Полотно судьбы (книга)
- 1 year ago
- 0
- 0
Стёганое полотно , стёганая ткань — прошитые насквозь два куска ткани , между которыми находится слой , ваты или другого нетканого материала . За рубежом используется термин кви́лтинг ( англ. quilting «изготовление стёганых изделий, подбивка»): это популярное ремесло и искусство с богатой историей в разных частях мира.
Лицевая сторона полотна обычно выполняется в технике лоскутного шитья (составленного из отдельных кусочков ткани), аппликации (цельный кусок ткани с нашитыми узорами) или представляет собой цельный кусок гладкокрашеной либо набивной ткани (украшением здесь является орнамент, выполненный стёжкой). Возможна также комбинация лоскутного шитья и аппликации. Обратная сторона изделия может оставаться одноцветной или также быть набранной из лоскутов разного цвета. При этом стежки, соединяющие обе стороны полотна, создают причудливый выпуклый рисунок.
Впервые трёхслойная стёганая одежда появилась в Китае . Оттуда она распространилась на другие страны Востока. Европейцы познакомились со стёганым полотном в эпоху крестовых походов . Простёганные нижние рубашки облегчали рыцарям ношение тяжёлых доспехов. В Италии в XV веке появилась техника трапункто: узоры на белом фоне подчёркиваются дополнительно набивкой (шнуром), вводимой в каналы, образованные стёжкой. В этой технике особенно эффектно смотрятся всевозможные переплетения.
В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка . Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Вскоре одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей стали изготавливаться на английских мануфактурах. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Так правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.
В Новый Свет стёганые одеяла попали вместе с переселенцами в 1620-х годах. Из-за нехватки тканей их починка производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Традиционно американские хозяйки собирали верхнюю часть квилта зимой. На простёжку изделия собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины. Помимо предметов, предназначенных для домашнего использования, изготавливались специальные квилты. Мужчине на двадцатилетие дарился так называемый «Квилт свободы», сшитый его матерью и сёстрами. Материалом для «квилтов свободы» служили лоскуты от женских платьев. Так отмечалось начало для молодого человека самостоятельной жизни. Так как «Квилты свободы» использовались по своему прямому назначению — ими укрывались во время поездок, они практически не сохранились до наших дней. Американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике лоскутного шитья. Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Особенно изысканными считались цветочные мотивы, покрывавшие всю поверхность изделия. Сохранилось очень мало старинных одеял, выполненных в технике лоскутного шитья, так как они были предметами повседневного обихода, в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев. С 1850 года превалировали квилты из белой хлопчатобумажной ткани «белая работа», где главным украшением была собственно стёжка.
Модные веяния не коснулись некоторых религиозных общин, оставшихся верными приёмам шитья, выработанным годами: только традиционные узоры и одноцветные ткани используют и сегодня мастера квилта из сект амишей и менонитов .
- Стегальные пяльца , большие, для одеяла.
- Стёганка ж. стеженка сиб. стёганный кафтанчик, фуфайка, поддёвка; теплая, на хлопке, пуху или шерсти одежа. Уральцы охочи до стёганок на верблюжьем подшёрстке.
- Стеганковый, ко стёганке относящ.
- Стегальщик (Стегальщица), кто стегает, шьёт теплую одежду.
- Стегальница — швейная машина.