Interested Article - Тугтегин
- 2021-08-22
- 1
Захир ад-Дин Сайф аль-Исла́м Тугтеги́н ибн Абдулла ( араб. ظاهر الدين طغتكين ; ум. 12 февраля 1128 ) — сельджукский военачальник, правивший Дамаском с 1104 по 1128 год. Родоначальник династии Буридов .
Источники
Деятельность Тугтегина и его потомков описана в исламских, византийских, сирийских, армянские источниках и источниках о крестовых походах .
Исламские источники
Самый важный из исламских авторов, писавших о Тугтегине — Ибн аль-Каланиси , дважды бывший одним из высших чиновников Дамаска. Его История Дамаска известна в двух авторских редакциях: 1140/41 и 1160 годов. До конца XIX века труд Ибн аль-Каланиси не был введен в научный оборот в Европе, поэтому для европейских историков основныи исламским источником был труд Ибн аль-Асира аль-Камиль , опубликованный в период с 1853 по 1864 годы. Публикация Истории Дамаска в 1908 году отодвинула труд Ибн аль-Асира на второе место после Ибн аль-Каланиси, тем более, что Ибн аль-Асир использовал труд Ибн аль-Каланиси при описании событий, связанных с Дамаском. Ибн аль-Каланиси сообщает уникальные сведения, в том числе цитирует текст некоторых официальных документов. Самым важным из них является маншур султана Мухаммеда Тапара Тугтегину. Некоторые сведения об отношениях между атабеком Дамаска и крестоносцами не встречаются в хрониках крестоносцев. А договора, заключенные атабеком Дамаска с крестоносцами, известны только благодаря Ибн аль-Каланиси. Но при использовании Истории Дамаска как источника следует учитывать недовольство Ибн аль-Каланиси крестоносцами и Имадеддином Зенги , как и при использовании трудов Ибн аль-Асира следует учитывать близость Ибн аль-Асира к атабеку Мосула .
Помимо Ибн аль-Асира, труд Ибн аль-Каланиси использовали Ибн аль-Адим, Абу Шама, Ибн Асакир, Ибн Халликан и Сибт Ибн аль-Джаузи. В некоторых случаях они сообщали информацию, отличную от Ибн аль-Каланиси, а в некоторых случаях дополняли данными, которые стали известны после смерти Ибн аль-Каланиси .
Ибн Асакир — ещё один хронист из Дамаска. Труд Ибн Асакира (сохранившийся лишь частично), по мнению Дж. Альптекина, был, «пожалуй, самым ценным источником по истории Дамаска с первых дней его существования». Сохранившиеся отрывки полезны для составления картины социальной и культурной жизни в Дамаске .
Автор из Алеппо в своей работе дает краткие сведения о Дамаске, как и о других городах Южной Сирии .
Усаме ибн Мункиз из Шайзара побывал во многих городах Сирии (в том числе — неоднократно посещал Дамаск) и встречался со многими государственными деятелями. Его труд «Китабюль-Итибар» дает нам обширную информацию об охоте в этом регионе .
Труд Имадеддина аль-Исфахани об иракских сельджуках был написан на основе воспоминаний визиря Ануширвана
Хронист родился в знатной семье, его дед и прадед были в Алеппо кади. Сам хронист некоторое время был визирем в Алеппо. Его труд «Бугятют-Талеб» содержит биографии многих известных людей . Другой его труд, Сливки истории Халеба , описывает историю Алеппо. Он важен с точки зрения отношений эмиров Алеппо и Дамаска. Но не был беспристрастным, поскольку был близок к эмирам Алеппо .
Хроники крестоносцев
Вторая и третья части Иерусалимской истории Фульхерия Шартрского повествует, в том числе, и об отношениях атабеков Дамаска с крестоносцами. Вильгельм Тирский и Альберт Аахенский использовали труд Фульхерия. У Вильгельма Тирского есть ошибки, особенно в датах .
Византийские, сирийские и армянские источники
Основным армянским источником является Хронография Матвея Эдесского . Несмотря на то, что он в основном дает сведения о Северной Сирии, оставляя в стороне историю атабеком Дамаска, он полезен . Из сирийских источников большую ценность представляет Хроника , написанная в XIII веке неизвестным сирийским священником ( Анонимная сирийская хроника ). Другим сирийским источником, полезным для исследования является труд Бар-Эбрея .
Биография
Ранние годы
По словам Г. Шамри, у современных Тугтегину авторов информации о происхождении и настоящем имени эмира нет . Известно только, что он туркменского происхождения . Возможно, скрыть свое происхождение хотел сам Тугтегин. Он даже намеками не раскрывал свою семью, своего отца, свое настоящее имя . Анализируя потомство Тугтегина, предположил, что тот родился примерно в 1051—1053 годах . По словам Г. Шамри, возможно будущий правитель Дамаска попал в плен в 1063 или 1065 году в юном возрасте, когда, по словам Ибн аль-Джаузи , Альп-Арслан захватывал много рабов .
Хронист из Алеппо Камаль ад-Дин Ибн ал-Адим передавал слова Усамы ибн Мункыза , что Тугтегин в 1070 году был оруженосцем султана, когда в лошадь султана попали камнем из катапульты . По мнению Г. Шамри, поскольку во время осады Алеппо в 1070 году Тугтегин был в охране султана Алп Арслана, ему было не меньше восемнадцати лет. После службы Алп Арслану Тугтегин оказался на службе у сына Алп Арслана, Тутуша , но даже историк Тугтегина Ибн аль-Каланиси точно не объясняет, как произошел переход Тугтегина от одного хозяина к другому. Шакир Мустафа предположил, что «это была часть наследства, доставшегося ему [Тутушу] от отца». После смерти Алп Арслана Тугтегин стал одним из мамлюков его сына, Тутуша и перебрался с ним из Персии в Левант в 1077 году. Этот перевод полностью изменил его жизнь . По мнению Г. Шамри, было что-то, что заставило Тутуша выбрать из всех мамлюков именно Тугтегина, хотя об этом не упоминали ни Ибн аль-Каланиси, ни другие историки. Несомненно, то, что он сделал, принесло ему доверие его господина. Возможно, это произошло в 1078 году, когда Тутуш взял под свой контроль Дамаск. Шакир Мустафа полагал, что «Тугтегин участвовал в убийстве Атсыза ». Г. Шамри пошел дальше и высказал предположение, что Тугтегин был не просто участником, а главным исполнителем убийства .
