Овальный портрет
- 1 year ago
- 0
- 0
«Портрет Элеоноры Толедской с сыном» (Ritratto di Eleonora di Toledo col figlio) — знаменитый портрет работы итальянского художника Аньоло Бронзино 1545 года, выдающийся образец ренессансной портретной живописи . Хранится в Уффици.
На двойном портрете изображены супруга великого герцога Тосканы Козимо I Медичи Элеонора Толедская с одним из своих сыновей. Основываясь на установленной по стилю Бронзино дате создания картины теперь принято считать, что это Джованни Медичи (родился в 1543 году), хотя раньше предполагалось, что это Гарция (родившийся только в 1547 году), также предлагается кандидатура Франческо (родился в 1541 году).
Портрет был написан летом 1545 года, во время пребывания герцогской семьи на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, которую можно увидеть на заднем плане. Возможно, именно для этой работы в 1545 году Бронзино попросил у придворного дворецкого Пьера Франческо Риччио синюю краску, о чём сохранились документы.
Сидящая Элеонора изображена в три четверти, несколько повернувшись влево, однако взгляд её направлен прямо на зрителя. Её левая рука покоится на складках тяжёлого платья, правой она обнимает за плечи своего трёхлетнего сына, смотрящего мечтательно-отсутствующим взглядом. Мальчик одет в простое детское платье без украшений из тёмно-синего с золотом шелка, из-под которого выглядывают расшитый золотом воротничок и складки на рукавах его нижней рубашки.
Его мать, напротив, одета в роскошное платье из парчи, украшенное жемчугом, которое эффектно оттеняется лазурным фоном картины. Фоновая синева становится несколько бледнее у головы Элеоноры и превращается в подобие светящегося нимба, который добавляет возвышенности её благородному облику. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не стена, а свинцовое небо с вдалеке видом на поместье, вероятно, Поджо-а-Кайано , к которому герцогская семья была особенно привязана.
Тёмные волосы женщины уложены в строгую причёску с пробором посередине и удерживаются жемчужной сеткой. В ушах у Элеоноры серёжки из жемчуга, только каплевидной формы. Платье Элеоноры из белого шелка с арабесковым узором из бархата и гранатовым узором из золотой парчи плотно облегает верхнюю часть её тела, это личная интерпретация строго испанского силуэта . Жёсткая форма рукавов с декоративными разрезами привлекает внимание к линии плеча. Прямой вырез декольте прикрывает плетение из парчового шнура и жемчуга, гармонирующее с сеткой в волосах. На талии у Элеоноры тяжёлая золотая цепочка с кисточкой на конце, на которую плотно набраны жемчужины. На груди Элеоноры два жемчужных ожерелья: одно опускается до середины груди, а другое, короткое, украшено кулоном из крупного обработанного топаза и каплевидной жемчужины.
Ткань для платья была изготовлена по испанским образцам на мануфактуре Медичи во Флоренции. Так эффектно демонстрируются возможности местной текстильной промышленности. Такой тип ткани называется teletta . В музее Барджелло сохранился похожий отрез ткани .
В Новое время, после эксгумации 1857 года, сообщали, что Элеонора была похоронена в том же платье, однако в наше время при исследовании и реставрации сохранившейся ткани было установлено, что это совершенно другое платье .
Лицо Элеоноры абсолютно пропорциональное и безупречное, как и цвет её кожи. Жёсткое платье скрывает формы женского тела, но также как и форма лица приближена к овалу, так и верхняя часть тела стремится к геометричности форм. В духе маньеризма пропорции тела несколько удлинены. Очевидно, что смысл парадного портрета заключался в изображении идеального образа, а не в точном портретном сходстве. При всем великолепии драгоценностей и одеяния, королевской роскоши парчи, приглушённой холодными тонами чёрного, белого и бронзового, портрет Элеоноры излучает сдержанность, достоинство и спокойную уверенность знатного дома Медичи в своей силе. Щедрое использование лазури, ценного живописного материала, почти натюрмортная точность в изображении драгоценного одеяния с приковывающим взгляд узором по центру, этим античным символом полноты жизни и плодородия, и, наконец, присутствие мальчика на полотне — все это явные и скрытые намёки на богатство, благополучие и власть семьи Медичи во Флоренции.
Аньоло Бронзино создал два портрета Элеоноры с сыновьями и ни одного — с дочерьми. Второй двойной портрет Элеоноры, где она изображена со своим первенцем Франческо, сохранился только в рабочем варианте и находится сейчас в Пизе . Изображение двух наследников Медичи на парадных портретах должно было демонстрировать уверенность династии Медичи в своём будущем.