Ливийцы
- 1 year ago
- 0
- 0
Ливийцы (древние) ( егип. транслит. rbw, rb, rbj = ребу / либу , др.-греч. Λύβιοι , лат. Líbyes ) — древние народы, разговаривавшие на берберо-ливийских языках , предки европеоидного населения Северной Африки , современных берберов . В древнеегипетских источниках упоминаются такие ливийские народы, как , техену , мешвеш , каикаша, шаитеп, исавада, ааса, вакана и либу .
племя rbw (rb, rbj)
иероглифами |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Этноним «ливийцы» появился вероятнее всего в Египте . В период Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) встречаются надписи с именем одного из западных кочевых племён — «ребу» или « либу » ( егип. rbw, rb, rbj). В какой-то период это племя выделилось среди других кочевников и по его наименованию египтяне стали называть все народы к западу от долины Нила — «ливийцы». Это наименование, возможно заимствованное от египтян, упоминается в древнееврейских источниках, в Книге Бытия — ивр. לובים («лувим») и, возможно, ивр. להבים («леавим») . Библейская традиция считает их родственным египтянам хамитским народом, то есть потомками Хама . Иосиф Флавий называет их потомками Фута , сына Хама (хотя в Библии о потомках Фута не упоминается). В эпоху ранней и классической античности древние греки , расширяя свою экспансию в Средиземноморье , переняли от египтян название «ливийцы» ( др.-греч. Λύβιοι ) и стали называть ливийцами всё светлокожее [ источник не указан 2982 дня ] автохтонное население Северной Африки, не включая египтян и финикийцев ( пунийцев ).
С периода поздней античности постепенно начинается замещение этнонима «ливийцы» на берберы ( др.-греч. βάρβαροι , лат. barbari). Новое имя возможно произошло от греческого (βάρβαρος) и латинского (barbarus) названия « варвар » — «чужеземец», либо от местного «бер-абер» — «переселяться группами». Самоназвание берберов — амазиг, амахаг ( кабильск. Imaziɣen — «человек») может восходить к наименованиям племён некоторой части древних ливийцев.
История ливийцев — это история тесных контактов, конфликтов и взаимопроникновения культур с постепенно осуществляющими экспансию в их земли египтянами ( династический Египет ), финикийцами (многочисленные колонии, одна из которых сформировалась в Карфагенскую державу ), греками ( эллинистический Египет , колонии , разросшиеся в сильное государство в Киренаике ), римлянами (оккупация всей Северной Африки ) и евреями (многочисленные общины переселенцев в Киренаике, Триполитании ).
Ряд исследователей предполагает, что начиная с VIII—VII тысячелетия до н. э. шла миграция неолитических племён из Передней Азии в Северную Африку . Их пути проникновения в Африку пролегали на севере — по суше через Синайский полуостров , и на юге — по морю через Баб-эль-Мандебский пролив . Причинами переселения послужило окончание первого неолитического климатического оптимума и наступление опустынивания Аравийского полуострова . Среди племён, проходящих северным сухопутным путём, были носители праливийского языка. Они выходили к дельте Нила , но не селились в ней, а двигались дальше, так как она представляла собой до периода аридизации огромное болото или даже возможно залив. Далее миграция могла идти по нынешней пустыне между Красным морем и Нилом , а потом через бывший в то время нильским притоком Вади-Хаммамат . Таким образом мигранты в течение десятилетий и веков постепенно смещались в Северную Африку, где передвигались, оседали, сталкивались и смешивались самые разные группы населения и антропологические типы. Часть этих групп выделилась ещё в Азии, часть, возможно, в долине Нила, часть приходила с юга, но основным котлом для формирования протоливийцев стала цветущая тогда Сахара , где помимо них шёл этногенез протогуанчей, проточадцев, протофульбе и других народов .
