Мамай, Артём Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Казак Мамай (также Казак бандурист , укр. Козак Мамай ) — один из самых популярных на Украине образов казака -лыцаря ( рыцаря ) XVII–XIX веков, своеобразный идеал «украинской мечты» той эпохи.
Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе . Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века . Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами .
Многие исследователи склонны отождествлять образ Казака Мамая с беклярбеком Золотой Орды Мамаем из огузского племени кият , чьи потомки участвовали в формировании казачества на Украине . В то же время лишь единицы из картин канона в оригинале имели подобную подпись, большинство, которое датируется Колиивщиной , было иначе персонализировано что позволяет иным образом номинировать главного персонажа и, соответственно, сами картины .
Канонический образ — казак бандурист сидящий со скрещенными ногами . Среди дополнительных элементов чаще всего встречаются горилка и закуска, дуб, рядом пасущийся конь казака. На картинах времён Колиивщины как правило также присутствуют сцены казни врагов.
Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведён в народной живописи: в бархатном жупане , сафьяновых сапогах и синих шароварах ; круглая выбритая голова с закрученным за ухо « оселедцем », длинные усы, чёрные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щёки — портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.
Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой , которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа [ источник не указан 3066 дней ] . Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком , казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, — копьё ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу — они напоминали о мимолётности жизни и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.
Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками, часто с надписью на украинском языке: «Я козак Мамай, мене не займай» ( рус. Я казак Мамай, меня не трогай ). Это свидетельствовало о доброте, независимости и весёлом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.
Пытаясь объяснить популярность у украинцев образа казака Мамая, советский историк видел его истоки в Полтавском княжестве («Княжестве Мансура») , созданном потомками Мамая из рода кият :
Портрет воина-бандуриста мог появиться сперва как собирательный образ пограничного жителя княжества Мансура и его ближайших потомков, — портрет мамая, но ещё не Мамая и тем более не "козака". А для композиции портрета могло быть использовано какое-то произведение восточной живописи, имевшее хождение у мансуровых татар, едва ли не сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Этот мамай — полу татарин , полу севрюк — был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен.
Коллекцию картин «Казак Мамай» хранит и экспонирует Украинский центр народной культуры « Музей Ивана Гончара ».
Надпись на одной из старинных картин с казаком Мамаем (укр.) :
Не завидую нікому — ні панам, ані царю.
Богу своєму святому я за все благодарю!
Хотя титлом і не славен, та жизнь весело веду,
У ділах своїх ісправен, я вовік не пропаду.
Украинский писатель Александр Ильченко написал фантастический роман по народным источникам «Козацькому роду нема переводу, або ж Козак Мамай та чужа молодиця» (укр.) . Украинская писательница написала приключенческие повести для детей, в которых главный герой — украинский Суперагент 000 — Гриць Мамай. Они вышли в бумажном издании , Вінниця, 2004 р. (укр.) и аудиокнигой , Вінниця, 2009 р. (укр.)
В 2003 году на киностудии им. А. Довженко был снят фильм « Мамай ».
В музыке образ казака Мамая нашел отображение в песнях современных украинских групп Кому вниз и Вопли Видоплясова .
В 2001 году в Киеве на площади Независимости был установлен «Памятник казаку Мамаю» .
Памятники казаку Мамаю есть в населённых пунктах Каменское (2010) , Краматорск (2015) , Кривой Рог (2016) , Елизаветовка (2018) .
Неизв. художник
Казак-бандурист XVIII в. |
Неизв. художник
Казак Мамай 1728 |
Неизв. художник
«Сидить козак під вербою» Перв. пол. XIX в. |
Неизв. художник
Казак-бандурист Начало XIX в. |
Казак-бандурист 1890 |
Неизв. художник
Казак-бандурист XIX в. |
Казак Мамай и
гайдамаки
.
Начало XIX в. |
П. Рыбка
Казак Мамай 1855 |
Неизв. художник
Казак-бандурист Начало XIX в. |
Д. Бурлюк
Казак Мамай 1912 |
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|