После смерти султана Мелик-шаха в конце 1092 года его брат Тутуш начал борьбу за султанат. Он захватил Майяфарикин и назначил Тугтегина его вали . В этот период эмир подавил восстание против Тутуша в Амиде. Доверяя Тугтегину, Тутуш приблизил его, дал высокий статус и поручил ему управлять Дамаском в свое отсутствие. После этого Тутуш доверил ему воспитание своего сына Дукака . Около 1094 года Тугтегин женился на матери Дукака, что закрепило его положение в Дамаске. Похоже, что Тутуш развелся с матерью Дукака и заставил её выйти замуж за Тугтегина . Это было в традициях сельджуков: таким образом правитель обеспечивал сыну защиту. С матерью своего сына Тутуш тоже развелся. Её он выдал замуж за правителя Хомса Хуссейна Джанахеддина .
Медиевист Дж. Альптекин полагал, что Тугтегин женился на матери Дукака позднее, уже вернувшись из плена в 1095 году . По словам Дж. Альптекина, «Мы не располагаем сведениями о ранних этапах жизни атабека Тугтегина. Источники кроме Ибн аль-Каланиси стали упоминать эмира лишь после того, как он был назначен атабегом сына Тутуша» .
Затем имя Тугтегина исчезает из источников до 1095 года . В 1095 году в битве при Рее между Тутушем и Баркияруком Тутуш погиб, а Тугтегин попал в плен . С помощью мамлюка Тутуша Ай-Тегина аль-Халеби Дукаку удалось бежать с поля боя и отправиться в Алеппо. Рыдван по приказу отца наступал на Багдад, но, узнав о смерти отца, быстро вернулся в Алеппо и прибыл до Дукака . Уезжая в поход, Тутуш оставил в Алеппо своего визиря Абуль-Касыма аль-Хасана в качестве своего регента. По прибытии Рыдвана Абуль-Касым объявил его преемником Тутуша. Когда в Алеппо прибыл Дукак, Рыдван велел взять его под стражу .
Всего у Тутуша было пять сыновей: Рыдван, Дукак, Абу Талиб, Бахрам и Арташ. После смерти отца Рыдван приказал убить двух младших братьев Абу Талиба и Бахрама, чтобы они не оспаривали власть . Дукак некоторое время после смерти отца жил в Алеппо. Он боялся, что Рыдван убьет и его, и сбежал в Дамаск . В Дамаске Тутуш оставил регентом эмира Савтегина эль-Хадим, который не мог договориться с Рыдваном и рассчитывал, быть регентом при Дукаке. Он торжественно приветствовал приехавшего Дукака, поместил его в цитадели Дамаска и провозгласил его правление. Таким образом, в Сирии образовалось два султана — в Алеппо и Дамаске" .
Согласно Ибн аль-Каланиси, Дукак не стал подобно Рыдвану, убивать своего брата Арташа, находившегося в Дамаске, а послал его с матерью в крепость Баальбек к его атабеку Фахруддевле Гюмюштегину, чтобы тот задержал подопечного . Дукаку было 15 лет, ему не хватало опыта для управления государством и военного руководства, поэтому он остро нуждался в помощи своего атабека . Согласно Ибн аль-Каланиси, прибыв в Дамаск, Дукак написал султану Баркияруку, сообщив о побеге от Рыдвана и о грозящей ему опасности. Баркиярук освободил Тугтегина, обменяв его на Кербогу и брата Кербоги Алтунташа, плененных Тутушем в 1094 году и содержавшихся в заключении .
Атабек-регент
После освобождения Тугтегин отправился из Исфахана в Сирию. Узнав, что Дукак находится в Дамаске, эмир направился туда. Ибн аль-Каланиси писал, что жители города обрадовались, когда стало известно, что Тугтегин идет в Дамаск. Когда в конце лета 1095 года Тугтегин прибыл в город, его у ворот ждал старый друг эс-Саллар Хисню’д-Девле . Дукак устроил атабеку торжественную встречу у ворот города и назначил командующим армией. Савтегин почувствовал угрозу своему положению, но не успел ничего предпринять, поскольку Тугтегин не дал ему этой возможности, договорившись с Дукаком и знатью города . Таким образом, первое, что сделал Тугтегин по возвращении из плена — это устранил вали Савтегина. Ибн аль-Каланиси писал: «И положение у него в Дамаске исправилось» — власть перешла к нему . Период с 1095 по 1104 год можно считать переходным этапом в карьере Тугтегина, когда он от лидера, правившего Дамаском в роли атабека ребёнка-сельджука, вырос до фактического владельца Дамаска. За эти годы Тугтегин практиковался в управлении .
