Абуль-Аббас Ахмад I аль-Фадль
- 1 year ago
- 0
- 0
Али ибн аль-Фадль аль-Джайшани ( араб. علي بن الفضل الجيشاني ; ум. 28 октября 915 года) — даи (проповедник) исмаилитов в Йемене . Вместе с Ибн Хаушабом возглавил кампанию по завоеванию и обращению страны в конце VIII — начале IX века. В дальнейшем вступил с ним в конфликт после того, как глава Фатимидской династии Убайдаллах отказался ждать махди и провозгласил мессией самого себя. Али ибн аль-Фадль выступил против этого. Конфликт между крупнейшими миссионерами региона привёл к ослаблению позиций исмаилитов и скорому их падению.
Али ибн аль-Фадль происходил из йеменского шиитского племени сабеев . Он родился в IX веке в деревне Сухайб недалеко от города Джайшан (ныне этот город разрушен, располагался недалеко от современной Каатабы ) на юге региона . В 880 году вместе с другими членами своего племени он отправился в паломничество в Мекку . Оттуда Ибн аль-Фадль продолжил путь на север, где собирался посетить шиитскую святыню Кербелу в Ираке . Именно там его горячую преданность перед гробницей Хусейна ибн Али и заметил даи исмаилитов Ахмед ибн Абдуллах аль-Маймун, который завербовал Ибн аль-Фадля на свою сторону .
В это время доминирующий двунадесятный шиизм находился в глубоком кризисе. В 874 году одиннадцатый имам Хасан аль-Аскари , не имевший потомков мужского пола, бесследно исчез. Многие шииты были деморализованы из-за политического бессилия и молчаливости руководства двунадесятников по отношению к « узурпаторам - суннитам » . В этой обстановке хилиазм исмаилитов, проповедовавших скорое возвращение махди и начало новой мессианской эры справедливости и откровения истинной религии, был очень привлекателен для недовольных шиитов .
Обращение Ибн аль-Фадля в исмаилизм открыло перспективу дальнейшего расширения влияния исмаилитов в Йемене. Для достижения этой цели аль-Джайшани объединился с другим новообращённым, Ибн Хаушабом. Вместе они отправились в Эль-Куфу, где присоединились к каравану паломников . Без особого труда смешавшись с толпой людей, прибывающих со всех стран исламского мира , они смогли передвигаться анонимно. Завершив ритуалы в ходе паломничества, в августе 881 года двое мужчин прибыли в Йемен . Он в то время был одной из наиболее неспокойных провинции Аббасидского халифата . Власть халифа здесь была слаба и традиционно ограничивалась лишь столицей региона, Саной , в то время как в остальной части страны продолжались меж- и внутриплеменные конфликты , иногда начавшиеся ещё в доисламские времена . Ко времени прибытия проповедников (начало 268 года хиджры ) страна к тому же была политически нестабильна и раздроблена и де-факто лишь частично находилась под суверенитетом Аббасидов . Подавляющая часть её внутренних регионов принадлежала династии Яфуридов , которая, будучи суннитской, признавала верховенство халифов. После того, как в 861 году её представители захватили Сану, их власть распространилась от Саады на севере до Джанадии (к северо-востоку от Таиза ) на юге и Хадрамаута на востоке . Их главные оппоненты, династия Зиядидов , также номинально лояльная халифату, удерживала Забид на западной прибрежной равнине и временами захватывала под свой контроль значительные территории внутри страны. Ещё одна семья, Манахи, правила южным нагорьем вокруг Таиза. В то же время север принадлежал группе враждующих между собой племён, не терпевших главенства над собой и никому не подчинявшихся . Отсутствие политического единства, труднодоступная местность и в целом удалённость провинции от центра халифата наряду с укоренившимися среди местного населения симпатиями к шиизму делали Йемен наиболее плодородной территорией для любого харизматичного лидера, который обладал достаточным упорством и проницательностью для реализации своих амбиций .
Пройдя через Сану и Джанадию, Ибн Хаушаб и Ибн аль-Фадль на некоторое время задержался в Адене . Здесь проповедникам пришлось расстаться. Аль-Джайшани вернулся в свой родной регион на юге страны и начал самостоятельную проповедь в горах Джебель-Яфии . Сначала он прибыл в аль-Ганад, затем добрался до Абьяна , а затем направился в горы . Здесь он стал активно распространять своё вероучение среди шиитских племён , грабя непокорных именем джихада . Вскоре он смог заручиться поддержкой правителя поселения . При его помощи Ибн аль-Фадль провёл несколько удачных походов в земли эмира Лахджа, который контролировал высокогорье к северу от Адена . В это же время Ибн Хаушаб создал ещё один оплот исмаилитской власти на севере страны, в горах к северо-западу от Саны . Вдвоём они вели проповедь веры в скорое пришествие махди, привлекая на свою сторону всё большее количество сторонников . В 897 году, когда исмаилитам удалось подчинить своему влиянию значительную часть страны, в Йемене появился ещё один шиитский лидер, Аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья , представитель соперничавшего с исмаилитами шиитского течения зейдитов , который основал государство со столицей в Сааде и провозгласил себя имамом .
