Interested Article - Дион Хрисостом

Дио́н Хрисосто́м (Хризостом) или «Златоуст» ( греч. Δίων Χρυσόστομος ; ок. 40 , Пруса, Римская империя (ныне — Бурса , Турция ) — ок. 120 ) — древнеримский (греческого происхождения) оратор, писатель, философ и историк.

Биографические сведения

Дион — уроженец городка Прусы , находившемся у берегов Пропонтиды , в римской провинции Вифинии . Он происходил из знатной и богатой вифинской семьи, получил хорошее риторическое и философское образование.

Жил в Риме (при императорах дома Флавиев ), но был по политическим мотивам изгнан Домицианом , который запретил ему жить в Риме и Вифинии. Во время своего четырнадцатилетнего изгнания Дион вёл типичный образ жизни бродячего киника — зарабатывая подённой работой и проповедуя среди таких же бедняков. В своих скитаниях Дион добрался до Скифии . Важнейшим источником по античной истории земель уличей и тиверцев является « от 4 марта 2016 на Wayback Machine » Диона (82 г.).

Вернулся Дион в Рим в правление Нервы . В дальнейшем пользовался расположением императоров Нервы и Траяна как теоретик единовластия.

Дион был весьма популярен в течение нескольких веков. Так, неоплатоник V в. Синезий Киренский сочинил для будущего сына трактат «Дион Хрисостом, или О жизни по его образцу», в котором восхваляет Диона как истинного философа, оратора и наставника в достижении высшей истины. Высоко о Дионе отзывался и Филострат .

Литературная деятельность

Излюбленным жанром Диона была диатриба кинический философский монолог с элементами диалога с воображаемым оппонентом. Речи Диона обычно направлены на восхваление природы и добродетели, понимаемые им в стоическо-киническом духе. Они наполнены биографическими моментами и понятными для среднего слушателя общефилософскими рассуждениями. Всего сохранилось около 80-ти речей, считающихся образцами периода «второй софистики» ( эллинское возрождение I—II вв. н. э.). Их основные темы — этические проблемы, социальные и политические вопросы, философские рассуждения.

Особенно строго в жанре диатрибы выдержаны речи Диона времён изгнания. В дальнейшем, после возвращения в Вифинию и, особенно, в Рим резкость смягчается, речи становятся более длинными и изящными. Логика доводов вытесняется эмоциональностью. Однако в речах сохраняются такие признаки диатрибы как свобода композиции и свобода выбора тем.

Речи Диона являются важным источником по истории Римской империи I II века . В так называемой «Борисфенитской речи» содержатся сведения об истории Северного Причерноморья.

Мировоззрение

Дион, считающийся выдающимся представителем второй софистической школы , по своим философским воззрениям близок как к стоикам , так и к киникам . Поэтому Дион классифицируется то как «кинизирующий стоик» ( А. Ф. Лосев ), то как «стоицизирующий киник» ( И. М. Нахов ).

В речах Диона представление об истинной красоте связано с моральным совершенством. Интересно, что, как и у Платона , красота воплощается в юношеском облике. Сторонник единовластия, Дион выступает против тирании, которая, по его мнению, губит красоту и добродетель. Рассуждения о прекрасном поэте и философе неразрывны с выпадами против древних и новых тиранов. Диону важен идеал свободного гражданина, слова которого не расходятся с мыслями, который просвещает граждан, не ожидая вознаграждения.

Аргументированно выступая против рабства , Дион определяет свободу как познание того, что допустимо, а рабство, соответственно, как незнание этого.

Дион считал, что в Троянской войне победили троянцы. Эта версия существует и у некоторых современных ученых. Например, A.Беляков и О.Матвейчев в своей книге рассматривают различные точки зрения, ссылаясь на ряд современных данных.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #11867966X // (нем.) — 2012—2016.
  2. myriobiblion.byzantion.ru. Дата обращения: 27 ноября 2018. 21 ноября 2018 года.
  3. Матвейчев Олег Анатольевич, Беляков Анатолий. . — 2013. 4 декабря 2018 года.