Рыдван не мог смириться с тем, что Дамаск ему не принадлежит . В это время Сукман и Иль-Гази были правителями Иерусалима . Сукман Артукид стал служить Рыдвану, а его брат Иль-Гази перешёл от Рыдвана к Дукаку . В 1095 году помощью Сукмана Рыдван двинулся на Дамаск. В это время Дукак отсутствовал в городе. Войска эмира Алеппо осадили город. Гарнизон был небольшим и продержался бы недолго, но пришло сообшение о возврате Дукака и Тугтегина . Дукак заключил Иль-Гази в тюрьму, но причина гнева Дукака неизвестна , возможно, он рассердился на Иль-Гази за то, что Сукман стал служить Рыдвану . Сукман же не знал, что Иль-Гази находился в Дамаске. Узнав о заключении брата в тюрьму, он понял, что Иерусалим остался без правителя, и быстро отправился туда, чтобы город не оставался без надзора . Без Сукмана Рыдван не смог в одиночку продолжать осаду и отступил в Авран . Он обратился к сыну Иль-Гази, Сулейману , правившему в Самосате . Поскольку Сулейман был зол на Дукака за арест отца, он присоединился к Рыдвану. К этому времени Сукман успел уладить дела в Иерусалиме и тоже прибыл в Алеппо к Рыдвану. Утром следующего дня 22 марта 1096 началась битва, длившаяся весь день . Тугтегин и Дукак проиграли. Они согласились признать суверенитет Рыдвана, однако Дукак не собирался выполнять договор. Он объявил его недействительным сразу, как только вернулся в Дамаск .
В августе 1096 года Сукман был вынужден сдать Иерусалим визирю фатимидов после 40-дневной осады .
Дукак отправился со своим войском в Диярбакыр и занял Майяфарикин в 491 году хиджры / 1097 году. После этого город был передан Тугтегину .
Осада Антиохии
В конце июля 1097 года крестоносцы вошли на территорию Сирии , правитель Антиохии Яги-Сиян отправил своих сыновей Шамседдина и Мухаммада для поиска помощи. Шамседдин поехал к Дукаку и Тугтегину в Дамаск, а Мухаммад обратился к Кербоге и другим эмирам . Шемседдин уговорил Дукака и Тугтегина отправиться на помощь Антиохии, и в конце декабря они выступили с армией из Дамаска. Вскоре между их армией и отрядом крестоносцев произошла битва. Её обстоятельства скудно освещаются в источниках. Арабские хроники почти ничего не пишут о ней. Западные источники либо дают о ней краткую информацию, либо вообще не упоминают. Анонимный автор «Деяния франков и прочих иерусалимцев» (Gesta Francorum)" немного описал сражение по словам его участников. Боэмунд Тарентский и Роберт Фландрский двигались на юг, не подозревая о том, что противник рядом. 30 декабря у Шайзара Тугтегин узнал, что крестоносцы недалеко и на следующий день возле столкнулся с отрядом Роберта Фландрского. Окружив Роберта, Тугтегин готовился праздновать победу, когда на него напал Боэмунд . Хотя Аноним и Раймунд Ажильский писали, что победу одержали крестоносцы, но дополнение, сделанное Раймундом, этому противоречит: «Странный результат этого достижения… после того, как враг был разгромлен, мужество наших людей уменьшилось, так что они не осмелились преследовать тех, кого они видели в бегстве» . Несмотря на победные сообщения христианских хронистов, видимо, победу не одержал никто: Тугтегин с Дукаком вернулся в Дамаск, так и не дойдя до Антиохии, а понесшие большие потери крестоносцы, так и не добыв провианта, вернулись в Антиохию . После сражения Шемседдин не поехал в Дамаск, а направился за новой помощью к Рыдвану в Алеппо .
Летом 1098 года Дукак и Тугтегин присоединились к объединённой армии мусульманских эмиров во главе с эмиром Мосула Кербогой. Они осадили крестоносцев в Антиохии 7 июня 1098 года. 28 июня 1098 года крестоносцы осуществили вылазку и победили в бою армию Кербоги. Ещё в начале битвы, когда стало ясно, что крестоносцы будут стоять насмерть, многие турецкие эмиры ушли с поля боя. Дукак с Тугтегином ушли или до начала битвы, или в самом начале, опасаясь, что не участвовавший в этой битве Рыдван нападет на Дамаск .
Последние годы жизни Дукака
Джеблех, укрепленный порт к югу от Латакии, принадлежал Ибн Сулейхе из рода Ибн Аммара, правителя Триполи. Ибн Сулейха восстал против Ибн Аммара и стал читать хутбу от имени аббасидских халифов. Ибн Аммар обратился к Дукаку за помощью и Дукак с Тугтегином осадили его. Во время осады Тугтегин был ранен стрелой в бедро. После этого Дукак снял осаду и вернулся в Дамаск. Но затем Джеблех несколько раз осаждали крестоносцы. Ибн Сулейха понял, что больше не сможет противостоять их натиску и продал свой город Дукаку , правителем города стал сын Тугтегина, Тадж аль-Мулук Бури . Однако его правление быстро завершилось. Жители страны пожаловались на тиранию Бури Ибн Аммару. Тот послал в Джаблех свою армию и взял город под свой контроль. Бури был пленен и отвезен в Триполи, но Ибн Аммар отправил его в Дамаск к Тугтегину. В письме он описал ситуацию и извинялся перед атабеком за произошедшее .
Тугтегин пытался установить взять под контроль окрестности Алеппо, чтобы окружить Рыдвана и ослабить его. В 1002 году атабек захватил Эр-Рахбу , принадлежавшую находившемуся ранее под защитой Кербоги (ум. 1001/02) Каймазу (по другим данным он 3ахватил Рахбе в 1006 году ).
В 1103 году Дукак послал Тугтегина завладеть Хомсом по просьбе его жителей и семьи, после того как эмир Джанах ад-Даула был убит ассасинами по приказу Рыдвана. Детей Джанах ад-Даулы перевезли в Дамаск .
