Звериный стиль
- 1 year ago
- 0
- 0
Пе́рмский звери́ный стиль ( коми Перым пемӧс стиль , также Шаманские изображения, Чудские образки, Культовое литье ) — разновидность звериного стиля , бронзовой художественной пластики VII в. до н. э. — XII в. н. э. лесной и лесо-тундровой зоны Северо-Восточной Европы и Западной Сибири от Камско - Вятского бассейна до водораздела Енисея - Оби .
Предметы, выполненные в зверином стиле , во многих музеях России, в том числе Чердынского краеведческого музея , коллекциях Пермского государственного университета , Государственного исторического музея , Государственного Эрмитажа и другие.
На территории Прикамья очень рано зародилась металлургия. Недалеко от современного села Оралово обнаружены литейные формы и тигли для литья меди , относящиеся к X—IX вв. до н. э. ( Ананьинская культура ) .
Скорее всего, металлургами пермского звериного стиля были женщины: в пользу этой версии говорят находки литейных формочек в женских захоронениях.
Стиль появился под влиянием аналогичного скифского звериного стиля [ источник не указан 2922 дня ] .
Ученые считают, что данный стиль имеет местное происхождение . Можно предположить несколько центров возникновения стиля: Томское Приобье ( кулайская культура ), Зауралье и Предуралье ( ананьинская культура ). Сбор образцов пермского звериного стиля и научная работа с ними ведется с конца XIX века.
Наиболее древние предметы быта, относимые к пермскому звериному стилю, датируются VIII—III до н. э. Костяные и роговые гребни оформлены фигурками птиц и других животных. Часто это изображение лося, оленя, коня или хищной птицы. В эпоху раннего железного века расширяется не только материал, на котором изображаются животные, бронзовые булавки, браслеты, подвески гривны несут в себе изображения новых животных: змей, волков, собак, медведей. Мотивы пермского звериного стиля отдалённо перекликаются с подобными темами встречающимися по миру, например, в Мексике , а также распространены в стилизованных изделиях современных мастеров .
Изучение Пермского звериного стиля началось в конце XIX — начале XX в. Все исследователи сходятся на местном происхождении Пермского звериного стиля. В настоящее время возможно говорить о пермском зверином стиле как о локальном варианте урало-сибирского звериного стиля. Также исследователи выделяют и другие центры или локальные варианты урало-сибирского стиля, например, в Томско-Нарымском Приобье , Прикамье , горно-лесное Зауралье .
В 2010 году в серии, посвящённой культурным феноменам Пермского края, вышла книга, названная в прессе учебником или энциклопедией по пермскому звериному стилю — «Свидетельства утраченных времён. Человек и мир в пермском зверином стиле» (издательство « Книжный мир »). Она содержит классификацию предметов, выполненных в этом стиле, а также запечатлённых на этих предметах сюжетов. Кроме того, в ней рассматриваются возможности применения этих предметов и делается попытка построить картину мира древних ломоватовцев — авторов пермского стиля.
Звериный стиль — один из основных брендов Пермского края . Доктор исторических наук Любовь Фадеева назвала звериный стиль в числе трех традиционных культурных символов Перми (наравне с балетом и деревянной скульптурой ) .
В игре 2017 года « Человеколось », основанной на мифологии коми , а также других финно-угорских народов , авторы попытались осмыслить сюжеты, изображённые на артефактах пермского звериного стиля, и на их основе попытаться их реконструировать. В игре используется и эстетика пермского звериного стиля .