Литература

Тексты и переводы

В серии « Loeb classical library » сочинения Диона изданы в 5 томах (№ 257, 339, 358, 376, 385):

  • от 27 мая 2020 на Wayback Machine
  • . Discourses XXXI—XXXVI
  • . Discourses XXXVII-LX
  • . Discourses LXI-LXXX. Fragments. Letters. Testimonia.

Русские переводы:

  • VI. Диоген, или О тирании. / Пер. И. М. Нахова. // Антология кинизма. М., 1984. М., 1996. С. 270—279.
  • VII. Эвбейская речь или Охотник. / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек. // Поздняя греческая проза. / Сост. С. Поляковой. М.: ГИХЛ. 1961. С. 63-86.
  • VIII. Диоген или О доблести. / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек. // Поздняя греческая проза. / Сост. С. Поляковой. М.: ГИХЛ. 1961. С. 86-92; Антология кинизма. М., 1984. М., 1996. С. 279—285.
  • IX. О состязаниях (Истмийская речь). / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек. // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука. 1964. С. 15-18; Антология кинизма. М., 1984. М., 1996. С. 285—289.
  • X. Диоген, или О слугах. / Частичный пер. М. Е. Грабарь-Пассек. // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука. 1964. С. 18-22.
  • X. Диоген, или О слугах. / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек и И. М. Нахова. // Антология кинизма. М., 1984. М., 1996. С. 289—296.
  • [XI]. Троянская речь в защиту того, что Илион взят не был. / Пер. Н. Брагинской. // Ораторы Греции. М.: Худож. лит., 1985. С. 304—336.
  • XII. Олимпийская речь. / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек. // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука. 1964. С. 22-32.
  • [XII.] Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества. / Пер. Н. Брагинской и М. Грабарь-Пассек. // Ораторы Греции. М.: Худож. лит. 1985. С. 283—303.
  • XVIII. Об упражнении в искусстве речи. / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек. // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука. 1964. С. 10-15.
  • XXI. О красоте. / Пер. О. Смыки. // Античность в контексте современности. М., Изд-во МГУ, 1990. С. 174—179.
  • Муравьев-Апостол И. М. Ольвия. Отрывок из путешествия в Тавриду в 1820 году; с приобщением перевода отрывка из Вористенской речи [XXXVI] Диона Хрисостома. СПб., 1821. 48 стр.
  • XXXVI. Борисфенитская речь, произнесенная Дионом на его родине. / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек. // Поздняя греческая проза. / Сост. С. Поляковой. М.: ГИХЛ. 1961. С. 92-100.
  • LI. К Диодору. / Пер. О. Смыки. // Античность в контексте современности. М., Изд-во МГУ, 1990. С. 179—182.
  • LIII. О Гомере. / Пер. О. Смыки. // Античность в контексте современности. М., Изд-во МГУ, 1990. С. 182—185.
  • LV. О Гомере и Сократе. / Пер. О. Смыки. // Античность в контексте современности. М., Изд-во МГУ, 1990. С. 185—191.
  • Отрывки о Скифии и Кавказе. // Вестник древней истории. 1948. № 1. С. 228—234.
  • Отрывки об Индии. // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). / Пер. и примеч. Г. А. Тароняна. М.: Ладомир. 2007. С. 153—155.
  • Кинические речи. Перевод Т. Г. Сидаша. СПб.: Квадривиум, 2012. — 260 с. ISBN 9-785-90598-610-9.
  • Меланком (надгробная речь). Перевод С. И. Межерицкой. Москва: Ладомир (Литературные памятники), 2017. С 56-6

Исследования

  • Arnim Н. von / Leben und Werke des Dio von Prusa / Bd 1-2, В., 1896-98.
  • Сонни А. И. К характеристике Диона Хрисостома / « Филологическое обозрение », 1898, т. 14, кн. 1.
  • Политические идеи Диона Хрисостома. // Известия АН СССР. 1926. № 10-17. 1927. № 3-4.
  • Нахов И. М. Кинизм Диона Хризостома. // Вопросы классической филологии. VI. М., 1976. С. 46-104.
  • Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I—II вв. н. э. М.: Издательство МГУ. 1979. С. 179—190.

Ссылки

Источник —

Same as Дион Хрисостом