Медведь (скульптура в Треугольном сквере)
- 1 year ago
- 0
- 0
Медведь (на коми — oš , ош ) — один из ключевых персонажей в мифологии финно-угров в целом и народов коми в частности. В мифологии — сверхъестественное существо, сильное, обладающее разумом.
Считалось, что в начале времён Ош обитал на небе и был сыном могучего демиурга Ена , но, будучи очарован земной пищей — горохом , спустился на землю по гороховому стеблю и стал жить на земле .
Находясь на небе, он увидел на земле женщину, которая уронила половинку горошины. Не удержавшись, он слез на землю и съел её. Демиург разгневался на него и оставил жить на земле .
Медведь обладал свойствами шаманского перевоплощения. Он мог превращаться в человека, выполнив ритуал переката через медвежью шкуру. Так же поступали колдуны - оборотни .
Считалось, что единственное отличие человека от Оша — наличие большого пальца на кисти . Коми-зырянский миф говорит о том, что Ош попросил у своего отца Ена дать ему большой палец. Ен согласился, однако поставил условие, что, если он наградит им Оша, то собаке придётся дать лук и стрелы, а человеку крылья .
У христианизированных коми Ош обратился с подобной просьбой к Николе-угоднику и, аналогично первому варианту мифа, получил аргументированный отказ. Взамен Ош получил право осенью чувствовать себя полным хозяином в лесу .
Ош был как положительным героем, так и отрицательным. Чёрный медведь у коми являлся символом смерти .
В некоторых районах современной Республики Коми и Пермского края мясо медведя считалось пеж — нечистым. Его не следовало употреблять в пищу, видимо, из-за мифического сходства медведя с человеком. Считалось даже, что Ош способен воспринимать человеческую речь. Таким образом, его стоило просить о том, чтобы он не разорял ульи и охотничьи места .
Однако ему приносили жертву для удачной охоты на других представителей фауны .
Перед охотой медведю варили сладкую кашу из ржаной муки и оставляли на ночь перед охотничьим срубом. Если утром котелок с кашей оказывался пустым, считалось, что охота будет удачной .
Если же Оша приходилось убивать целенаправленно, то нужно было клятвенно извиниться перед ним в том, что не охотники виновны в его смерти, а «русская пищаль » . В раненого Оша не следовало стрелять дважды, так как он оживал даже при смертельной ране. Сердце первого убитого Оша наполняло молодого охотника силой и отвагой. Существовало поверье, что охота на сорокового Оша особенно опасна .
Убитому Ошу удаляли когти и зубы, голову хоронили, говоря ритуальные слова: «Хороним тебя вниз головой. Не придёшь больше сюда» .
Кроме того, подкинутые под остов дома кости Оша сулили хозяину много проблем. Зубы Оша, напротив, считались амулетом, оберегающим от ревматизма и порчи .
У охотников, лесорубов и людей других «лесных» профессий Ош считался ипостасью лесного хозяина Ворсы .
В 20-х гг. XX в. в одном из печорских сёл Сидорову А. С. удалось зафиксировать целый комплекс сакральных ритуалов при охоте на медведя.
Подбор охотников на Оша происходил в глубокой тайне от женщин и детей. Охотник-организатор приходил в сумерках к наиболее опытным охотникам со словами: «Я куда-то собрался идти, вы идёте со мной или нет?». Если ему давали положительный ответ, местом сбора для охоты считалась опушка , которая была ближе всего к логову медведя.
Одеждой для предприятия служило бельё, надетое на охотников в момент принятия решения об охоте.
Мужчины, имевшие незадолго до этого половые сношения, были обязаны сходить в баню, чтобы провести обряд очищения. После бани детально обсуждался план охоты и действия при чрезвычайных обстоятельствах, так как во время охоты не позволялось произносить ни слова.
При отправлении на охоту следовало умыться в ближайшем источнике, либо символично оросить себя землёй, захватывая её горстями.
После убийства Оша вначале у него следовало удалить зубы и когти. Именно после этого ритуала медведь считался окончательно мёртвым. Затем снимали шкуру, отрезали голову. Голову и сердце нанизывали на кол, который втыкали на месте убийства Оша или прикрепляли на ближайшем к месту убийства дереве. Только после этого снимался запрет радоваться удачной охоте, но, тем не менее, запрещалось восторгаться упитанностью добычи или её размерам.
У мёртвого Оша перерезали сухожилия. Там, где была отрезана голова, выкапывали яму, ориентированную с востока на запад. Если Ош находился в момент смерти не на земле, а, например, на дереве, то ту часть дерева, где покоилась голова, выпиливали. Голову Оша клали мордой вниз, произнося вышеприведённую ритуальную фразу, затем закапывали и покрывали мхом .
Некоторые коми-зыряне зарывали голову Оша в хлеву , так как считалось, что она отгоняет болезни и нечистую силу.
После окончания охоты все возвращались в деревню, поднося угощения руководителю охоты, могильщику и тем, кто был впервые на охоте .
Среди коми очень популярны сказания о похищении Ошем женщин для супружеского сожительства. Позже он либо отпускал женщин, либо они убегали сами. Нередко говорится о потомстве от Оша и похищенной женщины. В частности, коми-пермяцкий народный герой Кудым-Ош по фольклорной традиции происходил от отца Оша и своей матери .
Существовало поверье, что беременной женщине стоило остерегаться ходить в лес, если она беременна будущим охотником, иначе Ош способен разорвать её чрево и вынуть плод .
Согласно коми-пермяцкому мифу, Ен вдохнул жизнь в глиняные прообразы животных, в том числе и Оша. На следующий день Ен вылепил хвосты и отдал животным примерить. Ош никак не мог решить, какой взять хвост и в результате все хвосты разобрали. Ош очень расстроился. Тогда Ен собрал остатки глины, застрявшей между пальцами, и сделал Ошу хвост. Оттого он и получился маленьким, но толстым .
У коми-пермяков Ош являлся сотворителем земного рельефа. Земля в начале времён была ровной и плоской, но пришёл Ош и расцарапал её когтями так, что образовались болота и бугры, впадины и горы. У коми-зырян в аналогичном процессе участвовал также Земляной олень — вымерший мамонт . Их образы в пермском зверином стиле иногда совмещались, например, найдены бронзовые фигурки медведя с бивнем мамонта .
Ош представлен в пермском зверином стиле и как страж загробного мира. Он находится в самом низу композиции, над ним или на нём располагается человеческий череп . На изображениях о связи Оша с миром мёртвых присутствует мотив его следования против хода солнца. На спине Ош несёт человека. Это указывает на верования коми о доставке души усопшего в мир мёртвых или же о путешествии шамана в хтонический загробный мир .
В поминальных плачах в метафоричной форме часто употреблялась: