Interested Article - Медные инуиты

Вид на Улухакток, Канада, с обрывов, давших название посёлку, 1980-е гг.

Медные инуиты ( англ. Copper Inuit ), также известные как Китлинермиут ( англ. Kitlinermiut ) и Инуиннаит ( англ. Inuinnait ) — группа канадских инуитов , живущих к северу от границы леса , на территории, которая сейчас является регионом Китикмеот в Нунавуте и регионом Инувик в Северо-Западных территориях . Исторически большинство из них проживало в районе залива Коронейшен , на острове Виктория и на юге острова Банкс .

Западная граница территории медных инуитов доходила до Уайз-Пойнт, недалеко от пролива Долфин-энд-Юнион . Cеверо-западная граница доходила до юго-восточного побережья острова Бэнкс. На юге медные инуиты селились по восточному побережью Большого Медвежьего озера , озера Контуойто и озера , вдоль реки Бак . На востоке медные инуиты и были разделены рекой на юге залива Куин-Мод . В то время как медные инуиты кочевали по всему острову Виктория, на западе они концентрировались к югу от залива , а на востоке — к югу от залива .

Поскольку у этого народа нет коллективного самоназвания, они используют английский термин «Copper Inuit». Он обозначает тех самых западных из , которые использовали самородную медь , собранную в низовьях реки Коппермайн и в заливе Коронейшн .

Согласно Кнуду Расмуссену (1932), другие инуиты называли медных инуитов китлинермиут , так как Китлинек — это инуитское название острова Виктория .

История

Ранние тысячелетия

Медные инуиты, как и все инуиты, являются потомками культуры Туле . Изменения в местной среде могли привести к переходу от доисторической культуры Туле к , современного народа .

В течение примерно трёх тысячелетий медные инуиты были кочевниками и охотниками-собирателями . Их заселение на постоянные места жительства и аккультурация к некоторым европейско-канадским устоям произошли только в 1940-х годах, но они также продолжали вести охотничий и собирательский образ жизни .

Зимой они жили в общинных иглу и занимались охотой на тюленей на отдушинах во льду . Летом они собирались в небольшие семейные группы для охоты на северных оленей и рыбной ловли .

Люди изготавливали медные стрелы, наконечники копий, ножи улу , долота, гарпуны и ножи как для личного пользования, так и для торговли с другими инуитами. Помимо медных изделий, изделия медных инуитов из мыльного камня высоко ценились по обе стороны Берингова пролива . Среди других торговых партнёров медных инуитов были инувиалуиты с полуострова Аввак и на юге . Многие медные инуиты собирались в районе залива Кеймбридж-Бей в летнее время из-за обилия дичи .

Пост-евро-канадский контакт

По словам Робина МакГрата, существуют свидетельства конфликтов между инуитами и дене , а также других конфликтов, в которых могли участвовать европейцы. Эти конфликты, похоже, были спровоцированы как дене, так и инуитами и, возможно, были вызваны торговыми спорами, но иногда и набегами за женщинами . Одна из самых известных битв была засвидетельствована европейским исследователем Самюэлем Хирном . В 1771 году Сэмюэль Хирн стал первым европейцем, исследовавшим район реки Коппермайн. Именно здесь , лидер проводников Хирна из племени Чипевайан-дене , и его спутники с группой медных инуитов у Кровавого водопада . Дальнейшие исследования проводились только в период 1820—1853 годов, который включал экспедиции Джона Франклина в 1821 и 1825 годах. Джон Рэй встретил медных инуитов на реке Рей в 1847 году, а также на мысе и в бухте в 1851 году . В 1853 году во время поисков пропавшей экспедиции Франклина в рамках ирландский исследователь Роберт Мак-Клур оставил корабль HMS Investigator в на острове Банкс. Здесь было найдено большое количество древесины, меди и железа, которые медные инуиты использовали в течение многих лет. исследовал этот район в 1850—1855 годах.

