Юрий Кублановский родился 30 апреля 1947 года в семье актёра
Михаила Наумовича Кублановского
(1910—1975) и преподавательницы русской литературы
. По материнской линии все его предки, начиная с XVIII века, из духовного сословия; со стороны отца — ремесленники из
Мариуполя
. Несмотря на то, что родители были коммунистами, был крещён в младенчестве бабушкой.
В
1964 году
Юрий Кублановский приезжает в Москву и поступает на отделение искусствоведения
Исторического факультета МГУ
. Тогда же он знакомится с молодыми поэтами —
Леонидом Губановым
,
Владимиром Алейниковым
и другими. Их роднило неприятие официальной советской литературы. По инициативе Леонида Губанова молодые поэты создали литературное объединение «Смелость, Мысль, Образ, Глубина». СМОГ просуществовал недолго. Уже к
1967 году
под давлением властей это объединение прекращает существование.
Это не было объединением на какой-то эстетической платформе: нам было всего по 17—18 лет, и мы в ту пору не могли ещё ставить перед собой сколько-нибудь самостоятельных и серьёзных эстетических задач. Скорее, это было объединение по «дружеству», мы были поколением, сменившим поэтов «оттепели». Это было время, когда отстранили доставшего всех
Хрущёва
, открывалась новая полоса советской истории. СМОГ стал для меня школой
нонконформизма
. Мы отказались от публикаций в советских журналах и издательствах, считая советскую литературную машину частью пропагандистского тоталитарного аппарата. Мы сразу стали ориентироваться на «
самиздат
» и создавали свою «параллельную» литературу. СМОГ довольно быстро распался, я не склонен к переоценке его значения. Но мы сохранили между собой дружеские отношения, чувство локтя и, главное, уверенность в том, что и в советской системе литератору возможно существовать самостоятельно, без государственных костылей.
.
1970—1981 годы
В
1970 году
состоялась первая официальная публикация — стихи в сборнике «
». В том же году окончил университет и защитил дипломную работу у академика
Д. В. Сарабьянова
по теме «Станковое творчество Николая Сапунова».
Кублановский, будучи искусствоведом по профессии, уезжает работать экскурсоводом в музей на
Соловках
, открывшийся незадолго до этого
. В огромном разорённом монастырском комплексе работало на тот момент только шесть сотрудников. На Соловках Юрию Кублановскому довелось общаться с бывшими заключёнными соловецкого лагеря. Так он по собственному признанию постепенно «реконструировал для себя кошмар советской лагерной жизни»
.
В декабре
1976 года
выступил в самиздате с
открытым письмом
«Ко всем нам», приуроченным к двухлетию высылки
Александра Солженицына
, которое было опубликовано на Западе; после чего лишился возможности работать по профессии
. Трудился дворником, истопником, сторожем в московских и подмосковных храмах. Печатал переводы под псевдонимом Ю. Исполатов
.
В
1979 году
принял участие в неподцензурном альманахе «
Метрополь
», изданном самиздатовским способом, а также вышедшем в американском издательстве «
Ардис
» и переведённом на многие языки
. В
1981 году
в США в том же издательстве «Ардис» вышел
его дебютный сборник «Избранное», составленный
Иосифом Бродским
.
Эмиграция
19 января
1982 года
в квартире Юрия Кублановского был проведён многочасовой
обыск
, после чего ему было предложено покинуть СССР под угрозой лагерного срока за зарубежные публикации.
3 октября
1982 года эмигрировал, жил в
Париже
, с
1986 года
в
Мюнхене
.
В эмиграции Кублановский лично познакомился с
Иосифом Бродским
и
Александром Солженицыным
. Работал в Париже в газете «
Русская мысль
» и вёл авторскую программу «Вера и Слово» на
Радио Свобода
. В конце 1980-х годов, когда произведения Юрия Кублановского стали публиковать на Родине, он, по собственному признанию, «потерял статус политического эмигранта. Становиться же эмигрантом экономическим не хотел»
.
Возвращение
В
1990 году
Юрий Кублановский возвращается в Россию в тот период, «когда многие, наоборот, уезжали. Вернулся первым из писателей, но совсем не шумно»
.
