Interested Article - Чудь
- 2020-02-17
- 1
Чудь — собирательное древнерусское название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы ( водь , весь , сумь , емь , корела , ижора , эсты и др.).
Впервые чудь идентифицировал как «финландцев либо естландцев» в 1734 году профессор из Або (1684—1771) в диссертации «De originibus priscæ gentis Varegorum» . Этноним употреблялся до конца XIX века в официальных документах Российской империи , но единообразия не было, слово «чудь» могло обозначать разные группы: финны и чудь могли быть синонимами, но могли и разбиваться на «чудь в пространном смысле» и «карелов», при этом первая группа делилась на «чудь/чухарей в тесном смысле» и водь/эстов — « чухну » .
Этимология
Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным» , предполагается также, что одного корня с «чудь» прилагательное «чужой» . Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа (см. ниже) . В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев , возможно, готов . Вероятный источник — готское слово þiudа «народ», имеющее праиндоевропейское происхождение .
Исторические упоминания
В зависимости от контекста под «чудью» древнерусские летописные источники, очевидно, разумеют разные финно-угорские народы:
- В « Повести временных лет » ( 859 год ), летописец сообщает, что « варяги из заморья обложили данью чудь , ильменских словен , мерю и кривичей , а хазары — полян , северян , вятичей »; здесь проводится различие между мерей и чудью .
- В сообщении за 882 год , когда Олег отправился в поход, «взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе» . Наряду с чудью упоминается и весь . Хотя летописец не отождествляет весь с чудью, вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года .
- В лето 6415 (907 г.) Чудь участвовала в походе Олега на Царьград (ПСРЛ т. XXXIII стр.16).
- В 1030 году Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь («и победил их, и поставил город Юрьев »). Как можно понять из географического контекста, под «чудью» здесь имеются в виду эсты . В более поздних сообщениях летописей эсты и сету всегда называются чудью, причём последние известны с уточнением « чудь псковская ». Из летописных источников известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил «лучших мужей» из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Святославич ).
- Начиная с XIII века, помимо эстов, «чудью» называют также и другие родственные им прибалтийско-финские народности, жившие в пределах Новгородской республики , — не только весь и водь, но также ижору и корелу , предков ливвиков , одного из карельских субэтносов называли чудью олонецкой , а в Заволочье также чудь заволочскую . Не исключено, что последнее представляет собой не просто имя предков народа коми , но собирательное название для нескольких разных племён . Позже в оборот входит обозначение эстов — чухна .
В старорусской берестяной грамоте № 52 упоминается «у цюдина поло бѣ» .
Современность
У удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; часть коми называли так своих ещё некрещённых предков . На территории расселения удмуртов и коми распространён топоним Шудья .
В справочнике «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года издания под номером № 132 была внесена чудь ( вепсы ) численностью 13 250 человек (данные за 1865 год) . В 1926 году чудь была внесена под номером № 34 в «Словарь народностей для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1926 года » , в 1959 году чудь была внесена под номером № 64 в «Словарь национальностей всесоюзной переписи населения 1959 года » , а в 1989 году чудь была внесена под номером № 101 в «Алфавитный словарь национальностей» для Всесоюзной переписи населения 1989 года . В 2002 году чудь внесена под кодом № 351 в «Перечень национальностей и языков РФ» , а потом в аналогичный документ за 2010 год . В 2010 году во время переписи ещё несколько десятков человек записали себя в чудь, а по словам местного жителя, всего чуди в Пинежском районе около 200 человек . Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области , вероятно — самоназвание малых групп финно-угорского населения Архангельской области, появившееся в XX веке. В переписи 2020-2021 года чудь не считалась отдельно, а входила составной частью в вепсов .
От этнонима образованы названия многочисленных населённых пунктов, включая город Чудово , а также ряд гидронимов, Чудское озеро и, возможно, река Чуть .
Фольклор
Иногда «чудью» называют мифологический персонаж (« чудь белоглазая »), близкий по значению к европейским эльфам и гномам (встречается в фольклоре , в том числе и у коми и у саамов ) . Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах , у алтайцев — о бурутах , у ненцев — о сихиртя .
Топонимика
См. также
Примечания
- Scarin A. De originibus priscae gentis varegorum. Åbo. 1734 (цит. по Gräslund A.-S. Normannenproblemet. Uppsala. 1981, s. 2).
- Лескинен, Мария Войттовна. от 8 мая 2020 на Wayback Machine // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» 3 (2014).
- от 19 января 2020 на Wayback Machine « Вокруг Света » от 10 января 2020 года: «Свое название озеро получило благодаря эстам и другим финно-угорским народностям, издревле населявшим северо-западные берега озера: славянские народы прозвали их чудью, потому что не могли разобрать странное наречие, на котором те общались» .
- ↑ См., напр., словарь Фасмера .
- Ср. норв. čutte, cuđđe , саам. шв. čute, čudе «преследователь, разбойник, название врага, притесняющего лопарей », саам. саам. čutte, čut .
- Ср. лит. tautà , латыш. tàuta , др.- прусск. tauto , ирл. tūath «народ», оск. touto .
- Меря и чудь в летописях никогда не смешиваются.
- Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц, подг. текста, перев., статьи и коммент. Д. С. Лихачева. — СПб.: Наука, 1996. — С. 150.
- Пименов В. В. Вепсы: очерк этн. истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965.
- Так, из « Слова о погибели Русской земли » известны тоймичи, жившие в волости Тойма к северу от Устюга . « Повесть о стране Вятской » сообщает, что новгородцы на реке Чепце , по которой они спустились к Вятке , нашли народ (народы?) чудь отяков
- . Дата обращения: 22 ноября 2021. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 22 ноября 2021. 22 ноября 2021 года.
- , с. 28.
- Напольских В. В. от 29 сентября 2011 на Wayback Machine
- . — Демоскоп Weekly , 24 января - 6 февраля 2005. — № 187—188 . 4 марта 2016 года.
- . — Демоскоп Weekly , 27 ноября - 10 декабря 2006. — № 267—268 . 19 октября 2007 года.
- . — Демоскоп Weekly . 6 апреля 2016 года.
- . — Демоскоп Weekly . 5 марта 2016 года.
- . Демоскоп Weekly . Дата обращения: 14 марта 2016. 4 марта 2016 года.
- . Демоскоп Weekly . Дата обращения: 14 марта 2016. 14 марта 2016 года.
- . Коммерсантъ (16 января 2012). Дата обращения: 14 марта 2016. 14 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 11 февраля 2023. Архивировано из 24 января 2020 года.
- Пименов В. В. Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965. 262 с.
Литература
- Агеева Р. А. Об этнониме ЧУДЬ (ЧУХНА, ЧУХАРЬ) // Этнонимы. — М.: Наука, 1970. — С. 194—203.
- Баньковский Л. В. / Рецензент Ю. С. Чирков. — 2-е, доп., исп.. — Соликамск : РИО ГОУ СПО «СГПИ», 2006. — 330 с. — ISBN 5-89469-042-0 .
- — СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1913. — 46 с.
Ссылки
- Истомина А. // Вокруг света
- 2020-02-17
- 1