Согласно первоначальной доктрине исмаилизма, ожидаемым махди был Мухаммад ибн Исмаил . Но в 899 году течение оказалось расколото из-за того, что будущий первый фатимидский халиф Убайдаллах отказался от идеи ожидания возвращения Ибн Исмаила и провозгласил махди себя . И Ибн Хаушаб, и Ибн аль-Фадль первоначально остались верны ему , в то время как в землях Бахрейна зародилось движение раскольников- карматов , не согласных с личностью нового махди . Вскоре Убайдаллах был вынужден бежать из своей базы в Саламии в Леванте . Первоначально он раздумывал, основаться ему в Йемене, или в Магрибе , поскольку в обоих регионах успешно действовали исмаилитские миссии . Принимая во внимание более поздние события, немецко-американский историк- востоковед Вилферд Маделунг предполагает, что именно сомнения в лояльности Ибн аль-Фадля, возможно, сыграли роль в его окончательном решении выбрать Магриб в качестве плацдарма для халифата . Действительно, исмаилитский вождь даи Фируз, который в Саламии был главным доверенным лицом аль-Махди , оставил последнего в и присоединился к Ибн аль-Фадлю .
25 января 905 года Ибн аль-Фадль изгнал правителя Музайхиры и сам занял крепость . Оба исмаилитских даи отныне использовали политическое разделение страны для расширения своих владений: в ноябре 905 года Ибн аль-Фадль захватил Сану, что позволило Ибн Хаушабу, в свою очередь, подчинить Шибам . За исключением зейдитской Саады на севере, зиядидского Забида на западном побережье и Адена на юге, весь Йемен теперь находился под контролем исмаилитов . В конце 905 года, впервые после приезда в Йемен 25 лет назад, проповедники встретились в Шибаме . Маделунг отмечает, что встреча была «явно не из простых», поскольку Ибн Хаушаб предостерёг Ибн аль-Фадля от чрезмерного расширения своих владений, на что последний не обратил внимания . Именно он был наиболее активным из них в последующие годы и проводил активные завоевательные кампании по всей стране, захватывая земли тех, кто всё ещё выступал против исмаилитов и нового махди .
В начале/середине 906 года Ибн аль-Фадль и Ибн Хаушаб захватили Сану и Шибам у зейдитского имама аль-Хади. Но эти земли они удерживали недолго, поскольку Шибам был вновь отбит в конце 906 года, а Сана — в апреле 907 года . В июне или июле 910 года, после того, как зейдиты ушли из Саны, люди Ибн Хаушаба вновь ненадолго заняли город, но не смогли удержать его из-за своей малочисленности. Его захватил суннит из династии Яфуридов . Но следом, в августе 911 года, его вновь выбил из города Ибн аль-Фадль .
В этот момент Ибн Хаушаб вновь публично поклялся в верности аль-Махди, который в 909 году открылся и основал Фатимидский халифат . В противовес ему Ибн аль-Фадль отказался от клятвы и объявил законным махди себя . Точная причина его поступка остаётся неизвестной. Среди возможных вариантов исследователи называют личные амбиции или разочарование в аль-Махди. Последнее могло наступить после того, как он послал явно поддельную генеалогию династии в Йемен и заявил, что его приход должен был стать не началом последних дней , как это было предначертано, а лишь «эпохой обновления ислама» и предвестником возвращения «законных властителей общины » поскольку ожидал, что после того, как Фатимиды покорят Египет, они объединятся с йеменскими сторонниками. Однако это во многом противоречило милленаристским ожиданиям, что были возложены на него . Исламовед Фархад Дафтари назвал аль-Фадля «классическим карматом», указывая, что его позиция во многом схожа с позицией тех представителей этого течения, которые в 899 году отделились от исмаилитов .
Ибн Хаушаб отверг требования бывшего союзника присоединиться к нему и раскритиковал его решение о предательстве Убайдаллаха. В ответ Ибн аль-Фадль выступил против него с армией. Он захватил Шибам и Джабаль-Зухар, после чего выиграл несколько сражений и блокировал Ибн Хаушаба в Джабаль-Масвар. После восьми месяцев осады последний запросил мир на любых условиях и передал своего сына Джафара в заложники. Через год тот вернулся домой с золотым ожерельем в качестве дара .
31 декабря 914 года Ибн Хаушаб скончался , а 28 октября следующего года умер и Ибн аль-Фадль . Это привело к возникновению « », которым достаточно скоро воспользовался правитель династии Яфуридов Асад ибн Ибрахим, который ранее признал главенство Ибн аль-Фадля и благодаря этому остался правителем Саны . В январе 916 года он начал отвоёвывать крепости, захваченные исмаилитами в предыдущие годы. Сын и преемник Ибн аль-Фадля не смог остановить его наступление, и 6 января 917 года войска Яфуридов подчинили Музайхиру, захватив в заложники двух сыновей и трёх дочерей покойного правителя. После возвращения в Сану Асад казнил обоих мужчин и двадцать их последователей. Их головы он отправил аббасидскому халифу в Багдад в качестве формального доказательства своей преданности . При этом, в отличие от потомков Ибн аль-Фадля, потомки Ибн Хаушаба смогли устоять, и благодаря общины исмаилитов на севере Йемена остаются и по сей день .