Interested Article - Традиционные верования саамов
- 2020-01-10
- 1
Традиционные верования саамов — народа Северной Европы , живущего в Норвегии , России , Финляндии и Швеции , — представляли собой прежде всего промысловый культ : почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы, поклонение священным камням- сейдам . Мифология является частью общей финно-угорской мифологии . [ источник не указан 1563 дня ]
Религии современных саамов — лютеранство (в том числе лестадианство ); среди части саамского населения распространено православие .
Традиционные верования саамов
Общая характеристика традиционных верований
В традиционных религиозных верованиях саамов наблюдается много общего с верованиями североазиатских народов ( хантов , мансов , нивхов , ульчей , нанайцев , эвенков , юкагиров , отчасти якутов ), традиционный общественный и хозяйственный уклад которых в большей или меньшей степени близок к саамскому. Одно из немногих существенных отличий заключается в наличии у саамов культа предков, в том время как у народов Сибири такой культ в своём большинстве отсутствовал .
В то же время в традиционных религиозных верованиях саамов чувствуются заимствования от народов, с которыми они имели совершенно различный уклад жизни, однако жили рядом — от норвежцев , русских , финнов и шведов .
Промысловый культ
Промысловый культ у саамов являлся преобладающим. Основными промыслами саамов были оленеводство , рыболовство и охота — и каждый из этих промыслов имел своих духов-хозяев .
Духи оленеводства
Оленья хозяйка (Луот-хозик) и, в меньшей степени, Олений хозяин (Луот-хозин) были покровителями оленеводства («хозик» и «хозин» — слова русского происхождения). В представлениях саамов Луот-хозик жила в тундре, была похожа на человека, имела человеческое лицо и ходила на ногах, однако была вся, подобно северному оленю , покрыта шерстью. Саамы верили, что летом, когда олени были на вольном выпасе в тундре, Оленья хозяйка их охраняла. В жертву Оленьей хозяйке полагалось приносить кости заколотых северных оленей .
Среди саамов ходило также поверье о невидимых духах тундры Гофиттерак: считалось, что эти духи владеют большими стадами невидимых оленей, которые иногда давали о себе знать звоном колокольчиков .
Духи рыболовства
Морских божеств, покровителей рыболовства, было несколько. Одно из них — Аккрува, человек-рыба, у которого нижняя часть тела была рыбьей, а голова и верхняя половина туловища — человеческими .
Духи охоты
Покровителем охоты был чёрный и хвостатый Мец-хозин («лесной хозяин»). Считалось, что в наказание за непочтение он может завести человека в чащобу .
Из лесных животных саамы почитали и боялись бурого медведя , волка же считали животным проклятым, нечистым .
Культ предков
Предметом почитания для саамов были также и умершие (называвшиеся сайво, или ситте). Считалось, что предки оказывают влияние на существование живых: влияют на погоду, помогают на промысле. Умерших кормили, им приносили жертвы .
Почитание сейдов
Среди саамов было распространено почитание сейдов — священных камней, обычно представляющих собой большие естественные валуны. Вокруг сейдов саамы обычно сооружали ограду, приносили им жертвы. Считалось, что сейды помогают на промысле. Культ сейдов, по-видимому, был связан с культом предков .
Культ покровителей семьи
Шаманство
У саамов выделялись служители культа ( нойда , нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).
Великие боги
- Торден или Тир — бог-громовержец
- Сторюнкар или Великий Святой — бог фауны и флоры
- Байве — персонификация Солнца
Религия современных саамов
Примерно с XV века началась христианизация саамов, однако дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням-сейдам сохранялись ещё очень долго. Ещё в начале XX века среди саамов встречались приверженцы шаманизма.
Христианская религия саамов — большей частью лютеранство , в том числе лестадианство (одно из консервативных движений за христианское возрождение, основанное в 1840-х годах Ларсом Леви Лестадиусом ). Среди саамов России , а также среди саамов-сколтов (скольтов, восточных саамов) в Норвегии и Финляндии распространено православие .
См. также
Примечания
- ↑ .
- Йоханнес Схеффер. = Lapponia. — 1673.
- . Хибины . hibiny-land.ru. Дата обращения: 28 июля 2018. 28 июля 2018 года.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. IIa. — С. 709.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. III. — С. 48.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. V. — С. 415.
- Вольтер Э. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1901. — Т. XXXIIa. — С. 617—618.
- Петрухин В. Я. / рецензенты: д. филол. наук О. В. Белова , д. филол. наук, проф. А. Б. Мороз . — М. : Манн, Иванов и Фербер , 2023. — 240 с. — (Мифы от и до). — ISBN 978-5-00195-996-0 .
- Токарев С. А. Религия лопарей // Религия в истории народов мира. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Политиздат, 1976. — С. 179—180. — 575 с. — (Библиотека атеистической литературы). — 100 000 экз.
- Харузин Н. Н. Русские лопари. — М. , 1890.
- 2020-01-10
- 1