После смерти Дукака
Дукак умер в 497/1104 году. Перед смертью он завещал трон своему сыну Тутушу ибн Дукак . После того, как Дукак умер, осталось два человека, имевших законное право управлять Дамаском: брат Дукака Арташ и Тутуш ибн Дукак. Как бы Тугтегин ни хотел править сам, он понимал, что жители Дамаска, сельджукский султан и аббасидский халиф не признают правителем Дамаска никого, кроме сельджукида . Поэтому Тугтегин посадил на трон сына Дукака и произнес хутбу от имени малолетнего правителя. Однако вскоре атабек счел целесообразным посадить на трон брата Дукака, Арташа, которому было 12 лет. Он отправил сообщение Гюмюштегину в Баальбек и попросил его отправить Арташа в Дамаск с отрядом. Тугтегин встретил Арташа за городом и посадил его на трон. По словам Ибн аль-Каланиси, Арташ прибыл в Дамаск «в субботу пятого зуль-хиджа 497 года» (18 сентября 1104) . Так атабек мог держать Арташа возле себя и лучше контролировать ситуацию .
Мать молодого царя, прибывшая с ним из Баальбека, боялась Тугтегина и его жены Сафват аль-Мулюк . По словам Ибн аль-Каланиси, «его мать внушила ему страх перед ними и ввела его в заблуждение», внушая ему мысль, что Тугтегин и его жена Сафват аль-Мулюк замышляют против него заговор . Возможно, обвинения были правдивы. Атабек мог вызвать Арташа, чтобы убить его, а Сафват аль-Мулюк, мать Дукака, вероятно, желала, чтобы её внук, сын Дукака, занимал трон . Ибн аль-Каланиси писал, что некий человек сообщил Арташу, что против него замышляется заговор, что он в любом случае будет убит, и что он должен как можно скорее покинуть Дамаск . В октябре-ноябре 1104 года Арташ с матерью бежали из города . Узнав об этом, Тугтегин снова посадил на трон сына Дукака. Кади Дамаска, Айтегин аль-Халеби, присоединился к Арташу. Вероятно, Айтегин тоже боялся атабека и выступал против него. Арташ и Айтегин отправились в район Хавран южнее Дамаска. Они устраивали в регионе беспорядки и собирали людей. Затем они заключили союз против Тугтегина с королем Балдуином I и отправились в Иерусалим .
В 1104 году Тугтегин заболел, он опасался, что город останется без защиты перед угрозой нападения крестоносцев или Рыдвана и написал Сукману бен Артук, прося того приехать. Он намеревался передать ему правление . Сукман решил направился в Дамаск. Окружение Тугтегина узнало об этом и приняло меры предосторожности, чтобы не пустить Сукмана в город. В дороге Сукман заболел и скончался 23 октября 1104 года в Эль-Карьятейне .
В это время (498/1105) Фатимиды планировали нападение на крестоносцев и обратились к Тугтегину. Зная, что Арташ заключил союз с крестоносцами против него, Тугтегин согласился помочь Фатимидам против общего врага. 10-ти тысячная фатимидская армия двинулась к Аскалону , куда прибыл и Тугтегин со своим войском. Крестоносцы, узнав, что армия Фатимидов находится в Аскалоне, направились туда же. В армии крестоносцев был Арташ со 100 турецкими лучниками был. 27 августа 1105 года армии сразились между Яффо и Аскалоном. Ни одна сторона не смогла добиться победы, но Фатимиды понесли больше потерь, чем крестоносцы. Хаким Аскалона из армии Фатимидов был убит. Некоторые эмиры также попали в плен к крестоносцам .
Арташ счел более безопасным для себя оставить крестоносцев и сбежал в Босру вместе с её правителем Айтегином. В 1106 году Тугтегин осадил город. Арташ и Айтегин сбежали, а жители сообщили Тугтегину, что сдадут ему город. Так Тугтегин завладел Босрой . После бегства Арташа Тугтегин щедро одарил чиновников и военных. По словам Ибн аль-Каланиси: «Цены были дешевы, и появились доходы, и подданные были счастливы, строя дома внутри [города]» . 14 апреля 1110 года после 35 дней осады Тугтегин захватил Баальбек и передал управление им своему сыну Бури .
Отношения с Рыдваном
В 1112 году Рыдван узнал, что Танкред готовится напасть на Азаз , и попросил помощи у Тугтегина. Они заключили оборонительный договор в Алеппо, Тугтегин даже согласился признать формальный сюзеренитет Рыдвана. Но, когда Балдуин I Иерусалимский напал на Дамаск и Тугтегин обратился за помощью к Рыдвану, тот прислал лишь небольшой отряд в 100 всадников, что возмутило правителя Дамаска. 16 августа 1113 года Тугтегин прекратил чтение хутбы от имени Рыдвана в Дамаске .
В 1113 году эмир Мавдуд по приказу султана собирал в Сирии армию на на борьбу с франками. В союзе с Тугтегином они победили крестоносцев в битве при Аль-Саннабре . Даже король Иерусалима Балдуин I попал в плен, но мусульмане его не узнали, поэтому лишь забрали его оружие и отпустили. Число убитых франков достигало двух тысяч рыцарей. Многие утонули в реке Иордан или Тивериадском озере. Как описывал последствия битвы Сибт ибн аль-Джаузи: «Озеро превратилось в кровь, и люди несколько дней не пили из него» . По окончании похода Тугтегин предложил Мавдуду прибыть в Дамаск. 2 октября 1113 года эмир Мавдуд в присутствии Тугтегина был убит в Мечети Омейядов в Дамаске. Тугтегин обвинил в этом Рыдвана и его союзников- ассасинов , но, общественное мнение обвиняло в убийстве самого Тугтегина .
