Моргунов, Евгений Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Учёные степени и звания | |
---|---|
Учёная степень | доктор военных наук |
Учёное звание | профессор |
Евге́ний Алекса́ндрович Ши́ловский ( 21 ноября [ 3 декабря ] 1889 — 27 мая 1952 ) — советский военный деятель, генерал-лейтенант (1940); доктор военных наук (1943), профессор (1939).
Помощник начальника Академии Генерального штаба СССР, начальник штаба Московского военного округа. Преподавал стратегию в Академии Генерального штаба СССР и в других высших военных учебных заведениях, автор аналитических работ по теории прорыва и военным операциям Красной Армии в 1920 году и во время Великой Отечественной войны.
Евгений Александрович родился 21 ноября ( 3 декабря ) 1889 года в родительском имении близ деревни Савинки Лебедянского уезда Тамбовской губернии . Он был потомственным дворянином из обедневшей семьи. Его отец — Александр Иванович Шиловский, мать — Поликсена Степановна (урождённая Баранова). В семье было восемь детей .
В 1901 году Евгений поступил, а затем успешно окончил Второй Московский кадетский корпус (1907) и Константиновское артиллерийское училище по 1-му разряду (1910), из которого выпущен подпоручиком с зачислением по полевой пешей артиллерии и прикомандированием к . Позднее был переведён в эту бригаду.
В октябре 1913 года поступил в Николаевскую академию Генерального штаба . В апреле 1914 года был произведён в поручики . В начале Первой мировой войны занятия в академии были прекращены, слушатели вернулись в свои части. Поручик Шиловский выступил на фронт со своей артиллерийской бригадой, участвовал в боевых действиях в должности младшего офицера бригады.
Был награждён Георгиевским оружием :
за то, что в боях 6-го, 7-го и 8-го февраля 1915 г. у д. Кобылин, находясь непрерывно на передовом наблюдательном пункте под сильным ружейным и артиллерийским огнём противника, причём был контужен, но строя не оставил, искусным корректированием и управлением огнём полубатареи, дал возможность своей пехоте отбить повторные атаки противника и неоднократно заставлял молчать его батареи .
С мая 1915 года служил на должностях офицеров генерального штаба в штабе 36-го армейского корпуса ( Западный фронт ), с октября 1915 года — офицер в штабе 43-й пехотной дивизии на Юго- Западном фронте . Был ранен, контужен. За отличия награждён двумя боевыми орденами, дважды вне очереди производился в следующий чин: в августе 1916 года в штабс-капитаны, в 1917 году в капитаны .
В январе 1917 года отозван с фронта для продолжения обучения в академии, где было решено возобновить занятия. С 1 февраля по 4 мая 1917 года учился в старшем классе 1-й очереди. 13 июня 1917 года состоялся выпуск, причем первым по успехам был Петровской бомбардирской бригады капитан Е. А. Шиловский. В июле 1917 года Евгений Александрович был направлен в штаб 11-й армии на Юго-Западный фронт на должность старшего адъютанта отдела генерал-квартирмейстера штаба .
Демобилизован в феврале 1918 года в чине капитана .
После демобилизации вернулся в Лебедянь , затем в родную деревню Савинки. Спорил с братом Олегом о судьбах родины, после чего Олег решил эмигрировать и через два года покончил с собой во Франции, а Евгений в августе 1918 года поступил на учет в уездный военкомат и стал работать помощником заведующего отделом формирования Лебедянского уездного военкомата , затем инспектором всевобуча в Красной Армии .
В сентябре 1918 года Евгений Александрович был вызван в Москву на работу в Высшую военную инспекцию РСФСР .
С февраля 1919 года помощник начальника организационного управления штаба Наркомата по военным и морским делам Украины, затем начальник отдела обороны, начальник организационного управления, начальник Полевого штаба Наркомвоенмора Украинской ССР. Непосредственно участвовал в формировании частей Красной Армии на Украине и в боевых действиях против петлюровской Армии Украинской Народной Республики , «зелёных» формирований и Вооружённых сил Юга России генерала А.И. Деникина под Киевом, в районе Триполье, Васильков, под Жмеринкой, у Переславля .
В августе 1919 года штаб Наркомвоенмора Украины был расформирован, Е. А. Шиловский был отозван в Москву. Там в том же августе 1919 года был арестован органами ВЧК по обвинению в сочувствии белым, но уже 30 сентября 1919 года освобождён. В октябре 1919 года был назначен в штаб 16-й армии Западного фронта : начальник оперативного управления штаба армии, помощник начальника штаба армии, с октября 1920 — начальник штаба армии, с 24 апреля по 7 мая 1921 года временно исполнял должность командующего армией. Участвовал в советско-польской войне и в разгроме отрядов Булак-Балаховича под Мозырем в ноябре 1920 года. С июля по октябрь 1921 года — помощник начальника штаба Западного фронта .
