Баб
(
араб.
باب
, «ворота», также заимствовано в
перс.
باب
и
тюркских языках
) — духовное звание у
шиитов
, титул для человека, обладающего необычайным знанием, восходит к
хадису
«Город знаний»
:
Я [пророк Мухаммед] — город знания, а
Али
[имам] — его ворота
В разные времена и в разных ветвях шиизма термин имел близкие, но различающиеся значения:
во времена
Фатимидов
главный послушник имама (также называвшийся
даи аль-дуат
), проводивший религиозную политику по указаниям имама, глава проповедников («ходжа»). Часто совмещался с постом
везиря
(например, в случае Бадр аль-Джамали);
у
нусайритов
баб — на третьем уровне иерархии, после мана («смысла», эквивалента
, «молчащего имама» у исмаилитов), и исм («Имени», эквивалента
натика
, «говорящего имама»). Титул абваб использовался в первых семи
и в цикле исламских имамов, начиная с
Салмана аль-Фариси
(включая Али и
Мухаммеда
). В 245
г.х.
(859—860 год),
Мухаммад ибн Нусайр
объявил себя бабом десятого имама
аль-Наки
;
у
друзов
термин применяется к аль-
акль
, разуму, первому в иерархии после божества.
Хамза ибн Али
назвал себя бабом, последним воплощением универсального разума;
у
шиитов-двунадесятников
термин во многих вариантах — Баб Аллах («ворота Бога»), Баб аль-хода («ворота указания»), Баб аль-иман(«ворота веры») — применяется к имаму, обозначая, что через имама происходит доступ к Богу для получения знаний и благодати и отправления молитв. Али является вратами к пророку, а сам Мухаммед — вратами к Богу: «Али — это ворота, как войти в город, кроме как через ворота?». Имам ассоциируется с воротами, через которые дети Израилевы пройдут для отпущения грехов (Баб-аль-Хетта);
имамиты
применяют термин для обозначения представителей имама; так, титул «баб» носили
(англ.)
(
, через которых
скрытый имам
поддерживал связь с верующими с 260 по 329
год хиджры
;