Тафрина
- 1 year ago
- 0
- 0
Фрина ( др.-греч. Φρύνη , ок. 390 до н. э. , Феспии — ок. 330 до н. э. ) — афинская гетера , натурщица Праксителя и Апеллеса .
Родилась в небольшом городке Феспии , дочь Эпикла. Плутарх пишет , что её настоящее имя — Мнесарета ( др.-греч. Μνησαρετή , «Помнящая о добродетелях» ), а прозвание Фрина («жаба») получила из-за желтоватого оттенка кожи, это имя использовалось и другими гетерами до неё — возможно, что это прозвище имело и охранительный характер — чтобы ввести в заблуждение завистливых тёмных духов. Аполлодор в своей книге «О куртизанках» упоминал, что на самом деле было две гетеры по имени Фрина. Одна носила прозвище «Печальная улыбка» , вторая — «Золотая рыбка» . Но Геродикос ( др.-греч. Ήρóδιĸος ) в 6-й книге о персонажах комедии говорит, что их прозвищами были Sestus («просеивающая, совок, скребок») — от её способа обращения с поклонниками — и Феспийка (по родному городу). Также ее называли «Клаусигéлос» (κλαυσιγελωί — от слов «плач» и «смех») — «вызывающая смех и слезы» или, может быть, скорее «своим смехом вызывающая слезы» .
Обосновалась в Афинах и стала гетерой. Прославилась как обладательница идеальной фигуры. В молодости была натурщицей и любовницей скульптора Праксителя, в зрелые годы вдохновила живописца Апеллеса (видимо, она очень долго сохраняла красоту и лица, и тела). Плутарх пишет: «Фрина говорила, будучи уже в преклонных летах, что она получала самую высокую цену от своих поклонников именно за репутацию» .
Благодаря признательности своих возлюбленных приобрела такое огромное состояние, что когда Александр Македонский разрушил стены Фив ( 336 год до н. э. ), предложила горожанам отстроить их заново на свои средства, при условии, что на них будет установлена памятная доска: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной» , но фиванцы отклонили это предложение .
« Афродита Книдская » (350—330 годы до н. э.) была самой знаменитой статуей богини любви во времена античности. Пракситель впервые дерзнул изобразить её полностью обнажённой . Оригинал не сохранился, существуют повторы и копии.
Предположительно, позировала и для второй работы Праксителя, «Афродиты Косской» — статуи, где богиня была изображена одетой, и поэтому именно её предпочли заказчики с острова Кос. Обнажённую забрали жители острова Книд , и именно она стала наиболее знаменитой и привлекла множество паломников.
Согласно рассказам античных авторов, скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины. Это было кощунством. Её отвергнутый поклонник Евфий (Евтиас) обвинил гетеру в безбожии, в введении новых культов и в кощунстве ( 340 год до н. э. ). Защитником гетеры выступил знаменитый оратор Гиперид , также возлюбленный Фрины. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он сдёрнул с Фрины её одежды (по другим текстам, обнажив только до пояса, или одежды сбросила сама Фрина по знаку защитника). Красота Фрины произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии ). Речь Гиперида была так популярна, что даже перевёл её на латинский язык . (В источниках упоминается, что предстала она перед гелиэией — афинским судом присяжных (Heliaea) , а не перед ареопагом (он судил только за убийства), но в названии картины академического художника Жерома использовано более звучное слово). Евфия проигрыш так разозлил, что он с той поры больше не брал ни одного дела . Обвинительная речь Евфия против Фрины, по мнению Гермиппа, принадлежала Анаксимену .
Комедиограф Посидипп в своей «Эфесянке» описывает другую причину её оправдания :
Тогда никто не мог сравниться с Фриною
Из нас, гетер. И ты хоть и не видела
Суда над ней, но слышала, наверное:
Она казалась пагубою гражданам,
И приговор грозил ей казней смертною,
Но, обойдя весь суд и тронув каждого,
Она, рыдая, вымолила жизнь себе.
Однажды Пракситель в знак своей любви сказал Фрине, что она может выбрать любую из его работ в мастерской. Гетера спросила: «Какая из них самая лучшая?», но скульптор отказался отвечать. Фрина замолчала, но через несколько дней к художнику с криками прибежал раб-слуга: «В мастерской пожар!» «Если сгорят Сатир и Эрот , я погиб», — начал рвать на себе волосы скульптор, но тут Фрина призналась, что это была выдумка, и сказала, что она забирает себе «Эрота» ( Павсаний ) . Статую она подарила родному городу Феспии (об этом говорится в одном письме более позднего писателя Алкифрона ) . Впоследствии император Калигула увёз её в Рим, затем по просьбе феспийцев «Эрот» был возвращён. Нерон вновь отобрал статую, и она погибла во время римского пожара в 80 году.
