Шевченко, Сергей Николаевич (селекционер)
- 1 year ago
- 0
- 0
Арка́дий Никола́евич Шевче́нко ( 11 октября 1930 года , Горловка , УССР , СССР , — 28 февраля 1998 года , Вашингтон , США ) — советский дипломат , чрезвычайный и полномочный посол СССР , в 1973—1978 годах — заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам и делам Совета Безопасности ООН .
В апреле 1978 года отказался вернуться в СССР из длительной служебной командировки в США. Первый перебежчик — советский дипломат , чиновник самого высокого ранга из числа перешедших на Запад в годы Холодной войны . В СССР заочно был приговорён к высшей мере наказания за измену Родине .
Родился в городе Горловка ( Донецкая область ), через пять лет семья переехала в Евпаторию .
В 1949 году поступил в Московский государственный институт международных отношений , который окончил в 1954 году с красным дипломом , после чего учился там же в аспирантуре и успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
В институте познакомился с сыном видного советского дипломата, впоследствии министра иностранных дел СССР А. А. Громыко Анатолием , стал часто бывать в их семье . С 1969 года Леонгина Шевченко дружила с женой министра Лидией Громыко. Их дружба была скреплена любовью к драгоценностям, которыми они обменивались или дарили друг другу.
С 1956 года работал в Отделе международных организаций МИД СССР . К 1970 году вырос до должности личного советника министра иностранных дел А. А. Громыко .
В 1973 году был назначен на должность заместителя генерального секретаря ООН по политическим вопросам и делам Совета Безопасности ООН в ранге чрезвычайного и полномочного посла СССР . Находясь на этой должности, начал передавать ЦРУ секретные сведения об СССР. В 1975 году Шевченко обратился к главе миссии США в ООН послу Д. П. Мойнихену , своему хорошему знакомому, с просьбой о предоставлении политического убежища (Мойнихен имел хорошие связи в Вашингтоне ). Однако после этого Шевченко встретился не с представителями Госдепартамента США , а с сотрудником ЦРУ, который фактически вынудил посла, что было запрещено законодательством США, поработать на американское правительство, не покидая пост в ООН. Это продолжалось около трёх лет, пока Шевченко не вызвали в Москву. Хотя резидент КГБ в Нью-Йорке ( Юрий Дроздов ) подозревал Шевченко в шпионаже и посылал на этот счёт в Москву шифротелеграммы, если бы Шевченко вернулся по вызову в Москву, резиденту пришлось бы оправдываться, что он оклеветал посла. Это Ю. И. Дроздов признал сам в интервью российскому государственному телеканалу в 2003 году, когда снимался документальный фильм о Шевченко «Роковое решение». До побега Шевченко у КГБ не было никаких прямых доказательств его шпионажа. Это признал начальник следственной группы следственного отдела КГБ майор О. А. Добровольский ещё в мае 1978 года, когда допрашивал его сына Г. А. Шевченко в Лефортове .
Через два дня после побега Шевченко, 8 апреля 1978 года, его сына Г. А. Шевченко, члена делегации СССР в Комитете по разоружению, срочно оформили в качестве дипкурьера, и он прилетел в Москву в сопровождении майора ГРУ Резуна (Суворова) , сотрудника представительства СССР в Женеве , который сам через полтора месяца бежал в Великобританию. Через месяц после побега Шевченко его жена Леонгина Иосифовна Шевченко покончила жизнь самоубийством. Она похоронена по распоряжению министра иностранных дел СССР А. А. Громыко на Новокунцевском кладбище (филиал Новодевичьего ).
Сыну Шевченко пришлось уволиться из МИДа в 1979 году по требованию КГБ. Ему изменили отчество и фамилию — Геннадий Алексеевич Смирнов. (Настоящие фамилию и отчество вернул себе только в 1990-е годы). Громыко смог только временно оставить его на работе до апреля 1979 года для сдачи кандидатского минимума в МГИМО. Затем КГБ устроил сына Шевченко в Институт государства и права АН СССР .
В 1996 году Аркадий Шевченко объявил себя банкротом .
28 февраля 1998 года на 68-м году жизни умер в США от цирроза печени . Похоронен на православном участке кладбища Rock Creek.
Как отмечается, многие бывшие соратники Шевченко уверены, что его решение остаться в США «созрело у него только в Нью-Йорке, после того как он увидел, что можно жить по-человечески не только за высокими заборами спецдач». В своей книге «Разрыв с Москвой» Шевченко пишет, что он попал в капкан после встречи с сотрудником ЦРУ, однако успокаивал себя тем, что
«думал, что работа на американцев в течение определённого времени будет наиболее эффективным способом получить их помощь в устройстве новой жизни… Ведь после допросов они могут выбросить меня, как выжатый лимон. А я надеялся на большее» .
В интервью газете « Советская культура » (8 декабря 1990) Шевченко сказал, что «если бы не крайние обстоятельства, если бы у меня был другой путь поменять свою судьбу, я бы никогда не сотрудничал с ЦРУ».
Юрий Дроздов , с 1975 по 1979 руководивший резидентурой внешней разведки КГБ в США , а также полковник СВР Виктор Черкашин утверждали позднее, что поведение Шевченко вызывало их подозрения. В своих воспоминаниях Дроздов пишет :
«Мы проинформировали руководство разведки о возникшем у нас подозрении и попросили через МИД СССР отозвать его в Москву, с тем чтобы избежать нежелательных последствий».
Однако Шевченко отозван не был, что, по мнению Дроздова, объясняется семейными связями дипломата с министром иностранных дел СССР А. А. Громыко и его высокими связями в КГБ (интервью Дроздова телеканалу « Россия » (2003 г.). Вскоре после побега Шевченко Дроздов был отозван из США.
В 1985 году КГБ получил достоверную и документальную информацию о том, при каких обстоятельствах Шевченко в 1970-е годы начал добровольно сотрудничать со спецслужбами США. Эту информацию предоставил руководитель советского направления ЦРУ Олдрич Эймс , который и занимался разработкой советского дипломата от ЦРУ .