Сейчас известны многочисленные памятники наскального искусства — петроглифы , оставшиеся от древних жителей Сахары. Кроме ритуальных функций, эти рисунки возможно использовались как межэтническое и межъязыковое средство передачи культурной информации . Особенно интересны петроглифы в юго-восточной части Алжира — плато Тассилин-Адджер . На плато найдены рисунки с VII тысячелетия до н. э., подтверждающие, что пустыня в древности была плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой , собирательством и рыбной ловлей . К древнейшим неолитическим культурам Сахары, согласно классификации наскальных рисунков по А. Лоту , относились — так называемые культуры «периода буйвола» и «периода круглоголовых», которые были созданы негроидным населением примерно в VIII—V тысячелетии до н. э.
Причиной следующей волны миграций многовекового водоворота населения Сахары послужило начавшееся опустынивание восточной её части. В связи с этим племенам, проживавшим на территории современной Ливийской пустыни , пришлось переместиться в Центральную и Западную Сахару. Но благодаря этому же явлению долина Нила стала пригодной для проживания, и постепенно (не позже, чем в V—IV тысячелетия до н. э.) по ней с юга из Эфиопии пришли носители праегипетского языка .
В V — конце III тыс. до н. э. наступила эпоха наибольшего расцвета неолитической культуры Сахары . Это был, согласно классификации А. Лота, так называемый «период полорогих» . Культура была создана племенами скотоводов, разводившими огромные стада коз, коров и быков и, может быть, газелей. Наскальные изображения свидетельствуют о проживании здесь, по меньшей мере, трех антропологических рас: европеоидной (белой) и двух малых рас негроидной расы — а именно эфиопской (как бы переходной между европеоидной и негроидной) и негрской .
племя машаваша
иероглифами |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ко временам заката культуры «периода полорогих» в Египте эпохи Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) упоминаются кочевые племена ливийцев к западу от долины Нила, одну группу которых египетские источники называют «чимх» (от kimhu — по-видимому, «черные», то есть брюнеты), а другую «чихну» (от kihn[aw]u — «светлые», то есть блондины) . Принятые в исторической науке названия этих племён — темеху и техену [ источник не указан 2982 дня ] . Также позже упоминаются [ источник не указан 2982 дня ] каикаша, шаитеп, машаваша, исавада, ааса, вакана и либу — от последнего вероятно и произошло название ливийцев.
С конца III тысячелетия до н. э. наскальные рисунки исчезают, и новые появляются только по прошествии около тысячи лет. Происходит это в связи с усиливающейся аридизацией Сахары , особенно восточной её части. На протяжении всего II тысячелетия до н. э. пустыня наступает, пересыхают уэды , люди начинают покидать обжитые земли. Ко времени появления новых петроглифов (со второй половины II тысячелетия до н. э.) расовый состав восточной Сахары становится более однородным. Её в основной массе покинули негроиды и эфиопоиды, и остались одни европеоиды. Именно этим племенам (в частности возможно гарамантам и фазаниям) принадлежит культура «периода колесниц» эпохи металла (вторая половина II—I тысячелетие до н. э.), эти же ливийские племена покорили Египет и создали в нем XXII и XXIII династии, правившие в X—VIII веках до н. э .
Одним из первых античных авторов о ливийцах упоминает Гомер . По Геродоту назывались Максиями (Машаваша), Асбитами (Исавада), Овсеями (Ааса) и Маками (Вакана). К ним причислялись племена Ливии нумиды , маврусии , гетулы.
В египетских, греческих и латинских памятниках III тысячелетия до н. э. — I тысячелетия н. э. древние ливийцы описаны как смуглые или светлые европеоиды . Внешний облик ливийцев, в основном описываемый по древнеегипетским изображениям [ источник не указан 2982 дня ] : белый цвет кожи, множество татуировок, своеобразные цветные плащи и пояса, страусовое (или аистовое) перо на голове, спускавшиеся на виски косы, а также определённой формы борода.
Среди древних ливийцев бытовали традиционные верования, на которые, как и на всю культуру этих племён, в той или иной степени, оказывали влияние соседние народы ( египтяне , финикийцы , древние греки , римляне и евреи ), постепенно селившиеся в землях обитания ливийцев. Взаимопроникновение культур было обоюдным, пришлые народы также что-то перенимали у местных племён (например, возможно, греки переняли у них искусство езды на колесницах запряжённых четвёркой коней, некоторые особенности погребальных обрядов :189 ).