В октябре 1113 года умер Рыдван . Согласно Ибн аль-Каланиси, унаследовавший Алеппо Алп-Арслан аль-Ахрас ( Немой) обратился к Тугтегину с просьбой о помощи. «Тугтегин ответил на это и прочел его имя в хутбе в месяце Рамадан этого года. Затем Алп Арслан прибыл в Дамаск в том месяце, и Тугтегин и жители Дамаска встретили его в лучшем одеянии, и поселили его в Дамасской цитадели и оказали ему большие почести, поэтому он оставался там несколько дней, а затем вернулся. Он отправился в Алеппо в начале Шавваля, и Тугтегин сопровождал его. Когда он прибыл в Алеппо, Тугтегин не увидел ничего, что ему нравилось, поэтому он оставил его и вернулся в Дамаск». Ибн аль-Каланиси не раскрыл, что не понравилось атабеку, но Лулу аль-Хадим убил Алп-Арслана в 1114 году .
Союз с Иль-Гази
После смерти Мавдуда султан назначил наместником Мосула Ак-Сонкура аль-Бурсуки . Когда Мухаммед вызвал Иль-Гази в армию, Иль-Гази не явился, поскольку не желал подчиняться Ак-Сонкуру. Тот вместе с сыном султана Месудом (формально считавшимся командующим) отправился к Мардину, чтобы заставить Иль-Гази подчиниться . Иль-Гази отправил вместо себя сына во главе отряда из 300 всадников , что Ак-Сонкур воспринял как личное оскорбление . После окончания кампании он арестовал сына Иль-Гази, а затем разграбил окрестности Мардина . В ответ на это нападение Иль-Гази вызвал своих племянников из Хисн-Кейфы и Харпута . Артукиды внезапно атаковали лагерь Ак-Сонкура, воины которого бежали . Иль-Гази вернул своего сына и взял в плен Месуда, сына султана .
Победа над Ак-Сонкуром и пленение Месуда, несмотря на его быстрое освобождение, навлекли на Иль-Гази гнев султана . Мухаммед Тапар отправил Иль-Гази письмо с угрозами и требованием подчиниться . Это заставило Иль-Гази перейти к открытому неповиновению султану . Иль-Гази и Тугтегин, который тоже имел причины опасаться Мухаммеда — Тугтегин подозревал, что султан винит его в гибели эмира Мавдуда — заключили в 1114/15 году союз . Он был выгоден обоим и продержался достаточно долго. В том же году они заключили договор с Рожером Салернским , чтобы выступить против армии султана, возглавляемой аль-Бурсуки . Тугтегин, Иль-Гази, и Рожер собрали свои войска, а аль-Бурсуки с армией султана подошел к Алеппо, но сражение не состоялось. Через восемь дней Ак-Сонкур решил отступить, в ходе отступления от Алеппо он попал в засаду у холма под названием Тель-Данит около Сармина в сентябре 1115 года и потерпел поражение .
После расставания с союзниками Иль-Гази отправился в Мардин, чтобы собрать своих солдат, но был захвачен эмиром Химса Хирханом в эр-Растане . Тугтегин потребовал освобождения союзника, а Хирхан обратился к султану с просьбой предоставить войска для защиты Химса от Тугтегина. При этом Хирхан сдерживал эмира Дамаска, угрожая убить Иль-Гази. Войска султана задерживались, но Хирхан освободил Иль-Гази в обмен на его сына . Иль-Гази отправился в Алеппо, где собрал своих туркменов и вернулся, чтобы осадить Химс и вызволить своего сына . В это время подоспела армия султана под командованием Бурсуки бен Бурсуки. По словам * , Тугтегин и Иль-Гази оккупировали Алеппо и намеревались предложить его султану в качестве возмещения за убийство Мавдуда. От этого их отговорил их союзник Рожер Салернский .
Битва на Кровавом поле
В 1118 году Рожер Салернский напал на Азаз и захватил его после месяца осады . Иль-Гази считал этот город своим и предложил Рожеру выкупить город, но тот не согласился . По словам Матвея Эдесского, с этого момента Иль-Гази и Рожер стали врагами . Иль-Гази договорился с Тугтегином о походе против Рожера в мае 1119 года . Эмиры решили напасть не сразу, но сначала вернуться в свои земли, чтобы мобилизовать все силы . Кроме Тугтегина Иль-Гази привлёк Дубайса , сына своего друга Садаки , бедуинского вождя Килабита Мубарака ибн Чибла и своего крупнейшего вассала Тоган Арслана . В союзной армии было около двадцати тысяч бойцов . Иль-Гази повёл её сначала к Эдессе . Тугтегин должен был присоединиться со своими туркменами к армии Иль-Гази в Киннасрине . Иль-Гази собирался дождаться Тугтегина, но туркменов было трудно удерживать в течение долгого времени на месте без добычи . Как писал Камаль аль-Дин, «эмирам наскучило долгое стояние» . Иль-Гази не дождался Тугтегина и выступил один , 28 июня армия Рожера была окружена и уничтожена, спасшихся было очень мало, а потери противника были несоизмеримо малы . Многие из пленных были казнены на поле боя .
Битва при Хабе
В 1119 году Тугтегин участвовал вместе с Иль-Гази в битве при Хабе. Иль-Гази осадил , и Балдуин двинулся из Антиохии на помощь городу . Объединённая армия Иль-Гази, Тогана Арслана и Тугтегина насчитывала около двадцати тысяч всадников . Узнав, что Зардана захвачена, Балдуин отступил к Хабу. Правый фланг франков занимал Понс с триполитанскими рыцарями, левый — рыцари Антиохии под командованием хозяина Зарданы . Сам король возглавил резерв . Иль-Гази и Тугтегин собирались застать франков врасплох, напав на рассвете 14 августа, но к этому моменту Балдуин уже построил своё войско, и оно двигалось в полном боевом порядке . Туркменские конные лучники двинулись вперёд полумесяцем, огибая оба фланга христианской армии. Иль-Гази находился на левом фланге, напротив Понса, Тугтегин — на левом, напротив Роберта .