Генрих Сапгир
отмечал, что когда Юрий Кублановский приехал, «горбачёвские чиновники долго не хотели возвращать ему советское гражданство, пока вся эта нелепость не отпала сама собой»
. После возвращения Юрий Кублановский много печатается, причём публикует не только стихи, но и пишет публицистику
. В 1991 году поддержал
ГКЧП
, заявив, что «судьба родины мне дороже, чем свобода печати»
. Поселился в
Переделкино
. Работал в журнале «
Новый мир
»: заведующим отделом публицистики (1995—2000), затем несколько лет заведующим отделом поэзии.
В юности я отверг советскую идеологию, когда убедился в несправедливости системы. Либеральным диссидентом я не был – был инакомыслящим. Для меня всегда много значила публицистика Солженицына, а она – несмотря ни на что! – даже в те годы была оптимистична и энергична. В этом есть какая-то религиозная тайна. И даже в самые свинцовые годы я верил, что Россия возродится на христианских началах и сбросит коммунистический намордник. И когда я оказался на Западе, Солженицын ободрил меня: «Вы вернетесь в Россию через восемь лет». Так и случилось, в точном соответствии с предсказанием Александра Исаевича, в 1990 году. Но первое десятилетие после возвращения на родину не было радостным.
Ни при советской власти, ни в эмиграции я никогда не был так одинок, как в 1990-е. Кажется, почти все друзья моей молодости ушли тогда в услужение олигархическому режиму. Из России в те годы вымывалась культура. Общество существовало по принципу одного из персонажей тех же «Бесов»: мы, мол, провозгласим «право на бесчестие» и все к нам перебегут. Выздоровление началось лишь в начале нового века. Восстанавливается чувство государственного достоинства. Исчезло то ощущение унижения России и во внешних, и во внутренних делах, от которого трудно было отделаться в смутные годы. Но это медленное, постепенное выздоровление.
—
2000-е и 2010-е годы
В
2003 году
Юрию Кублановскому была вручена
премия Александра Солженицына
за «правдивую точность поэтического слова, за богатство и метафоричность языка», за ясную гражданскую позицию
.
В 2006 году ему была присуждена «Новая пушкинская премия» «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру».
В эти же годы в журнале «Новый мир» Юрий Кублановский публикует фрагменты своих дневниковых записей, которые ведёт с 1988 года.
Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск № 186 от 15.08.2012 года Ю. М. Кублановскому присвоено звание «Почётный гражданин города Рыбинска»
.
Юрий Кублановский удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2012 год за сборник стихов «Перекличка».
В 2015 году ему вручена Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Принял участие в цикле телевизионных передач «
Имя Россия
» (канал «Россия»), представляя
Пушкина
.
В своём послесловии к сборнику стихотворений Юрия Кублановского «С последним солнцем», (Париж, 1983) Иосиф Бродский писал:
«Его техническая оснащённость изумительна, даже избыточна. Кублановский обладает, пожалуй, самым насыщенным словарём после
Пастернака
. Одним из его наиболее излюбленных средств является
разностопный стих
, который под его пером обретает характер эха, доносящего до нашего слуха через полтора столетия самую высокую, самую чистую ноту, когда бы то ни было взятую в русской поэзии»
.
«Поэзия Юрия Кублановского — отличается верностью традициям русского стихосложения, ненавязчиво, с большим чувством меры обновлённой метафоричностью — никогда не эксцентричной, всегда оправданной по сущности; и естественной упругости стиха, часто просящегося к перечитыванию и запоминанию».
Солженицын также отмечает, что ценность поэзии Кублановского в том, что она сохраняет живую полноту русского языка в то время, когда русская литература «понесла потери в русскости языка». Неотъемлемыми качествами лирики Юрия Кублановского названы глубинная сроднённость с историей и религиозная насыщенность чувства.
Другие оценки
Генрих Сапгир
, знавший Кублановского со времён СМОГа, написал о нём:
Юрий Кублановский в юности походил на
юнкера
или студента-белоподкладочника
: тонкая кость, васильковый цвет глаз. И стихи уже тогда были под стать: Россия, по которой тосковали эмигранты — сладостная, православная, почти придуманная… С годами стихи стали реальнее, трагичнее, но взгляд автора по-прежнему устремлён в те, доблоковские, дали
.