Одним из первых античных авторов в V веке до н. э. описал племена Древней Ливии и их нравы Геродот в своей «Истории» (Книга IV Мельпомена). Среди бытовых особенностей Геродот указывал, что ливийцы (те которые проживали от Египта до Малого Сирта ) питаются мясом (но не едят говядину и свинину) и пьют молоко (некоторые иногда всыпают в него размолотую саранчу ) :172, 186 . Про погребальные обряды он сообщал, что они такие же, как у греков (кроме обрядов насамонов) :190 , а брачные обычаи содержали элементы оргий :172 (см. также: верования и обычаи адирмахидов и насамонов ) .
На культуру восточных ливийцев ( адирмахидов , гилигаммов и прочих обитавших в Киренаике , Мармарике и Нижнем Египте ) оказывала сильное влияние древнеегипетская религия . В пантеоне некоторых племён ливийцев имелись божества, общие с египтянами — Исида :186 , Аш (отождествляемый с Сетом и Ха) :29, 144 . Вероятно влияние оказывал и знаменитый религиозный центр античности, расположенный по соседству с землями восточных ливийцев — храм с оракулом Амона ( оазис Аммоний ), в который, через ливийские земли, постоянно путешествовали паломники (известнейший — Александр Македонский :43 ). Также восточные ливийцы имели тесные контакты с пришлыми колонистами — греками- ферейцами . С VII - V веков до н. э. часть побережья попадает под контроль греческих городов-государств Кирены , Барки и др. и начинает называться Киренаика. Местные ливийские племена попадают в зависимость, и всячески притесняются греками, что вызывало военные столкновения :159 .
На востоке Сиртики , юге Киренаики и Мармарики обитали насамоны (включая авгилов ), отличавшиеся от прочих ливийцев наличием более выраженного культа поклонения духам предков и погребальными обрядами (хоронили умерших сидя) :172, 190 . В глубине пустыни (возможно область Фазания ) расселялись гараманты , возникновении культуры которых, по одной из теорий [ источник не указан 3139 дней ] , связано с нашествием «народов моря» .
Древние ливийцы говорили на одной из африканских ветвей афразийской языковой семьи — берберо-ливийских языках . Этим языкам близко родственны вымершие гуанчские языки , бывшие в употреблении у жителей Канарских островов . К афразийским языкам относится мертвый сейчас язык соседей ливийцев — древних египтян .
Ряд исследователей [ кто? ] полагает, что изначальный язык афразийцев, так называемый «праафразийский» язык, начал распадаться на отдельные диалекты (в том числе праливийско-гуанчский) на территории Передней Азии (по-видимому, на Аравийском полуострове ) около XI—X тысячелетия до н. э. и перенесён в Северную Африку в ходе миграций неолитических племен начиная с VIII тыс. до н. э. Существует и другая версия распространения афразийских языков — из северо-восточной Африки .
Степень родства древнеливийских языков с современными берберскими языками не вполне установлена. Сейчас, на территории Северной Африки берберо-ливийский язык родной для отдельных небольших этнических групп, в том числе туарегов и называется — (Tamaziɣt, « тамазигхт »).
Письменность ливийцев — древнеливийское письмо , произошло от сильно видоизменённого финикийского алфавита . Оно существовало в двух разновидностях — восточной и западной. Направление письма уникально — справа налево, снизу вверх. Сейчас оно частично дешифрованно и разделено на три группы памятников: фезанско-триполитанские, западнонумидийские и восточнонумидийские. Самые ранние из них датируются II веком до н. э.
Из современной письменности к древнеливийской восходит только письмо туарегов — (Tifinaɣ, «тифинаг»).
«[…] страна, производящая сильфий и киренский сок, который выделяется сильфием после выжимки. Это растение почти что исчезло, когда варвары из-за какой-то вражды вторглись в страну и уничтожили самые корни травы.»
— Страбон (География. Книга XVII.)