XX век

Полагая, что медные инуиты мигрировали в район Гудзонова залива для торговли на различных форпостах, канадское правительство на карте 1906 года обозначило остров Виктория как «необитаемый» . Только в начале XX века торговые суда вернулись на территорию медных инуитов. Они последовали за тем, как Вильялмур Стефанссон сообщил о встрече с среди медных инуитов в своём арктическом путешествии 1908—1912 годов . Во время Канадской арктической экспедиции 1913—1916 годов канадский этнограф провёл два года, живя с медными инуитами и документируя их жизнь. Он отправил тысячи артефактов их материальной культуры в .

Наряду с торговлей, контакт с европейцами принёс грипп и брюшной тиф . Эти занесённые новые инфекционные заболевания ослабили иммунитет коренных жителей. Между 1929 и 1931 годами каждый пятый медный инуит умер от эпидемии туберкулёза . Примерно в это же время начался упадок китобойной промышленности . Инупиаты Аляски и инувиалуиты дельты Маккензи пришли в район залива Коронейшен, чтобы сосуществовать с медными инуитами . Первый торговый пост в районе Холмен ( Улукхакток ) был основан в 1923 году в Алаервике, на северном берегу , но через пять лет он закрылся. Пост переехал в в заливе Уокер, к северу от . Два других торговых склада открылись в заливе Уокер, но закрылись к 1939 году, в годы Великой депрессии .

Поселение

В 1960 году федеральное правительство отправило в Холмен три жилых дома , а в 1961 году — ещё четыре. В последующие годы некоторые семьи переехали в Холмен на постоянное место жительства, другие жили там сезонно. Некоторые медные инуиты переехали в общины Коппермайн ( Куглуктук ) или Кембридж-Бей. Другие тяготели к аванпостам, расположенным вдоль Батерст-Инлет , озера Контуойто , залива Коронейшен и на острове Виктория .

Медные инуиты постепенно перешли на снегоходы , спутниковое телевидение , построили христианские церкви. Молодёжь теперь говорит на английском языке , а не на инуиннактун . Всё вместе это привело к социальным изменениям среди медных инуитов .

Культура

Язык

Медные инуиты традиционно говорят на инуиннактун и инувиалуктун , иногда называемом западно-канадским инуктитутом .

Среда обитания и рацион питания

Исторически медные инуиты жили среди тундры , скалистых холмов, обнажений, с некоторыми лесными участками на юге и юго-западе ареала. Здесь они охотились на сусликов , зайцев , северных оленей ( и ), медведя гризли , норку , лося , овцебыка , ондатру , белого медведя , волка и росомаху . Они ловили рыбу в обширной сети прудов, озёр и рек, включая реки Коппермайн, Рей и , в которых обитали большие популяции пресноводного арктического гольца (который также водится в океане), хариуса , озёрной форели и . В морских водах водились , морской заяц и кольчатая нерпа . Утки, гуси, кайры, чайки, ястребы, морянки, гагары, ржанки, куропатки и снегири также были частью рациона медных инуитов. Они любили сырые, но не вареные яйца . Они использовали и готовили пищу из морепродуктов, но хранили их отдельно от продуктов с суши .

Одежда

Женский анорак медных инуитов 1920—1921 годов, Музей Пибоди , Гарвард

Одежда медных инуитов состояла из короткой внутренней парки с длинными узкими фалдами сзади и рукавами, доходящими до запястья. В суровую погоду они надевали тяжёлую верхнюю парку. Женские парки отличались удлинёнными капюшонами и преувеличенно острыми плечами. Сапоги у инуитов были длинными, на всю длину ноги, и застегивались на талии. Подошвы делали из перьев или птичьих шкур . Медные инуиты использовали разные салфетки для разных блюд: шкурки куропатки — при еде оленины, шкурки чайки — при еде тюленя .

Современная одежда и обувь могут быть сделаны из различных шкур, включая :

  • Танцевальный колпак: карибу, горностай, а также клюв белоклювой гагары
  • Парки: заяц-беляк, выдра, кролик, дикая норка.
  • Варежки: бобр, белый медведь, скунс.
  • Сапоги: карибу, собака, белый медведь, тюлень, волк, росомаха.
  • : карибу, лось.
(шаманы) медных инуитов, Икпухуак и Хигалик, в церемониальной одежде, ок. 1913—1916 гг.

