Гермоген (патриарх Московский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Епи́скоп Гермоге́н (в миру Гео́ргий Ефре́мович Долганов или Долганёв ; 25 апреля ( 7 мая ) 1858 , Новая Одесса , Херсонский уезд , Херсонская губерния — 29 июня 1918 , близ деревни Карбаны, Тобольская губерния ) — епископ Православной российской церкви , Епископ Тобольский и Сибирский .
Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. Память 16 (29) июня и 20 августа ( 2 сентября ), а также в Соборе Московских святых, Соборе Саратовских святых, в Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917—1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской .
Родился в семье священника, который впоследствии принял монашество и был возведён в сан архимандрита в Саратовском Спасо-Преображенском монастыре . С детских лет был глубоко религиозным человеком.
Окончил Одесское духовное училище и пять классов Одесской духовной семинарии . Аттестат зрелости получил в классической гимназии города Ананьева Херсонской губернии. Два года учился на медицинском факультете Женевского университета . Окончил юридический факультет Новороссийского университета (1889) и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1893).
Неоднократно прерывал обучение, устраивался на службу, пытался заниматься хлебопашеством, путешествовал. В состоянии душевного кризиса подверг себя самооскоплению . В 1890 году пострижен в монашество, посвящён в сан иеродиакона , а 15 марта 1892 года — в сан иеромонаха .
В 1894 году награждён набедренником и наперсным крестом . С 1895 цензор русских текстов в журнале «Пастырь-Мцкемси».
С 1893 года — инспектор, с 1898 года — ректор Тифлисской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита . Тогда же он был назначен членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы, председателем епархиального училищного совета, редактором «Духовного вестника Грузинского экзархата». Лично исключил из семинарии Иосифа Джугашвили за прогулы и низкую успеваемость .
С 14 января 1901 года — епископ Вольский , викарий Саратовской епархии .
Развернул широкую миссионерскую деятельность, к которой привлекал и мирян. Организовал внебогослужебные чтения и беседы, разрабатывал программы для воскресных школ . Председатель епархиального училищного совета.
С 21 марта 1903 года — епископ Саратовский и Царицынский . Чин хиротонии в Казанском соборе совершили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) , Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев) , Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) , архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский) , епископы Кишинёвский и Хотинский Иаков (Пятницкий) , бывший Полоцкий и Витебский Маркелл (Попель) , Ямбургский Борис (Плотников) , Гдовский Вениамин (Муратовский) и Нарвский Никон (Софийский) .
Призывал духовенство к истовому, неспешному и строго-уставному совершению церковного богослужения. Значительное внимание уделял борьбе с сектантством, в рамках которой устраивал внебогослужебные пастырские беседы. За время его правления в Саратовской епархии были построены свыше пятидесяти храмов, основаны 4 монастыря, открыты 400 одноклассных церковно-приходских школ, налажено издание еженедельника «Братский листок» («Россиянин» в 1907 году), но последующая ревизия выявила полное расстройство финансового положения и необоснованные перемещения в отдалённые приходы даже почитаемых паствой священников .
Во время революции 1905 года выступал с ярко выраженных антиреволюционных позиций, часто выступал с проповедями, проявив себя как убеждённый и последовательный монархист . Изданное им «Патриотическое воззвание» спровоцировало еврейский погром в Саратове. [ источник не указан 807 дней ]
Один из организаторов отделения Союза русского народа в Саратове. В 1907 году Гермоген из-за того, что Союз русского народа принимал в свои ряды старообрядцев , создал и возглавил Православный братский Союз русского народа, предав анафеме членов саратовского отделения Союза русского народа .
Один из самых неоднозначных русских архиереев начала XX века. Выступал с резкой критикой современных ему тенденций в литературе и театральной жизни. Его публичные выступления были «предельно резкими, зачастую нарушали положения российского законодательства» . Ходатайствовал перед Святейшим синодом о запрете пьесы Леонида Андреева «Анатэма» и отлучении от Церкви более 100 русских писателей, в том числе Дмитрия Мережковского и Василия Розанова . Отменил назначенную в кафедральном соборе панихиду по актрисе Вере Комиссаржевской (она скончалась во время гастролей от чёрной оспы ).