Третья статуя Праксителя, связанная с её именем, была уже непосредственно «портретной». После смерти гетеры Пракситель создал её изваяние, которое было поставлено местными жителями как статуя в Дельфах , на высокой мраморной колонне (а не в храме Артемиды Эфесской , как пишут иногда). Она была золотая (или бронзовая позолоченная ). Предполагают, что статуя Фрины в Дельфах была посвящена ок. 346—345 гг. до н.э. в благодарность за выигранный процесс судебный процесс против неё .
По Плутарху, киник Кратет писал, что эта скульптура является «памятником распущенности эллинов» . Клавдий Элиан также порицал за это греков . Скульптура стояла между статуй спартанского царя Архидама и Филиппа, сына Аминта , что выглядело достаточно провокационно, учитывая её социальный статус. На пьедестале была надпись: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий», как пишет Алкет (Aλκέτας) в своём описании Дельф, а также Плутарх .
Другая портретная статуя Фрины была мраморной и стояла в Теспиях, рядом с мраморной Афродитой Праксителя и этим Эротом (по словам Алкифрона — между ними). Фрина сама эти статуи и посвятила. Это сообщают Павсаний (IX, 27, 5), Алкифрон (Письма, фрагмент 3), Плутарх (Диалог о любви, IX, 10) .
Гетера отличалась непривычной стыдливостью, и обнажённой её увидеть было практически невозможно: общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте. Только дважды в год, на Элевсинские и Посейдоновы мистерии она вставала в портике храма обнажённой и, распустив волосы, шла через толпу в море, чтобы воздать почести богам .
Как рассказывают древние, именно эта сцена посеяла в мыслях Апеллеса образ Афродиты, рождающейся из пены, и он написал с Фрины свою знаменитую картину « Афродита Анадиомена » , написанную им для храма Асклета. Она изображала новорождённую богиню, выходящую из волн. (Иконография предположительно использована в «Рождении Венеры» Боттичелли ). В качестве предполагаемых натурщиц называют не только Фрину, но и Кампаспу .
Диоген Лаэртский сообщает, что единственным мужчиной, оказавшимся стойким перед её чарами, был философ Ксенократ (в течение долгих лет руководивший Платоновой Академией). «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», сказала Фрина, проиграв это пари .
Валерий Максим описывает это так:
Фрине бывшая славная в Афинах непотребная женщина с ним пьяным всю ночь пролежала, ударясь об заклад с некоторыми молодцами, что может ли она поколебать его воздержность. Ксенократ допустил себя обнимать ей, и говорить сколько ей хотелось: при всём том она в своей надежде обманулась. Поступок воздержной исполненного премудрости духа, но и оказанное непотребною тою женщиною весьма забавно. Ибо как молодые люди ей смеялись, что она будучи столь прекрасна, и так убрана, не могла пьяного старика своими прелестями тронуть, и требовали от неё тех денег, о чём об заклад бились, то ответствовала: что о человеке, а не о истукане с ними об заклад билась. (Пер. Иван Алексеев, 1772 год) .
О ней писали комические поэты Тимокл (Timocles) , Амфис (Amphis), Посейдипп и т. д. Наибольшее число анекдотов о ней перечислено у Афинея («Пир мудрецов» ):
Друг послал ей качественное вино, но в очень небольшом количестве, пояснив, что ему больше десяти лет. Тогда она сказала: «Учитывая возраст, от него немного проку». На пиру возник вопрос о том, зачем вешают венки на дверях. У Фрины был ответ: «Чтобы вызывать духов». Один осуждённый паясничал перед Фриной и хвастал, что он вышел победителем из самых жестоких драк. Куртизанка сделала вид, что опечалена. Человек спросил её о причине. «Я очень взволнована фактом, что ты так много страдал». Очень жадный любовник никогда не переставал ей льстить и называл её Афродитой Праксителя. Она же в ответ: «А ты Эрот Фидия». (Слово «Фидий» означает «экономный») .
Аристогетон написал «Речь против Фрины». Алкифрон , автор подложных «Писем гетер» , сделал Фрину и Праксителя одними из своих повествователей .
в комедии «Птенчик» говорит о некой гетере Фрине, подразумевая, видимо, её «цены»: «А напротив села Фрина истинной Харибдою / И глотает с кораблями вместе корабельщиков» (в другом переводе «Фрина близ играет роль Харибды, что корабль глотает с моряками враз» ). в «Неэре» оплакивал свою участь:
Меня влюбиться в Фрину угораздило,
Когда она ещё сбирала каперсы
И не купалась так, как нынче, в золоте;
Я разорялся, к ней ходя с подарками,
И вот — я изгнан .
В числе цитат, собранных о ней Афинеем у других античных авторов :
К феспийской Фрине начал приставать Мерих,
Когда же мину Фрина стала требовать,
Сказал Мерих: «Ты плату, вдвое меньшую,
Не дале, как вчера, взяла с приезжего».
Она ему: «Так то был приступ похоти:
Дождись другого, и возьму я столько же».