Помимо повседневной одежды, исторически многие инуиты имели набор церемониальной одежды из короткошёрстных летних шкур, которую надевали для танцев или других торжественных случаев. В частности, танцевальная одежда медных инуитов была широко изучена и хранится в музеях по всему миру . Дизайн этой одежды был неразрывно связан с религиозной практикой медных инуитов и содержал то, что антрополог Бернадетт Дрисколл-Энгельстад описывает как «стилизованный дизайн, намекающий на интеграцию человеческого и животного мира, естественного и сверхъестественного» . К 1930-м годам церемониальная одежда медных инуитов исчезла, хотя в 1990-х годах она была возрождена .

Религия

У медных инуитов была анимистическая духовная система , которая включала веру в то, что духи животных могут быть оскорблены нарушением табу . Они верили, что мир населяют карлики, великаны, «люди карибу» и морская богиня Арнапкапфаалук , или большая злая женщина . Их представление о тупилаке было похоже на христианского дьявола .

( шаманы ) могли быть мужчинами или женщинами. Они отгоняли злых духов, были посредниками между людьми и миром духов, исцеляли болезни или нарушения табу, а также «управляли» погодой .

Подгруппы

Медные инуиты жили в рамках географически определённых подгрупп, хорошо документированных Стефанссоном , Францем Боасом и другими:

  • : ;
  • Акулиакаттагмиут : мыс Бексли ;
  • : залив Огден;
  • : река Экаллук , ; центральная часть острова Виктория ;
  • Ханерагмиут : пролив Долфин-энд-Юнион ;
  • : река Бак ;
  • : река Бак;
  • Кангирьюармиут : водоём , мыс , центральная часть острова Виктория; мыс на острове Банкс ;
  • Кангирюатджагмиут : ; между Минто-Инлет и заливом ;
  • : Остров Виктория; район залива Коронейшен в устье реки Маккензи
  • : Блади-Фолс на реке Коппермайн , реке Диз и Большом Медвежьем озере (залив Мактавиш); залив Коронейшен, к юго-востоку от мыса ;
  • Коглуктуалигмиут (или Уткусиксалигмиут — «жители места, где есть горшечный камень»): Река Три («Коглуктуалук»), 130 км к востоку от реки Коппермайн ;
  • Коглуктуарюмиут: от устья реки Коглуктуарюк , которая впадает в залив , вверх по реке; на льду залива Грейс и залива Коронейшен ;
  • : Река ;
  • Нагюктогмиут (или Киллинермиут): Остров Нагьюкток, один из островов ; центральная часть залива Коронейшен; остров Виктория к северо-востоку от ; материк к востоку от реки Три; у истоков реки Диз ; («эскимосы Оленьего Рога»);
  • Ноахонирмиут (или Ноаднирмиут): острова Листон и в проливе Долфин-энд-Юнион до материка: к северу от реки Рей, к югу от острова Ламберт ;
  • Паллирмиут : устье реки Рей (Паллирк) и исток реки Диз; залив Коронейшен, к юго-востоку от мыса Крузенштерна ;
  • : Пинганнакток («здесь дует сухопутный ветер»), вглубь материка к западу от реки Три ;
  • Пуиплирмиут (или Пуиблирмиут): пролив Долфин-энд-Юнион возле островов Листон и Саттон; также к северу и северо-востоку от залива Симпсон на острове Виктория ;
  • : к северу от залива Минто ;
  • Улухактокмиут: Улухакток (ранее известный как Холмен), в честь найденной там меди, используемой для изготовления улу ;
  • Умингмуктогмиут : постоянная деревня Умингмакток (Умингмуктог) на западном побережье полуострова Кент ; Батерст-Инлет .

Знаменитости

  • — член законодательного собрания Канады.
  • — канадский политик.
  • — художница.
  • Хелен Максагак — канадский политик.
  • — бывший член законодательного собрания Северо-Западных территорий.
  • — охотник.