На левом фланге Роберт Фулкой нанёс поражение туркменам Тугтегина и преследовал их . В этот момент Роберт мог бы выиграть битву, быстро атаковав враждебный центр с фланга. Но его главным желанием было отправиться к Зардане. Роберт поехал прямо к Зардане и отсутствовал на поле боя до конца сражения .
На другом фланге ситуация была иной. Иль-Гази разбил отряд Понса . Правое крыло франков было беспорядочной массой оттеснено в их центр. По описанию канцлера Готье раз за разом король бросался в бой со своими рыцарями, давая отпор противнику . К вечеру Иль-Гази отказался от борьбы и покинул поле боя, оставив его Балдуину . По пути он наткнулся на корпус Роберта, который вернулся, обнаружив, что Зардана в руках мусульман. Отряд Роберта был легко разогнан туркменами, а сам Роберт во время бегства, попал в плен . Он предложил Иль-Гази за себя выкуп 10 000 динаров, но Иль-Гази хотел получить больше и отправил его в шатёр к Тугтегину с просьбой напугать пленника. Когда Роберта подвели к пьяному Тугтегину, тот отрубил голову пленнику и послал её Иль-Гази. Иль-Гази очень рассердился, он сказал: «Нам нужны были деньги, чтобы раздать их воинам, мы могли получить за него 10 000 динаров. Я послал его к тебе, чтобы ты напугал его и он дал больше денег». «Я не знаю лучшего средства для запугивания», — ответил Тугтегин .
1120—1122 годы
В 1120/21 году Иль-Гази решил довершить начатое на Кровавом поле и захватить Антиохию, но момент был уже упущен . Во время начала кампании Жослен был в приграничной крепости Рабан (южнее ). Иль-Гази разбил лагерь в окрестностях Азаза, Балдуин Иерусалимский и Жослен прибыли в тот же район . Туркмены Иль-Гази, разочарованные запретом на грабежи, оставили его . С Иль-Гази осталась лишь небольшая горстка людей. Он нападения франков Иль-Гази спасло лишь прибытие Тугтегина . Простояв друг напротив друга несколько дней, противники разошлись .
В 1121 году между Иль-Гази и его сыном Сулейманом (матерью которого была дочь Тугтегина), которого он оставил своим заместителем в Алеппо, возник конфликт. Согласно традиционной версии, вернувшись в Мардин, Иль-Гази обратился к нему с какими-то просьбами . Окружение Сулеймана спровоцировало его не слушаться отца. Крестоносцы воспользовались обстановкой и снова начали атаковать район Алеппо. Балак по приказу Иль-Гази подавил восстание , а вскоре в ноябре 1121 года Иль-Гази сам прибыл в Алеппо , желая наказать сына. Иль-Гази чуть не убил своего сына, которого поймал в пьяном виде, но потом пожалел и отпустил его. Однако Сулейман решил, что безопаснее бежать к своему деду Тугтегину, который вступился за него. Иль-Гази поручил управление городом другому Сулейману — своему племяннику, сыну брата Абдулджебара .
Согласно историку из Алеппо Камаль аль-Дину, летом 1122 года Иль-Гази и Балак перешли Евфрат и объединились с Тугтегином , а ещё через месяц 27 июля осадили . Вскоре туркменам удалось взять внешний замок . Армия короля Балдуина подошла к замку Зарданы, который к тому моменту уже четырнадцать дней находился в осаде. Услышав о подходе крестоносцев, Иль-Гази и Тугтегин отступили в Неваз, чтобы принять бой на равнине . После нескольких недель ожидания и ряда стычек обе стороны разошлись . Во время осады Иль-Гази заболел и умер осенью 1122 года .
Последние годы
В 1123 году правитель Хамы Махмуд бин Караджа, женатый на дочери Тугтегина, воевал с Апамеей. Стрела попала ему в руку и он вернулся в Хаму, где умер. Вдова Махмуда вызвала отца и передала ему город .
В 1126 году франки попытались захватить Дамаск. Источники расходятся во мнениях относительно подробностей битвы. Христианские авторы приписывают победу крестоносцам, однако, признают, что крестоносцам не удалось захватить Дамаск. Франки потеряли много людей из-за сыпавшихся стрел и в рукопашном бою. Фуше Шартрский так описывал битву: «Толдекин сбежал вместе со своим сыном. Хотя враги и теснили наших сверх всякой меры, их мужество все более возрастало, и они показывали себя твердыми и доблестными. Однако турки обрушили на христиан такой дождь стрел, что у них не осталось части тела, которую они могли бы защитить от ударов и ран. Никогда ещё нашим не приходилось терпеть более жестокий и страшный бой»; «битва началась в третьем часу дня и закончилась лишь с рассветом нашей победой» . Ибн аль Каланиси же описывал битву как выигранную мусульманами .
В 1126 году в Пальмире произошло восстание, и вали стал племянник Тугтегина. Правитель Дамаска сам отправился подавить этот мятеж и поставил править в Пальмире своего внука Махмуда бин Бури, оставив с ним тех, кому он доверял. Историки не упомянули, сколько лет было Махмуду, нет никаких сведений об этом племяннике. Ибн аль-Каланиси упоминает о возвращении больного Тугтегина в Дамаск. Других дополнений относительно болезни не найдено . Историк Альптекин утверждал, что Тогтегин заболел в конце похода против крестоносцев вместе с эмиром Ак-Сонгуром эль-Бурсуки летом 1126 года .
Ибн аль-Каланиси упомянул одной строкой (Ибн аль-Асир последовал за ним) о потере Рафании чере три месяца после поражения при Мардж аль-Сафаре. Франки захватили форт 31 марта 1126 года . Понс Триполитанский хотел захватить крепость Рафанию, находившуюся недалеко от его владений. Он попросил помощи у иерусалимского короля Болдуина II. Город обратился за помощью к правителю Дамаска, но франки дошли до Рафании раньше Тугтегина, взяв крепость в осаду на восемнадцать дней. Потеря форта Дамаском стала большой победой франков, поскольку крепость гарантировала безопасность Триполи и обеспечивала связь между двумя христианскими государствами .