На заседании Святейшего синода в конце 1911 года выступил против предлагавшегося московским митрополитом Владимиром (Богоявленским) и великой княгиней Елизаветой Фёдоровной введения чина диаконисс в православной церкви. Апеллировал в резкой форме по этому вопросу к императору — направил ему телеграмму, в которой утверждал, что Святейший синод учреждает в Москве «чисто еретическую корпорацию диаконисс, фальшивое подложное учреждение вместо истинного». В этой телеграмме критиковал также проект введения особого чина заупокойного моления об инославных, заявив, что этим оказывается «открытое попустительство и самовольное бесчинное снисхождение к противникам Православной Церкви».
Одновременно вступил в конфликт с Григорием Распутиным , которого первоначально поддерживал. Ради борьбы с «блудливым старцем» образовал союз с черносотенным иеромонахом Илиодором (Труфановым) , который первоначально поддерживался церковными и светскими властями, видевшими в нём успешного антиреволюционного пропагандиста. На квартире епископа 16 декабря 1911 года Гермоген, Илиодор, юродивый Митя , писатель Иван Родионов и другие стали обличать Распутина и, угрожая саблей, заставили целовать крест. В результате Распутин был вынужден поклясться, что покинет царский дворец.
3 января 1912 года уволен императором от присутствия в Синоде с предписанием выехать во вверенную ему епархию. Отказавшись подчиниться, давал интервью газетам, в которых критиковал членов Синода. 17 января уволен от управления епархией и водворён в Жировицкий монастырь . В августе 1915 года был переведён в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии.
С 8 марта 1917 года — епископ Тобольский и Сибирский; назначен на этот пост как «жертва старого режима». Сохранил монархические убеждения, призывал паству «сохранять верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами революции и их современными жрецами, требующими от православных русских людей выветривания, искажения русской народной души космополитизмом , интернационализмом , коммунизмом , открытым безбожием и скотским гнусным развратом». Резко критиковал Декрет об отделении церкви от государства .
В 1917 году член Поместного собора Православной российской церкви по должности, участвовал только в 1-й сессии, член III отдела.
15 апреля 1918 года в Тобольске прошёл большой крестный ход , после окончания которого епископ был помещён под домашний арест. Затем был отправлен в Екатеринбург , куда прибыл 18 апреля; был заключён в тюрьму, где занимался чтением Нового Завета в переводе Константина Победоносцева и житий святых, молился и пел церковные песнопения.
Тобольский епархиальный съезд направил в Екатеринбург делегацию, которая просила выпустить епископа под залог. В состав делегации входили брат епископа Гермогена протоиерей Ефрем Долганёв, священник Михаил Макаров, присяжный поверенный Константин Минятов . Делегация выплатила установленный залог в размере десяти тысяч рублей (первоначально власти требовали сто тысяч), однако епископ не был освобождён, а члены делегации оказались сами арестованы и вскоре расстреляны.
В июне 1918 года епископ и ещё несколько заключённых (священник села Каменского Екатеринбургской епархии Пётр Карелин, бывший жандармский унтер-офицер Николай Князев, гимназист Мстислав Голубев, бывший полицмейстер Екатеринбурга Генрих Рушинский и офицер Ершов) были увезены в Тюмень и доставлены на пароход «Ермак». Вначале их заставили работать на строительстве укреплений около Покровского, затем перевели на пароход «Ока», который направился к Тобольску. На пути к этому городу Павел Хохряков лично дал распоряжение об уничтожении всех взятых с отрядом заложников 29 июня 1918 года. Епископа Гермогена и священника Петра Корелина утопили 29 июня в реке Туре .
Тело епископа Гермогена было обнаружено 3 июля и на следующий день захоронено крестьянами села Усольского. Через месяц, 2 августа, останки епископа были перезахоронены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора Тобольска. Склеп и мощи новомученика были обнаружены во время ремонта собора в 2005 году.
В ноябре 1981 года Архиерейский Собор РПЦЗ канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских , но без поимённой канонизации. В дальнейшем в число новомучеником был включён и епископ Гермоген с установлением памяти 16 июня .
В августе 2000 Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Тем же Деянием к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских были канонизированы пострадавшие вместе со св. Гермогеном священномученики , Михаил Макаров, Пётр Карелин и мученик Константин Минятов .
4 мая 2017 года решением Священного Синода Русской православной церкви включён в собор «Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917—1918 гг.» (память 5/18 ноября) .