Фазиль Искандер
стихи Кублановского в рукописных копиях прочёл ещё в советские времена. Внимание Искандера привлекли талант автора и его творческая оригинальность:
Юрий Кублановский отличный поэт, у него бездонный словарь, неутомимое любопытство к поэтическим деталям жизни, и сама его безнадёжность даёт надежду жить, раз можно жить и писать хорошие стихи даже в таких условиях.
В присутствии Кублановского — всё равно что в это время происходит: догоняешь ли ты с ним автобус, болтаешь ли о мелочах жизни, приподнимаешься ли над ними, просто выпиваешь ли — ощущается исходящая от него вибрация, трепет, присущий лишь поэтам, дрожание готового начать вырабатывать ток поэтического генератора. В лучших его стихах оно достигает той пронзительной трогательности, которой невозможно противостоять, да и незачем…
Императрица в повествовании «Красное колесо» // Страницы русской зарубежной печати. 1988 / сост. М. В. Назаров. — Мюнхен : Страницы ; М., 1990. — 448 с. — С. 364—388
Императрица в повествовании «Красное колесо» // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: сборник / сост. М. Назаров. — М. : Столица, 1991. — 464 с. — С. 397—416
Аналитическая исповедь Лидии Гинзбург // Вестник русского христианского движения. — 1990. — № 1 (158) — С. 267—275
В грядущем прошлое тлеет // Литературная газета, 18.04.1990
Воскрешение истории // Книжное обозрение — 12.10.1990
Аналитическая исповедь Лидии Гинзбург. Лидия Гинзбург. Литература в поисках реальности. Человек за письменным столом // Вестник РХД. 1990. — № 158.
К столетию Б. Пастернака. 1890—1960. Анкета Вестника // Вестник РХД. 1990. — № 158.
Технология страха // Юность. 1991. — № 3
Поэзия нового измерения (об Иосифе Бродском) // Новый мир. 1991. — № 2.
«Минводхоз» Зарубежья // Москва. 1992. — № 1
Благословенный свет (о собрании сочинений Арсения Тарковского) // Новый мир. 1992. — № 8.
Обретение Розанова // Вестник РХД. 1993. — № 167.
Тютчев в «Литературном наследстве» // Новый мир. 1993. — № 6
О возможностях творчества // Новый мир. 1995. — № 4,
«Век сумасшедший мне сопутствовал…». Дар и призвание Семена Липкина // Литературная газета, 7.06.1995
Вера и слово // Вестник русского христианского движения. 1995. — № 3 (172) — С. 261—263
Мертвым не больно? // Новый мир. 1996. — № 1.
Спасение через слово (о 1 томе публицистики АИС) // Новый мир. 1996. — № 6.
Неотшлифованный самородок (о кн. Константина Леонтьева) // Новый мир. 1996. — № 9.
Пастырь добрый (об о. А. Мене) // Новый мир. 1997. — № 3.
Поверх разборок // Новый мир. 1998. — № 2.
При свете совести (о книгах Лидии Чуковской) // Новый мир. 2000. — № 9
От Озириса к Апокалипсису (о «Последних листьях» В. Розанова) // Новый мир. 2001. — № 3
// Новый мир. 2001. — № 9. — С. 200.
«На свету и в темнотах лирической самобытности» (о Леониде Губанове) // Новый мир. 2004. — № 1
«Pro et contra Ивана неистового» (об Иване Ильине) // Новый мир. 2004. — № 8,
Воспоминания о Вермонте // Вестник русского христианского движения. 2008. — № 194 (II). — С. 9
Слово о Пушкине // Вестник русского христианского движения. 2009. — № 1 (195). — С. 201—204
Об Анне Васильевне Тимиревой (1893—1975) // Вестник русского христианского движения. 2015. — № 2 (204) — С. 167—168
интервью
Гинзбург А.
Для меня эмиграция — крест, который должно нести достойно // Русская мысль — 18.11.1982
Якович Е.
