Линия масс (теория)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Психология масс и анализ Я» ( нем. Massenpsychologie und Ich-Analyse ) — книга австрийского врача и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда , которую он создавал в период 1920-1921 годов .
Работа над «Психологией масс и анализом Я» поначалу шла трудно, с перерывами. Об этом свидетельствует отрывок из письма Фрейда Эрнесту Джонсу :
«Я привёз с собой материал для «Психологии масс и анализа Я», но моя голова упорно сопротивляется и не проявляет интереса к этой глубокой проблеме ».
Под «материалом» Фрейд подразумевал « Психологию масс » Гюстава Лебона , французского врача и антрополога (тезисы которого он подвергает анализу в одной из первых глав «Психологии масс и анализа Я»), труд социолога и психолога Уильяма Мак-Дугалла « », а также работу хирурга « ».
В октябре 1920 года в Берлине автор представил своим ученикам наброски «Психологии масс и анализа Я», и уже в начале 1921 года он внёс в книгу последние правки. В письме Джонсу Фрейд называл свой труд «книжечкой о психологии масс ».
По Фрейду, психические свойства массы схожи с психическими свойствами первобытных людей. Для обоих случаев характерна амбивалентность чувств и идей, которую так же можно обнаружить у детей и невротиков. Кроме того, эти категории людей склонны переоценивать психическую реальность (желания, фантазии, представления) при сравнении её с реальностью объективной . Для объяснения психических сил, превращающих индивидов в массу, Фрейд обращается к своей теории либидо . По мнению автора, эротические привязанности – основа внушения и подчинения. Ими обусловлены психические свойства масс .
Массу явно объединяет некая сила… Когда индивид утрачивает в массе своё своеобразие и позволяет другим влиять на себя, создаётся впечатление, что он делает это потому, что у него существует потребность быть скорее в согласии с другими, чем в антагонизме, то есть, вероятно, всё-таки из-за любви .
— Зигмунд Фрейд «Психология масс и анализ Я» (1921 г.)
В качестве примера «высокоорганизованной, устойчивой, искусственной» массы автор берёт армию, в которой индивидов сплачивает эмоциональная привязанность к полководцу (вождю) . Согласно Фрейду, отличительной чертой массы с вождём является ограничение нарциссизма . Кроме того, в ней отсутствует амбивалентность чувств, которая присуща иным эмоциональным привязанностям. Такое рассуждение подводит Фрейда к мысли о том, что массу сплачивают особые либидозные связи . Под ними автор подразумевает первые привязанности ребёнка к другому человеку. Благодаря им мальчик начинает идентифицировать себя с отцом – подражает ему, видит в нём свой идеал. Отдельные свойства и требования человека, на которого ориентируется ребёнок, становятся частью его собственного внутреннего мира и образуют Сверх-Я . По мере появления новых идентификаций роль Сверх-Я в формировании личности и её совершенствовании возрастает . Для состояния влюблённости, по Фрейду, характерно стремление к идеализации, которое он объясняет так:
«При влюблённости большая часть нарциссического либидо перемещается на объект. При некоторых формах любовного предпочтения бросается в глаза, что его объект заменяет собственный, никогда не достижимый идеал Я. Его любят за совершенства которых жаждали для своего Я и которые таким окольным путём хотели бы добыть для удовлетворения своего нарциссизма ».
Фрейд сравнивает также влюблённость с гипнозом – и то, и другое сопровождается уступчивостью, некритичностью, внушаемостью и пассивностью. В гипнозе Фрейд видит «безмерную влюблённость без потребности в сексуальном удовлетворении ». Гипнотизёром в массе выступает её предводитель – Идеал. Индивиды, составляющие массу, идентифицируют себя не только со ним, но и друг с другом, чем можно объяснить регрессию их психики (резкое снижение интеллекта, безудержность аффектов и т.д.) . Масса с вождём у Фрейда – ожившая первобытная орда, где господствует аффективность , стремление к немедленному удовлетворению потребностей. От того, как в психике её участников соотносятся понятия Я и Идеал Я, зависит характер устроения массы .
Проблема идентификации, которую Фрейд затрагивает в «Психологии масс и анализе Я», нашла отражение в произведениях его последователей. Карл Юнг занимался исследованием идентификации человека не только с людьми и группами людей, но и с героями мифов , душами предков, богами. По мнению Юнга, идентификация лежит в основе религиозных обрядов и церемоний .
Австро-американский психоаналитик Рене Шпиц писал о жестовой идентификации. Согласно ему, ребёнок начинает идентифицировать себя с окружающими людьми посредством жестов с шести месяцев .
Карл Юнг определял либидо как «душевную энергию», Фрейд – как сексуальную. Юнг утверждал, что либидо многолико – может принимать различные формы. Долгое время Фрейд и Юнг спорили о сути данного понятия .
Французскому писателю и общественному деятелю Ромену Роллану Фрейд признавался:
«Не то, чтобы я считал эту работу особенно удачной, но она прокладывает дорогу от психоанализа индивида к пониманию общества ».
Книга «Психология масс и анализ Я» стала продолжением того, что Фрейд начал ещё « Тотеме и табу ». В «Психологии масс и анализе Я» он затронул область социологии и политической психологии , использовал опыт, накопленный во время исследования «зачатков культуры» . Фрейд указал на то, что различие между индивидуальной и социальной (массовой) психологией при детальном рассмотрении становится не таким существенным, каким оно может показаться на первый взгляд . Он объясняет это следующим образом:
«В психической жизни человека абсолютно необходимо учитывать «другого» в качестве образца, объекта, помощника или противника, а поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и психологией социальной в этом расширенном, но вполне оправданном смысле слова» .
В 2013 г. на Первом канале стартовал сериал « Метод Фрейда ». Главный герой этой картины Роман Фрейдин (психолог) в качестве консультанта помогает следственному отделу прокуратуры распутывать сложные преступления. При расследовании особое внимание он уделяет психологическому состоянию подозреваемых. В одном из эпизодов Фрейдин пытается предотвратить массовый суицид участников некой секты.