Голубой поток
- 1 year ago
- 0
- 0
«Голубой мальчик» или «Мальчик в голубом» ( англ. The Blue Boy ) — портрет работы английского живописца Томаса Гейнсборо , написан в 1770 году .
Для портрета художнику позировал Джонатан Баттел, сын торговца скобяными товарами, которого Гейнсборо намеренно нарядил в голубой атласный костюм аристократа в духе костюмов на полотнах Антониса ван Дейка . Голубой цвет, обогащённый тонкой игрой рефлексов , создаёт красочную симфонию в контрасте с другими цветами палитры. Спокойная и непринуждённая поза лишена аффектации, Гейнсборо придал лицу мальчика живое выражение.
Портрету свойственен главный приём Гейнсборо — растворение одного цвета в другом при помощи отдельных мазков иного тона, вкрапленных в цветовую поверхность предметов.
В 1796 г. Баттел разорился, и его портрет ушёл с молотка. Сменив нескольких владельцев (среди которых художник ), к 1809 году «Мальчик в голубом» стал собственностью семейства Гросвенор, глава которого носит титул герцога Вестминстера .
Во время «распродажи Европы», последовавшей за окончанием Первой мировой войны , портрет у герцога купил (через посредство арт-дилера ) американский «железнодорожный король» . Цена сделки в $728 тыс. на тот момент считалась рекордной. Перед вывозом за океан полотно экспонировалось в Лондонской Национальной галерее ; директор музея начертал на обратной стороне холста слова прощания от лица англичан. С 1928 года картина служит «гвоздём» собрания Хантингтонского музея в Калифорнии.
Британский художник, реставратор и фальсификатор картин старых мастеров Эрик Хебборн сделал рисунок под «Голубого мальчика» и показал его сэру — признанному специалисту по Гейнсборо, который счёл, что это этюд к портрету «Голубой мальчик» и дал об этом письменное заключение. Рисунок был продан на аукционе « Сотбис » как подлинник. Позже Хебборн сам признался в подделке .