Interested Article - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов)
- 2021-02-24
- 2
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор , op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году. Впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года (по старому стилю) автором с оркестром под управлением Александра Зилоти . При втором исполнении двоюродные братья «поменялись местами» — к роялю сел Зилоти, а Рахманинов встал за дирижёрский пульт.
Второй концерт стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всей мировой музыкальной литературы для фортепиано с оркестром.
Концерт входил и входит в репертуар практически всех ведущих пианистов мира. Его исполняли и записывали сам Рахманинов (дважды, в 1919 и 1929 годах), Владимир Горовиц , Лев Оборин , Святослав Рихтер , Артур Рубинштейн , Роза Тамаркина , Байрон Дженис , Ван Клиберн , Владимир Ашкенази , Николай Петров , Григорий Соколов , Андрей Гаврилов , Кристиан Циммерман , Евгений Кисин , Денис Мацуев , Николай Луганский , Борис Березовский , Ланг Ланг , Барри Дуглас , Алексей Султанов .
Продолжительность произведения — от 34 до 38 минут в зависимости от избранных исполнителями темпов.
История создания
Провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе. Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля , которому (с формулировкой «С благодарностью») и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве композитора.
Строение
Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла . В нём три части (вторая и третья исполняются без перерыва):
Moderato — первая часть открывается типичным для Рахманинова колоколообразным вступлением у фортепиано: аккорды в верхнем и среднем регистрах, которым отвечает низкий звук фа контроктавы, в нарастающей динамике. Подхватив заданный этими аккордами железный рахманиновский ритм, на фоне широких рокочущих пассажей солирующего инструмента вступает в оркестре знаменитая главная тема, носящая характер медленного марша, шествия, но смягчённая контрастным звучанием у струнных и кларнетов:
Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия ( Николай Метнер ) .
Певучая побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом.
Adagio sostenuto — музыка редкой красоты, жемчужина русской лирики. Она воплощает бесконечно длящееся состояние покоя, полного растворения в природе, «… подслушанное чуткой душой музыканта » (Б. Асафьев). Метрическая структура второй части совершенно уникальна; она характеризуется разными размерами одновременно у солиста и оркестра; в восприятии слушателя музыка постоянно колеблется между трёх- и четырёхчетвертным тактом, создавая фантастическое ощущение зыбкости и даже некоторой нереальности основной темы.
Allegro scherzando — «Праздник жизни». Главная партия зарождается из слияния звонов, стремительно летящих скерцозных мотивов, плясовых и маршевых ритмов. Её сменяет лирический дифирамб — тема побочной партии. Она звучит трижды, раз за разом все ярче, и к финалу, подобно Первому концерту Чайковского , трансформируется из нежного напева в могучий ликующий гимн, проходящий в мощном оркестровом tutti под громовые колокольные раскаты солирующего фортепиано и растворяющийся в стремительной коде .
Второй концерт практически не является «
concerto
», то есть «соревнованием» — уже современники, кто с восторгом, а кто и с упрёком в адрес автора, отмечали, что солист почти не играет без оркестра; за исключением нескольких виртуозных пассажей, в концерте отсутствует звучание фортепиано-соло. В отличие от
Первого
и
Третьего
концертов Рахманинов даже не предусмотрел в первой части
каденции
солиста.
Исполнение в фильмах
- « Весна на Заречной улице »: концерт в исполнении Льва Оборина звучит по радио, его слушает главная героиня, Татьяна Сергеевна Левченко. Исполнение резко контрастирует с мещанским бытом хозяев, у которых она снимает комнату.
- « Рапсодия » (1954 год)
- Звучала в течение ряда лет в конце передачи « Минута молчания » (начальные аккорды)
- « Рай » (2016 год)
- Фильм из цикла Артема Варгафтика «Партитуры не горят». С. В. Рахманинов. 2-й фортепианный концерт.
- Фильм Павла Лунгина « Ветка сирени ».
- Концерт звучит в фильме « Частная жизнь ».
- Концерт звучит в фильме « Титаник ».
- Начало концерта неоднократно звучит в фильме « Зуд седьмого года » (в главной роли — Мэрилин Монро ).
- Концерт звучит в фильме « Поэма о крыльях », где больной Рахманинов, навещаемый Игорем Сикорским , слушает свой концерт по радио из далёкой России.
- Концерт упоминается в фильме Владимира Меньшова « Ширли-Мырли ». (Героиня Инны Чуриковой рассказывает, что именно его играл отец трёх главных героев Иван Израилевич Шниперсон, когда был раздавлен роялем).
- Фрагмент первой части концерта звучит в комедийном фильме « Бинго-Бонго » с Адриано Челентано в главной роли.
- Английский фильм « Короткая встреча » ( англ. Brief Encounter ) начинается фрагментом этого произведения.
- Мелодия песни Эрика Кармена « All by Myself » фактически заимствована из 2-й части концерта. В исполнении Jamie O’Neal песня звучит в фильме « Дневник Бриджит Джонс » («Bridget Jones’s Diary»).
- « Бункер » (2011 год)
- Фильм «Женщина и мужчины» (2010, режиссёр — Клод Лелуш ).
- Из отрезков первой части создан саундтрек к аниме Fairy Tail — .
- Фрагменты концерта в исполнении Святослава Рихтера использованы в мультфильме « Свинья-копилка ».
- Во 2-й серии британского сериала «Внутри девятого номера».
- Отрывок из концерта звучит в спектакле по пьесе Алана Беннета « Любители истории » и в одноимённой экранизации , когда герои разыгрывают финальную сцену из « Короткой встречи ». Исполняет актёр Джейми Паркер .
- Концерт упоминается в манге Nodame Cantabile и звучит во всех её экранизациях (игровые фильмы и аниме-сериалы). В частности, тема из третьей части концерта используется в заставке второго сезона аниме
- Концерт звучит в 8 эпизоде аниме-сериала Piano no Mori
- Фильм Иосифа Хейфица « Подсудимый »
- Отрывок из концерта звучит в фильме «Au bout des doigts» 2018
Примечания
- . Дата обращения: 27 марта 2021. 3 февраля 2019 года.
- Аверьянова О. И. . Официальный сайт группы "Зёрна" . Дата обращения: 26 мая 2015. 26 мая 2015 года.
Ссылки
- — аудиозапись в исполнении Рахманинова; ноты — клавир, партитура, партии
- 2021-02-24
- 2