакцией филолога из неаполитанского Эдоардо Д'Анджело. Комментированные итальянские переводы подготовлены были к изданию в 2000 году в Неаполе Раффаэлло Матараццо и в 2017 году в Кассино Вито Ло Курто.
для первого тома задуманной им серии «Неаполитанские хронисты и современные им писатели». Новейшая оригинальная итальянская публикация выпущена была в 1998 году во