Земноводные
- 1 year ago
- 0
- 0
«Голова Медузы» ( нем. «Das Medusenhaupt» ) — очень короткое, опубликованное посмертно эссе Зигмунда Фрейда на тему мифа о Медузе Горгоне .
Приравнивая обезглавливание к кастрации , Фрейд утверждал, что страх перед Медузой был отражением комплекса кастрации , возникшего у мальчика, когда вид женских гениталий заставил его осознать истину, что у женщин нет пениса .
Волосы на голове Медузы часто изображаются в произведениях искусства в виде змей . Фрейд считал, что как символы пениса, полученные из лобковых волос, они служат для смягчения ужаса комплекса , как форма сверхкомпенсации .
Этот вид головы Медузы заставляет зрителя цепенеть от ужаса, превращает его в камень. Здесь мы снова имеем то же происхождение из комплекса кастрации и ту же трансформацию эффекта. В исходной ситуации это утешает зрителя: он всё ещё владеет пенисом, и затвердение убеждает его в этом факте .
Голову Медузы как символ ужаса классически носила на своём платье богиня-девственница Афина — на эгиде . Фрейд считал, что в результате она стала неприступной женщиной, которая отталкивает всякое сексуальное желание, неся (символически) гениталии матери .
Далее Фрейд утверждал, что, поскольку демонстрация гениталий (мужских и женских) может быть апотропическим актом , направленным на запугивание и изгнание зрителя , таким же было и защитное использование головы Медузы в классической Греции. Изображения её головы — так называемого Горгонейона — были там широко распространены, появляясь на стенах, воротах, укреплениях, доспехах и личных амулетах .
Героиня романа « Обладать » ( англ. Possession: A Romance ) утверждает, что планирует статью, «связанную с Мелюзиной и Медузой и идеей Фрейда о том, что голова Медузы была фантазией о кастрации, женской сексуальностью, которую боятся, а не желают» .
Ряд аллюзивных отсылок к вопросам эссе Фрейда также помогает направить главный фокус внимания к мужскому сознанию и женской сексуальности в романе Айрис Мёрдок 1961 года « ».