Interested Article - Линд (Родос)

Линд или Линдос ( греч. Λίνδος ) — один из важнейших городов античного Родоса, располагавшийся на восточном побережье острова на территории современного города Линдос .

Возникновение

Древний Линдос, существовавший на месте современного Линдоса «на склоне холма, обращённого к югу и Александрии » ( Страбон ) , судя по всему, был основан финикийцами . Когда затем на Родос прибыли (или вернулись) критяне , они принесли с собой минойскую культуру и основали, вероятно, первое святилище в Линдосе, посвящённое критской хтонической "богине со змеям"и . Впоследствии этот культ трансформировался в культ Афины Линдийской, храм которой занимал центральное положение в акрополе Линдоса . Строительство святилища приписывается Данаю или его дочерям во время их бегства из Египта .

Около 1400 года до н. э. крито-минойская культура на Родосе была вытеснена микенской цивилизацией , что было связано с приходом на остров ахейцев . Два века спустя ахейцев с Родоса вытеснили дорийцы , с приходом которых и связывается возникновение собственно города Линдос в центре восточного побережья Родоса .

История

Античная статуэтка льва из Линдоса

В каталоге кораблей в « Илиаде » Гомера говорится, что Линд вместе с двумя другими родосскими городами, Ялисом и Камиром , принимал участие в войне против Трои . В X—VII веках до н. э. Линдос вместе с другими ведущими родосскими городами Ялисом и Камиром активно занимался колонизацией побережий Анатолии , Сицилии , Галлии и Иберии . В частности, согласно Страбону , малоазийский город Солы был основан родосцами из Линдоса, а существовавший в Линдосе культ Артемиды Пергийской свидетельствует о связи города с памфилийской Пергией .

В VIII веке до н. э. на руинах древнего святилища крито-минойской хтонической "богини со змеям"и в акрополе Линдоса был возведён храм Афины Линдийской. О самом акрополе говорили, что своей красотой он уступает лишь афинскому акрополю . В период сорокалетнего правления в Линдосе тирана Клеобула (570—530 гг. до н. э.) было много сделано для развития и благоустройства города, в частности, был построен водопровод, частично функционирующий до сих пор, и около 550 года до н. э. был реконструирован храм Афины Линдийской (для целей благоустройства города Клеобул ввёл специальный налог). При Клеобуле линдийцы на какое то время завоевали Ликию . При этом Линд занимал доминирующее положение в экономике Родоса, с VI века до н. э. начав чеканить собственную монету с изображением льва по финикийскому образцу. Активно распространялся культ Афины Линдийской в родосских колониях (известно, что даже царь Египта Амасис II присылал ей дары) .

Рост экономики родосских городов-государств привёл к их объединению в религиозно-политический союз, получивший название Дорийского Гексаполиса (Шестиградья). Кроме Линда в союз вошли города Ялис, Камир, Кос , Книд и Галикарнас . Процветание союза прекратилось с персидским завоеванием Ионии в VI—V веках до н. э. После неудачной осады Линдоса персидским полководцем Датисом в 491 году до н. э. Родосу удалось отстоять свою независимость от Персидской империи .

Бурный V век до н. э. привёл родосцев и, в том числе, жителей Линдоса к идее осуществления синойкизма , главным выразителем которой стал , сын Диагора . В 411 году до н. э. было заключено соглашение об объединении родосских городов-государств и основании единой столицы острова. В 408 году до н. э. началось строительство столицы, получившей название Родос . После объединения острова вокруг города Родос в 406—405 годах до н. э. большая часть населения и общее правительство перебрались в новый город. Однако Линд, хотя и утратил своё политическое значение, остался главным религиозным центром острова, ибо в нём находились два древних и очень почитаемых святилища — храмы Афины Линдийской и Геракла. Храм Геракла был примечателен, согласно Лактанцию (1.31), из-за бранного и оскорбительного языка, с которым совершалось богослужение. В этом храме хранилась картина с изображением Геракла работы Парразия , а Линд, по-видимому, обладал ещё несколькими его картинами .

В 342 году до н. э. в Линдосе случился страшный пожар, в котором полностью погиб храм Афины Линдийской. Вскоре храм был отстроен заново и сохранившиеся до наших дней руины размером 22 на 8 метров относятся именно к новому храмовому строению 2-й половины IV века до н. э. Объектом поклонения в новом храме была величественная мраморная статуя Афины, украшенная золотом и слоновой костью. В левой руке богиня держала щит, в правой — чашу. Впоследствии эта статуя была вывезена римлянами в Константинополь , где украсила новое здание сената, возведённое Константином Великим на площади (здание сгорело в 404 году ) .

В IV века до Линдоса дошли законы императора Феодосия I о запрете языческих культов (381—385 годы). Жрецы храма Афины Линдийской отказались подчиниться закону и продолжили службу, за что и были казнены — с этого момента храм прекратил своё действие (в период нахождения Родоса в составе Итальянского королевства (1912—1943 годы) некоторые здания акрополя Линдоса были частично реконструированы, в том числе и храм Афины Линдийской) .

Примечания

  1. (англ.) / . — Princeton University Press , 2000. — P. 60, and directory notes accompanying..
  2. , с. 19—20.
  3. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V, 58
  4. Callim. Fragm. p. 477, ed. Ernesti
  5. Геродот. История II, 182
  6. Страбон. География XIV, 655
  7. , с. 25.
  8. Гомер . Песнь вторая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 656
  9. , с. 25—26.
  10. , с. 26—28.
  11. , с. 31—32.
  12. , с. 28, 32.
  13. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека XII, 75
  14. Athen. 12.543, Страбон. География XV, 687
  15. , с. 28—29.
  16. , с. 30—31.

Литература

  • Старшов Е. В. Остров Родос — властелин морей. — М. : Вече, 2020. — 400 с. — ISBN 978-5-4484-1691-0 .
Источник —

Same as Линд (Родос)