Тугтегин предпринял необдуманный шаг, повлекший за собой нежелательные последствия: он подарил проповеднику батиниту Бахраму замок Банияс в 1126 году. Это привело к бедствиям, справиться с которыми смог лишь Бури бин Тугтегин .
Чувствуя, что скоро умрет, атабег призвал к себе сына Бури и своих эмиров. Он объявил Бури своим преемником и оставил сыну рекомендации. Чере две недели, 11 февраля 1128 года, он скончался .
Семья
- жена: Шараф-хатун , дочь Ахмеда бин Али бин Аль-Абнуси, умерла в 1128 году через три месяца после Тугтекина .
-
- сын: Тадж-уль-Мулюк Бури. Согласно Аль-Азими, родился 2 Рамадана 478 г.х. (27 Декабря 1085)
- сын: Шамс ад-Дин умер в 1119 году .
- дочь: Йель-хатун, жена Иль-Гази .
- дочь. Жена правителя Хамы Мухаммеда бин Караджа; он умер в 1123 году и она передала Хаму отцу .
- жена: Сафват аль-Мулюк . Умерла от болезни 7 сентября 1119 года . Р. Ст. Хамфри утверждал, что после её смерти Тогтекин женился вновь и в новом браке родился Бури бен Тугтекин .
Примечания
- , S. XV.
- , S. XV-XVII.
- , S. XXII.
- , S. XVII.
- , S. XVII-XVIII.
- , S. XVIII-XIX.
- , S. XIX.
- , S. XXIII.
- , S. XXIV.
- , S. XXVII.
- , S. XXVIII.
- , S. XXVIII -XXIX.
- , с. 90.
- .
- , с. 99.
- , с. 92.
- , с. 93—94.
- , с. 90—91.
- , с. 95.
- , с. 96—97.
- , с. 97—98.
- ↑ , с. 121.
- ↑ , p. 302.
- , с. 123.
- , с. 19.
- ↑ , S. 8.
- , S. 5.
- , с. 95—96.
- , с. 109.
- ↑ , S. 7.
- , с. 125.
- , с. 127.
- , с. 147—148.
- ↑ , S. 109.
- , с. 120.
- , с. 109—111, 129.
- ↑ , S. 9.
- , p. 124.
- , p. 649.
- ↑ .
- , p. 40; , p. 649.
- , p. 40.
- , p. 41.
- , с. 135.
- , p. 507.
- , с. 124—125.
- , p. 215.
- , p. 199.
- ↑ , p. 312.
- ↑ , с. 125—126.
- , p. 239.
- , p. 284—296; , p. 323; .
- ↑ , с. 141.
- , S. 16—17.
- , с. 140.
- , S. 17.
- ↑ , S. 111.
- ↑ , с. 158.
- ↑ , с. 148.
- ↑ , с. 48.
- , с. 150.
- , S. 109—110.
- , с. 151.
- ↑ , S. 110.
- , с. 155.
- , с. 151—152.
- , S. 110—111.
- ↑ , p. 126.
- ↑ , p. 55.
- ↑ , с. 165—166.
- , с. 157.
- , с. 164.
- ↑ , с. 167—173.
- , с. 291—295.
- , Сопротивление носящего тюрбан.
- ↑ , с. 122.
- , с. 171.
- , с. 174—176.
- ↑ , p. 261.
- ↑ , p. 262.
- , p. 216; , p. 667.
- , p. 262; , p. 127; , p. 666.
- ↑ .
- , p. 262; , p. 667.
- , p. 216—217.
- , p. 217; , p. 667.
- , p. 667.
- , с. 44.
- , p. 262; , p. 668; .
- , p. 668; ; , с. 44.
- ; , с. 44.
- , с. 124; .
- ↑ , p. 75.
- , с. 124.
- ↑ , Seconde partie. Chapitre III. Les années tournantes (1119-1128):A..
- , p. 528.
- ↑ , p. 76.
- ↑ .
- , p. 76—77.
- , p. 77.
- , с. 150.
- ↑ , Seconde partie. Chapitre III. Les années tournantes (1119-1128):A.; , p. 77.
- , p. 125; , с. 137; , p. 530; , с. 196; , с. 150; , с. 115; , p. 194.
- ↑ , p. 145—148; .
- , p. 128; .
- ↑ , p. 145—148.
- ↑ .
- ; , p. 679.
- , p. 679; , p. 284; , p. 79—80.
- ↑ , p. 276.
- ↑ , с. 125—126.
- , p. 275.
- , p. 129; , p. 685.
- , с. 200; , p. 288.
- , p. 686.
- , p. 269; , p. 686.
- , p. 288; , с. 159; , p. 129.
- , p. 687.
- ↑ , p. 688.
- , p. 288.
- , p. 129.
- , с. 127.
- , с. 329.
- , pp. 259—263.
- , с. 339—343.
- , с. 343.
- ↑ , S. 85.
- ↑ , с. 344.
- , с. 344—345.
- , S. 86.
- ↑ , с. 101.
- , с. 102.
- ↑ , с. 104.
- , с. 105.
- , с. 101—102.
- , p. 293.
- , p. 35.
Литература
Источники
- Гибб Г. Дамасские хроники крестоносцев / Пер. с англ. Е. Б. Межевитинова. — Центрполиграф , 2009. — (Хроники военных сражений).
- Камал ад-дин ибн ал-Адим. // Из истории средневековой Сирии / пер. Л. А. Семеновой. — М. , 1990.
- Михаил Сириец , Гусейнов Р. А. // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования : Ежегодник. — М. : Наука , ГРВЛ , 1979. — № 1973 . — С. 26—54 .
