Interested Article - Скорбь и меланхолия
- 2021-10-12
- 1
«Скорбь и меланхолия» ( нем. Trauer und Melancholie ) — работа Зигмунда Фрейда , написанная им в 1917 году .
Впервые к вопросу меланхолии Фрейд обращается ещё в 1895 году в своей рукописи «Черновик G», которое представляет собой письмо Вильгельму Флиссу на 9 страницах. В 1915 году он пишет работу «Преходящее» ( нем. Verganglichkeit ), в которой задается вопросом о происхождение печали и скорби утраты ценностей.
Содержание работы
Работа начинается с аналогии между двумя состояниями: скорбью и меланхолией . По своим проявлениям человек, находящийся в состоянии скорби и меланхолии , имеет болезненное дурное настроение, заторможенность всякой продуктивности, потерю интереса к внешнему миру и способности любить. Общим для двух понятий Фрейд видит в ощущении утраты. Находясь в трауре человек сталкивается с скорбью утраты конкретного объекта любви, и этот процесс протекает в сознании субъекта. При меланхолии человек сильно сожалеет о потере, которую он не в состоянии полностью понять и идентифицировать, и, таким образом, этот процесс происходит в подсознании . Траур считается здоровым и естественным процессом скорби, так как человек способен обратно вернуться в реальность . В то время как меланхолия считается патологией и болезнью. Кроме того, Фрейд подчеркивает, что скорбь принципиально понятна в механизме своего возникновения и протекания, тогда как в меланхолии есть нечто абсурдное и ускользающее от понимания. В дальнейшем Фрейд приходит к выводу, что меланхолик претерпевает утрату или обеднение собственного « Я ». Поэтому главной отличительной чертой меланхолии является резкое снижение самооценки . Фрейд неоднократно подчеркивает, что расстройство чувства собственного достоинства и моральное недовольство собой отсутствует в скорби.
При скорби мир становится бедным и пустым, при меланхолии же таким становится само « Я ». Больной изображает свое « Я » мерзким, ни на что не способным, аморальным, он упрекает, ругает себя и ожидает изгнания и наказания.
— З.Фрейд.
Меланхолик воспринимает истину острее остальных, поэтому между масштабами самоуничижения и его реальными основаниями нет соответствия. Фрейд замечает, что обвинения меланхоликов в адрес самих себя чаще подходят к объектам их утраты. Автор выдвигает гипотезу, что человеку, потерявшему объект своего влечения , оказывается невозможным оторвать от него либидо и перенести на другой объект, вследствие чего либидо отступает к « Я ». Иными словами, враждебность, которая относится к объекту утраты, переносится на собственное « Я ». В результате этого « Я » расщепляется на две конфликтующие друг с другом части: критическое «Я» и «Я», отождествляющее себя с объектом утраты. Поэтому лишаясь объекта-либидо, человек теряет часть себя.
Происхождение терзаний меланхолика Фрейд также связывает с амбивалентностью конфликта между любовью и ненавистью.
При меланхолии завязывается множество поединков за объект, в которых борются друг с другом ненависть и любовь : первая — чтобы освободить либидо от объекта, вторая — чтобы под натиском сохранить позицию либидо . Эти поединки мы не можем перенести ни в какую другую систему, кроме как в бессознательное , в империю запечатленных материальных следов воспоминаний.
Примечания
- . syg.ma. Дата обращения: 7 января 2020. 27 апреля 2022 года.
- . freudproject.ru. Дата обращения: 7 января 2020. 13 мая 2019 года.
- ↑ Зигмунд Фрейд. Семейный роман невротиков: сборник / Кирилл Красник. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. — С. 22—24. — 224 с. — ISBN 978-5-389-10020-6 .
- ↑ Freud, Sigmund, 1856-1939. . — Sankt-Peterburg: Azbuka, 2015. — 218 pages с. — ISBN 978-5-389-10020-6 , 5-389-10020-4.
- . russia.ecpp.org. Дата обращения: 7 января 2020. 22 августа 2019 года.
Литература
- Фрейд З. . Семейный роман невротиков: сборник / Кирилл Красник. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-389-10020-6 .
Ссылки
- Кудряшов М. . syg.ma (2018).
- Савченкова Н.М. . Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии .
- Фрейд З. . . Проект «Весь Фрейд» .
- 2021-10-12
- 1