Ван дер Верфф, Яспер
- 1 year ago
- 0
- 0
Адриан ван дер Верф , Адриан фан дер Верфф ( нидерл. Adriaen van der Werff , 21 января 1659 , Кралинген-Амбахт, ныне Роттердам — 12 ноября 1722 , Роттердам ) — голландский живописец и архитектор . Один из малых голландцев . Мастер небольших картин бытового и портретного жанров позднего периода « Золотого века голландской живописи ». Старший брат художника Питера ван дер Верфа .
Адриан ван дер Верф был сыном зажиточного мельника. Семья была протестантской, и его мать хотела, чтобы он стал государственным чиновником, но мальчик мечтал выучиться на художника . Когда ему было двенадцать, в 1671 году Адриан уехал учиться живописи в Роттердам к Эглону ван дер Неру и специализировался на росписях одежды и тканей.
После завершения образования жил и работал в Роттердаме . В 1687 году он женился на Маргарете Рис, сироте из Дордрехта . В 1691 году он стал деканом Гильдии Святого Луки . В 1692 году приобрёл собственный дом на Делфтцеваарте .
В 1696 году художника посетил курфюрст Пфальца Иоганн Вильгельм . Ранее он приобрёл картину Адриана в Амстердаме и был настолько впечатлён этой работой, что захотел встретиться с её создателем. Он заказал художнику две картины: свой портрет и композицию на тему «Суд Соломона», предназначенные для его тестя Козимо III Медичи . После выполнения заказа курфюрст назначил мастера своим придворным художником и в 1703 году возвёл Адриана ван дер Верфа в рыцарское звание.
Однако в 1716 году, когда умер курфюрст, и его заменил Карл III Филипп , Адриан потерял работу, казна была пуста. Иоганну Вильгельму принадлежало тридцать четыре картины ван дер Верфа, которые находились в специально отведенной комнате рядом с картиной Рембрандта . Он отказался продать картины принцу Антонe Ульриху, герцогу Брауншвейгскому и королю Августу II Сильному , так как хотел оставить картины себе. Адриан ван дер Верф также работал архитектором в Роттердаме, где спроектировал несколько домов.
Позднее Адриан ван дер Верф жил попеременно в Дюссельдорфе и в Роттердаме, где и скончался в 1722 году. Его единственная дочь вышла замуж за фламандского художника Адриана Брауэра .
Главными темами произведений художника были библейская и античная история, античная мифология , бытовые сценки, пасторали и миниатюры, отличавшиеся крайне тщательным и аккуратным исполнением в духе лейденской школы «тонкой живописной манеры» (Leiden fijnschilder manner), отчасти под влиянием Франса ван Мириса . Художники «тонкой манеры», родоначальником которой считают Герарда Доу , возрождали технику старых нидерландских мастеров эпохи братьев ван Эйк : их картины, написанные на деревянных досках или медных пластинах, отличаются исключительной передачей мельчайших деталей, яркими красками и «гладкой, сияющей красочной поверхностью» .
Картины ван дер Верфа высоко ценили современники как за совершенный рисунок , в особенности в изображении женского тела, и за владение искусством передачи его цвета — карнации: от тона слоновой кости до блестяще-фарфорового оттенка. Однако творчество художника относится к позднему, кризисному периоду развития голландской школы живописи. «Под влиянием творчества Герарада де Лересса живописец склонялся к стилю, близкому французскому академизму ; в своих портретах он даже предвосхищал стиль рококо » .
Картины мастера охотно приобретали представители многих европейских дворов. Шестнадцать из них хранятся ныне в мюнхенской Старой Пинакотеке , двенадцать — в дрезденской Галерее старых мастеров . Кроме того, работы ван дер Верфа можно увидеть в крупнейших музеях Санкт-Петербурга ( Эрмитаж ), Берлина , Парижа , Лондона , Амстердама , Роттердама, Дюссельдорфа, Бонна , Энсхеде и других городов.