Примечания

  1. .
  2. Michael RobinsonMarch 3, 2018, 9:00 a m Share on Facebook Share on TwitterView Comments. (англ.) . BostonGlobe.com . Дата обращения: 15 марта 2022. 9 апреля 2022 года.
  3. (англ.) . www.thecanadianencyclopedia.ca . Дата обращения: 15 марта 2022. 15 марта 2022 года.
  4. .
  5. (англ.) . www.historymuseum.ca . Дата обращения: 15 марта 2022. 29 октября 2004 года.
  6. (англ.) . web.archive.org (14 мая 2008). Дата обращения: 15 марта 2022. Архивировано 14 мая 2008 года.
  7. .
  8. .
  9. (англ.) . www.johntyman.com . Дата обращения: 15 марта 2022. 22 декабря 2021 года.
  10. .
  11. .
  12. (англ.) . web.archive.org (13 января 2010). Дата обращения: 15 марта 2022. Архивировано 13 января 2010 года.
  13. .
  14. .
  15. .
  16. .
  17. (англ.) . www.historymuseum.ca . Дата обращения: 16 марта 2022. 29 марта 2022 года.
  18. (англ.) . AAA Native Arts (10 ноября 2004). Дата обращения: 17 марта 2022.
  19. .
  20. (англ.) . Ethnologue . Дата обращения: 17 марта 2022. 11 апреля 2022 года.
  21. .
  22. .
  23. .
  24. , p. 34.
  25. (англ.) . . Дата обращения: 17 марта 2022. 22 декабря 2021 года.
  26. .
  27. .
  28. , p. 26—31.

Литература

  • Pamela J. Brink. . — Boston : Jones and Bartlett, 2001. — 432 с. — ISBN 978-0-7637-1571-7 .
  • Ian Bunyan, Jenni Calder. . — McGill-Queen's Press - MQUP, 1993. — 134 с. — ISBN 978-0-7735-1107-1 .
  • Richard Guy Condon. . — Rutgers University Press, 1988. — 276 с. — ISBN 978-0-8135-1364-5 .
  • Richard G. Condon, Julia Ogina. . — University of Toronto Press, 1996-01-01. — 252 с. — ISBN 978-0-8020-0849-7 .
  • Jonathan Duffy Davis, Sandra Anne Banack. (англ.) // Ethnobiology Letters. — 2012. — Vol. 3 . — P. 78–90 . — ISSN . — doi : .
  • B. Driscoll-Engelstad. (англ.) // Arctic Anthropology. — 2005. — Vol. 42 , iss. 1 . — P. 33–46 . — ISSN . — doi : .
  • Stuart J. Fleming, Helen R. Schenck. . — UPenn Museum of Archaeology, 1989. — 94 с. — ISBN 978-0-924171-95-6 .
  • Daniel Francis. . — McClelland & Stewart, 1986. — 260 с. — ISBN 978-0-88830-280-9 .
  • Betty Kobayashi Issenman. . — UBC Press, 2011. — 290 с. — ISBN 978-0-7748-4189-4 .
  • King. . — McGill-Queen's Press - MQUP, 2005. — 164 с. — ISBN 978-0-7735-3008-9 .
  • Robin McGrath. (англ.) // Studies in Canadian Literature. — 1993. — ISSN .
  • David Morrison. (англ.) // ARCTIC. — 1991. — Vol. 44 , iss. 3 . — P. 239–246 . — ISSN . — doi : .
  • Gísli Pálsson. . — Cambridge University Press, 2007. — 231 с. — ISBN 978-0-521-85572-3 .
  • Vilhjalmur Stefansson. . — The Trustees, 1914. — 416 с.
  • Vilhjalmur Stefansson. . — Ottawa :: Government Printing Bureau, 1914.
  • James W. VanStone, Field Museum of Natural History. . — Chicago : Field Museum of Natural History, 1994. — 88 с.
  • Stephen A. Wurm, Peter Mühlhäusler, Darrell T. Tryon. . — Walter de Gruyter, 2011. — 1903 с. — ISBN 978-3-11-081972-4 .
  • Дарьяна Дмитриевна Максимова, Василий Иванович Соколов. // Сша И Канада: Экономика, Политика, Культура. — 2010. — Вып. 12 (492) . — ISSN .
  • Толстых О.Н., Беломестнова М.Е. // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 6 .

Ссылки

Источник —

Same as Медные инуиты