- Усама ибн Мункыз . / пер. Ю. И. Крачковского (1920). — М. : Восточная Литература , 1958.
- Foucher de Chartres. (фр.) . — J.-L.-J. Briere, 1825. — 414 с.
- Michel le Syrien. / J.-B.Chabot. — Paris: Roger Pearse, 1905.
- Matthew of Edessa . (англ.) / Translated from Classical Armenian by R.Bedrosian.
- Asbridge Th. . — Brookfield, VT: Ashgate Pub, 1999. — ISBN 1-84014-263-4 .
- William of Tyre. / translated and annotated by Emily Atwater Babcock and A. C. Krey. — N. Y. : Columbia University Press , 1943. — Vol. 1.
- Walter the Chancellor. Walter the Chancellor's the Antiochene Wars / Asbridge Th., tr. S. Edgington. — Brookfield, VT: Ashgate Pub, 1999. — ISBN 1-84014-263-4 .
Литература
- Маалуф А. / Перевод И. Л. Лащука. — Латтес , 2006. — 189 с.
- شمري، غانم شيحان جويعد الخليل (Шамри, Ганем Шихан Джувейд Аль-Халил). . — Dimashq: Dār al-Ẓāhirīyah lil-Nashr wa-al-Tawzīʻ, 2020. — 400 с. — ISBN 978-9921-718-25-6 .
- Alptekin C. Atabeg Tog –Tegin Devri (1104-1128) // Dimaşk Atabegliği (Tog-teginliler). — İstanbul: Marmara Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakült, 1985. — S. 5—87.
- Atçeken Z., Yaşar B. . — Eğitim Yayınevi, 2016. — 352 S. — ISBN 978-975-8890-15-6 .
- Bezer G. Ö. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2012. — C. 41 . — S. 347—349 .
- El-Azhari T. K. The Seljuqs from Syria to Iran: The Age of Khatuns and Atabegs // . — Edinburgh University Press, 2019. — P. 285–348. — ISBN 978-1-4744-2318-2 .
- El-Azhari T. K. The Policy of Balak the Artukids against Muslims and Crusaders. A Turkmen Identity dilemma in the Middle East1090-1124 (англ.) // International Journal of Humanities and Social Science. — 2014. — Vol. 4, no. 4 . — P. 286—293.
- Asbridge Th. (англ.) // Journal of Medieval History. — Amsterdam: Elsevier , 1997. — Vol. 23 , iss. 4 . — P. 301–316 . — ISSN . — doi : .
- Beeler J. . — Ithaca: Cornell University Press, 1971. — 272 p. — ISBN 978-0-8014-0638-6 .
- Cahen Cl. . — P. Geuthner, 1940. — 802 p.
- Duman İ. (тур.) // Journal of Turkology. — 2016. — P. 107–115.
- Dan Jones . . — Head of Zeus, 2019. — 485 с. — ISBN 978-1-78185-887-5 .
- Edde A.-M. Ṭug̲h̲tigin / Houtsma, Martijn Theodoor. — 2. — Leiden: BRILL, 2000. — Vol. 10. — P. 600. — (Encyclopaedia of Islam).
- Edgington S. Ager Sanguinis, Battle of (1119) // (англ.) / Mikaberidze A.. — ABC-CLIO , 2011. — P. 44. — 1144 p. — ISBN 978-1-59884-337-8 .
- France John. (англ.) . — Cambridge University Press , 1994. — 448 p. — ISBN 978-0-521-58987-1 .
- Hillenbrand C. The Career of Najm al-Dīn İl-Ghāzī (англ.) // Der Islam. — B. : Walter de Gruyter , 1981. — Vol. 58. — Iss. 2 . — P. 250—292.
- Hillenbrand C. (англ.) // Studia Islamica. — Leiden: E.J. Brill , 1981. — Iss. 54 . — P. 129–153 . — ISSN . — doi : .
- Hillenbrand C. . — N. Y. : Psychology Press , 2000. — 726 с. — ISBN 978-0-415-92914-1 .
- Humphreys R. St. // Muqarnas. — 1994. — Т. 11 . — С. 35–54 . — ISSN . — doi : .
- Madden Th. F. The First Crusade, 1095–1099 // . — Lanham: Rowman & Littlefield Publishes, Incorporated , 2014. — P. 24—30. — ISBN 978-1-4422-1574-0 .
- Morton N. . — N. Y. : Basic Books , 2018. — 260 с. — ISBN 978-0-465-09670-1 .
- Murray Alan V. Ager Sanguinis, Battle of // (англ.) . — Oxf. : Oxford University Press , 2010. — P. 6—7. — 1798 p. — ISBN 978-0-19-533403-6 .
- Oman Ch. Battle of Hab, August 14, 1119 // . — L. : Methuen & Company Limited, 1924. — P. 295—299. — 584 p.
- Runciman St. A history of the crusades. — Cambr. : Cambridge University Press , 1951. — Vol. 1: The first crusade and the foundation of the Kingdom of Jerusalem.
- Runciman St. (англ.) . — Cambridge University Press, 1987. — Vol. 1. — 412 с. — ISBN 978-0-521-34770-9 .
- Sevim A. (тур.) // TTK Belleten. — Ankara, 1962. — C. XXVI , sayıl. 104 . — S. 649—691 .
- Setton K. M. (англ.) / edited by M. W. Baldwin. — University of Wisconsin Press , 1969. — Vol. 1. — 758 с. — (A History of the Crusades).
- Stevenson W. B. (англ.) . — Cambr. : Cambridge University Press, 1907. — 414 p.
- Sussheim K. Ilghazi / In Houtsma, Martijn Theodoor . — Leiden: E.J. Brill, 1987. — Vol. 3. — P. 1118—1119. — ( E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936 ).
- Väth Gerhard. . — Berlin: Schwarz, 1987.
- 2021-08-22
- 1