Привкус счастья и бедствия + публикация открытого письма «Ко всем нам» (на двухлетие высылки А. И. Солженицына) //
Литературная газета
, 18.04.1990
Кудрявцеву А.
В ожидании Второго крещения + заметка «Возвращение» // «Неделя», 25.10.1990
Бройдо Г.
Исцеление в поисках согласия //
Вечерняя Москва
— 6.08.1992
Константинова Е.
Русскому человеку плюют в лицо // Вечерний клуб — 16.11.1996
Николаева О.
Комплекс Отечества // Литературная газета — 2.4.1997
Обухова Е.
Роковая черта // Золотое кольцо — 6.11.1998
Пантелей И.
// Меценат и Мир. 2000. — № 11 — 13
Сторожилова О.
Терпеть не могу, когда меня спрашивают: «Пишешь, старик?» // Вечерний клуб — 27.04.2001
Кучкина О. А.
// Время Ч. Пятьдесят и одно интервью: сборник биографической информации. — Москва : ВАГРИУС, 2001. — 447 с. —
ISBN 5-264-00592-3
. — С. 124—131
«Серое утро», или Тайное поприще поэта : Юрий Кублановский в беседе с русским парижанином Виталием Амурским //
Сибирские огни
. — Новосибирск, 2010. — № 2. — С. 97-103.
Козлов В.
«Мировоззрение поэта — важная составляющая настоящей поэзии» Разговор с поэтом Юрием Кублановским // Prosōdia. — 2018. — № 8. — С. 111—122.
// 45-я параллель: альманах. — 2019. — № 34 (490) от 1 декабря 2019
// ng.ru, 08.04.2020
Программа «Культпросвет», ГТРК Самара. В гостях поэт Ю.Кублановский, директор музея В. Д. Поленова —
Н. Поленова
. Июнь 2022.
Премии
Премии им. Осипа Мандельштама альманаха «Стрелец» (1996),
Премия мэрии Москвы (1999),
журналов «Огонёк» (1989), «Новый мир» (1999),
Премия Александра Солженицына
(2003) — «за языковое и метафорическое богатство стиха, пронизанного болью русской судьбы; за нравственную точность публицистического слова»,
Премия журнала «Новый мир» «Anthologia» (2005) — за том избранных стихотворений «Дольше календаря»,
Новая Пушкинская премия (2006) — «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру»
,
Происходит от обычая богатых студентов носить форменные сюртуки с белой шёлковой подкладкой. Так они противопоставляли себя студентам-разночинцам, носившим форму на дешёвой и практичной чёрной саржевой подкладке.
Источники
(неопр.)
.
Дата обращения: 20 июля 2016.
19 сентября 2016 года.
↑
(неопр.)
.
Дата обращения: 16 ноября 2008.
6 апреля 2012 года.
↑
Кучкина О. А.
// Время Ч. Пятьдесят и одно интервью: сборник биографической информации. — Москва : ВАГРИУС, 2001. — 447 с. —
ISBN 5-264-00592-3
. — С. 124—131
↑
от 28 августа 2013 на
Wayback Machine
// сайт «Поэзия Московского университета: от Ломоносова и до…», 15.01.2004
(неопр.)
.
Дата обращения: 25 декабря 2008.
11 апреля 2021 года.
Котова Н. А.
Образ города в лирике Юрия Кублановского // Москва и «московский текст» в русской литературе ХХ века : Материалы международной научной конференции. Выпуск III : МГПУ, 2007. — С. 85-92.
Калинин С. С.
Своеобразие поэтического мышления Юрия Кублановского // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. — 2013. — № 2. — С. 46-49.
Калинин С. С.
Лирическое пространство поэзии Юрия Кублановского : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01 / Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т. — Москва, 2013. — 185 с.
Батшев В. С.
СМОГ: поколение с перебитыми ногами. — Франкфурт-на-Майне: Литературный европеец, 2017. — 283 с.
// sovlit.ru, 27.05.2020
Букарева Н. Ю., Малахова А. Д.
Ярославский край в творчестве Ю. М. Кублановского // Ярославский текст в пространстве диалога культур : материалы Четвертой Всероссийской научной конференции, Ярославль, 5-6 ноября 2020 года. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2020. — С. 89-93.