Спиркин, Александр Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Гео́ргиевич Спи́ркин ( 24 декабря 1918 , с. Чиганак , ныне Аркадакский район , Саратовская область — 28 июня 2004 , Москва ) — советский и российский философ . Специалист в области диалектического и исторического материализма , философских проблем психологии и кибернетики. Доктор философских наук , профессор (1970), член-корреспондент АН СССР (с 1974 года), затем РАН . Ученик А. Ф. Лосева .
Вырос в родном селе .
В 1941 году окончил Московский государственный педагогический дефектологический институт (МГПДИ, ныне — факультет МПГУ ). С июля по ноябрь 1941 года находился на трудовом фронте под Смоленском .
По сфабрикованному делу был арестован за «шпионаж» (по мнению Вячеслава Шестакова , Спиркина арестовали за неосторожную фразу «над нами только немецкие самолёты» ; сам же Спиркин указывает в своих воспоминаниях, что его посадили по доносу соседки за высказывание «Сталин — жестокий человек» ) и в 1941—1945 годах находился в заключении (реабилитирован в 1957 году) .
В 1945—1946 годах работал научным сотрудником в Институте неврологии Академии медицинских наук СССР . В 1946—1952 годах научный сотрудник Института философии Академии наук СССР . Кандидатская диссертация (1948) посвящена проблемам социальной психологии в трудах Г. В. Плеханова ; докторская диссертация (1959) — проблеме происхождения сознания .
С 1946 года преподавал философские и психологические дисциплины в высших учебных заведениях Москвы. 20 июня 1950 года в газете « Правда » появилась работа Сталина « Марксизм и вопросы языкознания ». Спиркин написал вопросы к статье и решил эти вопросы послать Сталину, но, учитывая факт своего тюремного заключения в первой половине 1940-х, он послал письмо с вопросами за подписью своей жены Екатерины Крашенинниковой . По воспоминаниям философа, Крашенинникова после получения ответа Сталина оказалась в центре внимания советской интеллигенции того времени, защитила докторскую диссертацию (пропустив защиту кандидатской). Академик Г. Ф. Александров , будучи в то время директором Института философии АН СССР, назначил её заведующей кафедрой немецкого языка [ уточнить ] . После смерти Сталина Крашенинникова была уволена с кафедры .
В 1952—1953 годах был деканом дефектологического факультета Московского заочного педагогического института .
С 1954 года работал в издательстве « Советская энциклопедия », где в 1960—1970 годах заведовал редакцией философии, а также был заместителем главного редактора Философской энциклопедии академика Ф. В. Константинова . В 1968 году издательством « Мысль » было выпущено учебное пособие по диалектическому материализму, где Спиркин один из соавторов .
В 1962—1978 годах был старшим научным сотрудником Института философии АН СССР, в 1978—1982 годах заведовал сектором диалектического материализма, а с 1982 года работал главным научным сотрудником там же. 26 ноября 1974 года Отделение философии и права АН СССР присвоило А. Г. Спиркину звание члена-корреспондента АН СССР по философии (впоследствии член-корреспондент РАН ).
В 1962—1981 годах — председатель секции философских проблем кибернетики Научного совета по кибернетике при Президиуме АН СССР . В 1971—1975 годах — вице-президент Философского общества СССР .
В 1978 году участвовал в передаче " Очевидное — невероятное ", тема выпуска которого была о возможностях человека [ значимость факта? ] .
В 1982 году прочитал в МГУ почти четырехчасовую лекцию по парапсихологии, где утверждал, что биополе является излучением, генерируемым живой системой , что после ухода человека остается каркас его биополя и по этому каркасу можно многое сказать о нем, популяризовал имена и пропагандировал деятельность таких экстрасенсов, как Е. Давиташвили , Н. Кулагина , Р. Кулешова .
В 1979—1984 годах заведовал лабораторией биоинформации при Обществе радиотехники, электроники и связи имени А. С. Попова.
В 1980 году известный диссидент и антисталинист Антон Владимирович Антонов-Овсеенко в своей книге «Портрет тирана» обвинил Спиркина в провокаторстве и заявил, что тот оклеветал его при очной ставке в 1940-е годы . Впоследствии в своих воспоминаниях, опубликованных в журнале «Вестник» в 1997 году, Спиркин опровергал эти обвинения .
С 1960-х годов публиковал популярные учебники по философии. Рукопись учебника «Основы философии» была удостоена премии на Всесоюзном конкурсе учебников для студентов высших учебных заведений. В 1990 году этот учебник вышел на английском языке в издательстве « Прогресс » , а после распада СССР был переиздан на русском языке в существенно переработанном виде .
Награждён Орденом Почёта (2003) " за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю плодотворную работу " .
Важнейшая проблематика научных исследований Спиркина связана с разработкой фундаментальной философско-психологической теории сознания и самосознания. Философом анализировались проблемы происхождения и развития сознания и языка; общения и взаимного понимания людей, эпох и культур; истории гносеологии в западноевропейской, восточной и русской философской мысли; сознательного и бессознательного; рациональных и интуитивных форм постижения действительности; паранормальных состояний сознания и подсознания; сознания, знания и веры; особенностей религиозного сознания и опыта; проблемы чуда ; феномена ясновидения и других экстрасенсорных способностей. Разрабатывались также понятия творческой личности, одаренности и её уровней: «талант» и «гений».
Немаловажное место в его работах занимает исследование философских проблем человека: человека как личность; личность в зеркале своего "Я"; уникальность человека.
Также были исследования по метафилософской тематике.
Будучи студентом МГПДИ, Спиркин в течение трёх лет занимался в Сухумском питомнике исследованием поведения обезьян с целью прояснения биологических оснований возникновения человека. С начала 80-х годов XX века философ выдвигал идею критического пересмотра в марксистской философии упрощённых взглядов об эволюционной природе человека и его разума, основания которой заложены в царстве животных. Полагая более близкими к истине идеи катастрофизма и креационизма , философ не исключает принцип эволюционизма и гипотезу Дарвина о происхождении человека от обезьяноподобного предка. Также Спиркин нашёл несостоятельной мысль Энгельса о роли труда в процессе эволюции человека , обосновывая это тем, что « труд — это сущностная характеристика именно человека, а не обезьяны ». Отклоняя примат материи и побочность сознания, Спиркин ставит и мотивирует идею совечно единого сущего, в котором человек есть существо космическое, биологическое, социальное и разумное. Бог , по Спиркину, понимается « как универсально - смысловой, формообразующий и регулятивный принцип всего сущего (Абсолют) », а значит верить в него необходимо, иначе без веры теряется смысл человеческого бытия и бытия вообще.
Спиркин считал, что в содержании философского мировоззрения кроется древнейшая идея судьбы . По мнению Спиркина, «размышлять и писать о судьбе — значит рыться в темных глубинах сокрытого с сомнительной надеждой схватить щупальцами мысли суть дела: но не думать об этой сути невозможно!»
В книге «Философия» Спиркин переосмыслил историю философии, показав несостоятельность истории философии как истории борьбы материализма с идеализмом; по-новому излагаются проблемы религии , социальной философии и историософии . Критическому анализу подвергаются различные виды тоталитаризма . Там же Спиркин определял философию как « теоретическое ядро мировоззрения », которое делил на идеалистическое и материалистическое . Категории бытия и реальности он воспринимал как синонимы.