С октября 1921 года служил в Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе преподавателем оперативного искусства, начальником учебного отдела и помощником начальника академии.
С октября 1928 года Евгений Александрович — начальник штаба Московского военного округа . С февраля 1931 года работал в Военно-воздушной академии РККА им. Н. Е. Жуковского : старший руководитель кафедры оперативного искусства, начальник оперативного факультета, начальник штаба академии. С декабря 1936 года Шиловский — старший преподаватель, а с мая 1940 года — начальник кафедры оперативного искусства Академии Генерального штаба РККА . Профессор (1939).
В это время Шиловский начинает выступать как теоретик и аналитик войны. Его работы заняли достойное место среди материалов, в которых давалась оценка Советско-польской войны 1920 года. И поскольку он участвовал в той войне не под началом Тухачевского, он смог объективно оценить действия РККА, основываясь на архивных документах штаба Юго-Западного фронта, штабов 13-й армии и 2-й Конной армии, материалов отчетов об операциях Красной Армии, составленных Полевым штабом РВСРК VIII съезду Советов (декабрь 1920 г.) и публикациях ряда российских журналов. «Отличительными чертами этой и других работ были сухость языка, военная деловитость изложения, обилие добротно обоснованных выводов», — указывает военный историк, доктор исторических наук С. Н. Полторак .
Участник Великой Отечественной войны . 3 августа 1941 года генерал-лейтенант Е. А. Шиловский назначен исполняющим обязанности начальника Академии Генерального штаба. Ему было поручено произвести эвакуацию академии из Москвы в Уфу (получил приказ об эвакуации 19 октября 1941 года, а уже 8 ноября в Уфе начались занятия в академии) и срочно перестроить учебный процесс, перейдя на подготовку по ускоренной программе командиров и начальников штабов дивизий и корпусов, руководящих офицеров для штабов армий и фронтов. Сам Шиловский приложил огромные усилия для изучения и обобщения опыта войны и широкого внедрения его в учебные программы. В апреле 1942 года генерал Шиловский назначен начальником кафедры оперативного искусства Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова , с августа 1942 года до последнего дня жизни — начальник кафедры военной истории этой академии. Автор нескольких стратегических очерков об операциях Великой Отечественной войны, изданных массовыми тиражами и направленных в действующую армию для использования опыта штабами и командованием. Активно занимался изучением опыта войны и после Победы. Ряд научных трудов посвящён вопросам начального периода войн, подготовке и проведению армейских наступательных операций, оперативного искусства и тактики.
«В годы Великой Отечественной войны значимое место в научных разработках занимали проблемы наступления. Работу, логическим завершением которой было формирование теории прорыва, возглавил Е. А. Шиловский», — указывается в обзоре военной мысли в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил с момента её основания .
Вступил в ВКП(б) в 1943 году, одним из последних офицеров-генштабистов старой армии.
Умер от инсульта в своём служебном кабинете 27 мая 1952 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве .
Е. А. Шиловский стал профессором, получил учёную степень доктора военных наук. Ему принадлежит первое исследование битвы за Москву , в котором было отмечено историческое значение этой победы Красной Армии. «Политические и стратегические последствия разгрома немцев под Москвой огромны. Уже сейчас можно сказать, что значение победы над немцами в декабре 1941 г. в общем ходе настоящей мировой войны не меньше, чем значение знаменитой победы на Марне в 1914 г., послужившей поворотным пунктом в войне 1914—1918 гг. и приведшей в конечном счете к поражению Германии… Великая битва под Москвой… войдет в мировую историю как один из бессмертных примеров упорства в борьбе, мужества и военного искусства, увенчавшегося большой победой Красной Армии и ее руководителей над немецко-фашистскими войсками» .
Отец Евгения Александровича Александр Иванович Шиловский поселился по выходе в отставку в 1889 году у своей тетушки Варвары Александровны Шиловской, приходившейся внучкой родоначальнику лебедянской ветви Шиловских Петру Фёдоровичу Шиловскому (1746—1790-е). Ей принадлежал небольшой одноэтажный деревянный дом, располагавшийся в глубине усадебного парка. В 1895 году Варвара Александровна оформила дарственную на племянника, который до 1915 года служил в Лебедянской земской управе и работал в комиссии по землеустройству. Отойдя от службы, Александр Иванович переключился исключительно на заботы об усадьбе, где до 1925 года лично занимался садоводством. Он скончался в 1930 году. Супруга, Поликсена Степановна Шиловская, пережила мужа на 11 лет и умерла в 1941 году. В семье было восемь детей: Игорь (р. 1888), Евгений (р. 1889), Наталия (р. 1891), Михаил (1892), Олег (1894—1921), Ольга (р. 1895), Варвара (р. 1897) и Валерия (р. 1899) .
