Interested Article - Загробный мир коми
- 2020-06-11
- 1
Загробный мир коми — место, куда по верованиям народов коми попадает душа после смерти. Считается, что после смерти люди в загробном мире продолжают вести обычный для них образ жизни: ходят, работают, пьют, "с жёнами играют" .
Особенность загробного мира коми
Отличительной чертой загробного мира у коми народов является то, что у них не было чёткого противопоставления ада и рая .
По быличкам коми, в посмертном существовании у праведников могли быть белые избы, в то время как у грешников — чёрные. При этом дома праведников и грешников могли находиться по соседству .
Жуткие страдания грозят самоубийцам и умершим неестественной смертью. Они остаются там, где погибли. Проезжая мимо таких мест коми слышат свист, стоны, даже гомон, если на месте умерло несколько человек. Духи умерших могут возникнуть на месте и погнаться за ними .
Они могут приходить во снах и жаловаться, что их жизнь превратилась в ад. Их там гоняют, кормят, не подпуская к столу, кидают еду к порогу, а некоторые утверждают, что теперь они будут гореть вечно.
Считалось в Юсьвинском районе , что если после смерти мужика в его хозяйстве начинался ущерб, то виновна во всём его жадность. Если его не остановить, он может увести за собой в загробный мир 12 родственников. Такого мужика называли двуежилом . Для его усмирения требовалось воткнуть ёлочку вершиной вниз в его могилу .
Дорога в загробный мир
Полуденный мир от загробного в мифологии коми отделён сир-ю — .
Попасть в загробный мир душа может с помощью:
- переноса пауком по паутине через сир-ю ;
- узкого моста или жерди, где грешник мог оступиться и упасть в смолу;
- перехода через сир-ю с помощью шеста или оглобли .
Также по другим быличкам загробный мир находится далеко на севере, в преисподней .
Христианизированные коми считали, что дьявол варит в кипящем котле души грешников, заменив на него образ Омоля .
По другим верованиям, райская обитель находилась высоко на железной горе, попасть на которую можно, если всю жизнь собирать остриженные ногти . Они вновь оживут и прирастут после смерти, с помощью которых можно будет взобраться в рай по отвесным и скользким скалам .
Медведь у коми-пермяков охранял мир мёртвых .
См. также
Литература
- Петрухин В. . — Астрель Аст Транзиткнига, 2005. — С. .
Примечания
- Материалы по коми-пермяцкой демонологии / А.В. Кротова-Гарина, Ю.А. Шкураток, А.С. Лобанова, С.Ю. Королёва, И.И. Русинова. — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. — С. 28. — 168 с. — ISBN 978-5-7944-3422-4 .
- Добротворский Н. Пермяки. Бытовой и этнографический очерк // Вестник Европы : журнал. — 1883. — Т. II, кн. 4 . — С. 543-580 .
- ↑ , с. 208.
- Смирнов И.Н. Пермяки: историко-этнографический очерк // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском ун-те : журнал. — 1891. — Т. IX, вып. 2 . — С. 248 .
- Юсьва - лебединая река. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре жителей Юсьвинского района. / Е.Н. Баяндина, А.М. Белавин, Е.А. Васильева, Н.В. Падерина, И.А. Подюков, С.В. Хоробрых. — Усолье, 2015. — С. 140 — 142.
- от 20 ноября 2005 на Wayback Machine
- 2020-06-11
- 1