Конфли́кт
— столкновение противоположных взглядов действующих лиц в
сюжетных
художественных произведениях. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Сюжет разворачивается благодаря конфликту. Исторически (
Гегель
,
Лессинг
) для обозначения конфликта использовался также термин «
коллизия
», в настоящее время им обозначается сюжетная форма проявления конфликта (в форме конкретных событий,
сюжетная коллизия
) или, наоборот, конфликт в его наиболее общей, неспецифической, форме
.
Содержание
Виды
Выделяют два вида сюжетного конфликта:
Локальный преходящий сюжет.
Устойчивое конфликтное положение (состояние).
Локальный преходящий сюжет
Локальный преходящий сюжет — это такой сюжет, в котором конфликт имеет своё начало и своё разрешение в рамках конкретного сюжета. Вид такого сюжетного конфликта хорошо описан в
литературоведении
. Локальный преходящий сюжет является так называемым
,
архетипическим
сюжетом (поскольку он восходит к исторически ранней словесности).
в первой части волшебной сказки происходит обнаружение «недостачи» (похищение царевны, желание героя найти то, без чего герою нет полнокровной жизни:
купеческая
дочка хочет
аленький цветочек
).
во второй части волшебной сказки происходит противоборство героя с противником, победа героя над противником (
Иван-царевич
побеждает
Кощея Бессмертного
).
в третьей части герой волшебной сказки получает искомое («ликвидация недостачи»). Он вступает в брак, при этом получая в наследство престол («воцарение»; см. также:
Функция (литературоведение)
).
Структуралистами
открытая Проппом структура волшебной сказки стала рассматриваться как наджанровая структура эпоса, драмы, лиро-эпического жанра, а также лирики.
Устойчивое конфликтное положение (состояние)
Устойчивое конфликтное положение (состояние) — это такой вид конфликта, который не имеет разрешения в рамках конкретного сюжета. Широкое распространение устойчивое конфликтное положение (состояние) получило в конце
XIX века
в «
Новой драме
».
человек против себя самого. Герой преодолевает внутренние противоречия, выбирая между хорошим и плохим, логическим и эмоциональным («
Бойцовский клуб
»).
Lamb, Nancy.
The Art And Craft Of Storytelling: A Comprehensive Guide To Classic Writing Techniques. — F+W Media, Inc., 2008. — С. 80–81. —
ISBN 978-1-59963-444-9
.
Stoodt, Barbara.
Children's Literature. — Macmillan Education AU., 1996. — С. 33. —
ISBN 978-0-7329-4012-6
.