Осенью 1921 года Евгений Александрович стал мужем Елены Сергеевны Нюренберг-Неёловой (1893—1970). В 1921 году у них родился сын Евгений (1921—1957), а в 1926 году — Сергей (1926—1977)) . В 1926 году Елена Сергеевна побывала у брата Александра Сергеевича Нюрнберга в Пярну, куда привезла пятилетнего сына Женю, оставив его в семье брата до лета 1928 года: «она хотела, чтобы сын вырос на свободном Западе». На деле Елена Сергеевна была беременна и нуждалась в помощи. Евгений Александрович к тому времени был помощником начальника Академии Генштаба , а в 1928 году был назначен начальником штаба Московского военного округа, он постоянно был занят на службе. В этом году Елена Сергеевна вторично посетила старшего брата, приехав в Эстонию вместе со вторым сыном, двухлетним Серёжей. Погостив несколько месяцев в Пярну, она вернулась в Москву вместе с детьми .
«Я была просто женой генерал-лейтенанта Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Это была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей. Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва, — признавалась впоследствии Елена Сергеевна. — Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее… Это было в 29-м году в феврале, на масляную… Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь. Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова двадцать месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, всё-таки это была судьба» .
3 октября 1932 года Шиловские развелись. Евгений Александрович написал родителям Елены Сергеевны в Ригу: «Дорогие Александра Александровна и Сергей Маркович ! Когда Вы получите это письмо, мы с Еленой Сергеевной уже не будем мужем и женой. Мне хочется, чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. <…> Мы хорошо прожили целый ряд лет и были очень счастливы. Я бесконечно благодарен Люсе за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в свое время. Я сохраняю самые лучшие и светлые чувства к ней и к нашему общему прошлому. Мы расстаемся друзьями. Вам же я хочу сказать на прощанье, что я искренне и горячо любил Вас, как родителей Люси, которая перестала быть моей женой, но осталась близким и дорогим мне человеком. Любящий вас Женя Большой» .
После развода сын Евгений остался с отцом, а Сергей — с матерью. Елена Сергеевна вышла замуж за писателя Михаила Афанасьевича Булгакова .
Летом 1935 года Шиловский проводил отпуск в подмосковном санатории «Узкое», где его соседкой по столу в обеденном зале оказалась юная аспирантка Ленинградского радиевого института (1911—1988), дочь писателя Алексея Николаевича Толстого и художницы Софьи Исааковны Дымшиц . Избранница была младше Евгения Александровича на 21 год. Их роман продолжался полтора года: Марьяна жила в Ленинграде, Евгений Александрович в Москве. Потом Толстые переехали в Москву и поселились неподалёку от квартиры Шиловского (Ржевский переулок). Генерал подружился с будущим тестем, они встречались практически еженедельно. В 1936 году Евгений Александрович и Марьяна поженились. 7 мая 1937 года у них родилась дочь Марина. впоследствии стала доктором технических наук, профессором Московского института стали и сплавов и заведующей кафедрой общей химии Московского авиационно-технологического института имени К. Э. Циолковского .
Во время войны Марианна Алексеевна с дочкой были отправлены в эвакуацию, где испытали все тяготы войны. Марина Евгеньевна вспоминала, что в 1941 году мать два месяца кормила ее яичным порошком, потому что другой еды не было. Евгений Александрович считал недостойным требовать для себя и близких каких-то особых условий. С войны он привёз только памятную вещь — пробитый осколком жестяной кувшин. Пользовался служебной машиной и дачей, которые после его смерти Марианна Алексеевна сдала в хозяйственное управление армии .
Шиловский был прототипом Вадима Рощина, героя романа А. Н. Толстого « Хождение по мукам », это подтверждала дочь Шиловского Марина Евгеньевна . Моральное перерождение своего героя писатель описал так: «Мы много говорили, — какой утомительной бессмыслицей казался нам круговорот истории, гибель великих цивилизаций, идеи, превращенные в жалкую пародию… Под фрачной сорочкой — та же волосатая грудь питекантропа… Ложь! Пелена содрана с глаз… Вся наша прошлая жизнь — преступление и ложь! Россией рожден человек… Человек потребовал права людям стать людьми. Это — не мечта, это — идея, она на конце наших штыков, она осуществима… Ослепительный свет озарил полуразрушенные своды всех минувших тысячелетий… Все стройно, все закономерно… Цель найдена… Ее знает каждый красноармеец…»
Шиловский также считается прототипом мужа Маргариты в романе « Мастер и Маргарита » М. А. Булгакова . «Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену» — так описывается фигура Е. А. Шиловского .