Георгий Победоносец
- 1 year ago
- 0
- 0
Его́рий Осе́нний ( Юрьев день ) — день народного календаря у славян , приходящийся на 26 ноября ( 9 декабря ). Название дня происходит от имени святого Георгия Победоносца . Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков» и они могут нападать на всякий скот .
рус. Юрьев день, Егорий осенний, Юрий осенний, Егорий холодный, Юрий холодный, Георгий-Победоносец , Егорий зимний , Осенний Юрьев день , Егорьев день , Юрий Зимний, Зимний Егорий ; белор. Восеньскі Юр'я, Зімовы Юр'я ; серб. Ђурђиц .
Празднование в этот день Георгию Победоносцу, небесному покровителю князя Ярослава Мудрого , было установлено в Русской церкви в память об освящении Георгиевского храма в Киеве (1051—1054). В других локальных традициях также есть осенние праздники в честь Георгия Победоносца, например день обновления (освящения) его храма в Лидде 3 (16) ноября или грузинский Гиоргоба 10 ноября ( 23 ноября ) в память колесования великомученика.
26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу ( выход крестьянский ), так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам .
Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно — 1580, 1581 или 1584—1585), а затем запрещено при Фёдоре Ивановиче законодательством 1590-х годов (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан ) . С тех пор появилась поговорка: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день» .
Георгию Победоносцу молятся об охранении себя и домашних животных от волков .
Белорусы считали, что «на Юрья» зима убирается в полную силу. Об этом свидетельствовали поговорки и приметы: «Юрий мостит, а Никола гвоздит», «Сколько на осеннего Юрия снега, столько на весеннего — травы» .
В Белоруссии существовал заговор от волков, произносимый в этот день, в котором просили « Святы Юры-Ягоры, садзіся на варанога каня , аб'едзь кругом сяла, загані гэту скаціну, шарсціну , калі блізка — ка мне ў двор, а далёка — пастаў каменнай гарой, калі ў лузе — шаўковай травой, а калі ў лесе — гнілой калодай » .
Считается, что на осеннего Юрия у волков свадьба, что они до Рождества или Крещения (Сретенья) ходят стаями . У восточных славян существовало поверье, что волки распущены и нападают на всякий скот с осеннего Юрия, который им «отмыкает» пасть . По русским представлениям, и сам святой Егорий ездит верхом на волке .
В этнографической литературе встречаются единичные описания аграрных обрядов осеннего Егорьева дня. Одно из них было сделано рязанским этнографом Н. И. Лебедевой в 1920-е годы в с. Стафурлово Екимовской волости . Здесь на осенний Егорьев день молодёжь с каждого двора собирала по два «коня» (обрядовая выпечка). Собранные «кони» относились в поле, где все обращались к святому: «Егорий милостивый! Не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!» Принесённые «кони» закапывались здесь же в поле, в снегу .
В Белоруссии на Осеннего Юрия «слушали» воду в колодце. Если вода была спокойна — жди тёплую зиму, если же из колодца доносились звуки, надо ждать сильных морозов и лютых вьюг .
Местами сохранилось древнее поверье о том, что будто бы некоторые, особенно расчётливые люди — «из-за своей скупости» — ложились 26 ноября в гроб-домовину и засыпали по-медвежьему вплоть до самого вешнего Юрия тёплого .
Так как Святого Георгия в народе также называли Егорием, в народе существовал ещё один фразеологизм — «объегорить», означающий «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания» , как реакция на отмену права перехода у крестьян.