Interested Article - Татьянин день
- 2020-06-28
- 1
Татья́нин день , День российского студенчества — памятная дата в России , а также день в православном календаре и народном месяцеслове . Название дня произошло от имени раннехристианской мученицы Татьяны Римской , память которой совершается в Православной церкви 12 (25) января .
После подписания в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского университета «Татьянин день» стал праздноваться сначала как день рождения университета, а позднее и как праздник российского студенчества. С 2005 года день 25 января в России официально отмечается как «День российского студенчества» .
История дня российского студенчества
12 ( 23 ) января 1755 года (день памяти святой мученицы Татианы и в день именин матери Ивана Шувалова ) российская императрица Елизавета Петровна одобрила прошение Ивана Шувалова и подписала указ об открытии Московского университета, ставшего одним из центров русской передовой культуры и общественной мысли в России.
По сохранившимся воспоминаниям, «Шувалов нарочно выбрал этот день для поднесения государыне проекта; на память Св. великомученицы Татьяны, была именинница мать его: он хотел обрадовать её новым назначением своим в должность куратора русского университета» .
Впоследствии в одном из флигелей старого здания университета была создана домо́вая церковь святой мученицы Татианы , а сама святая была объявлена покровительницей всего российского студенчества.
Праздник был установлен в 1850 году. Изначально в нём принимали участие лишь студенты Московского университета, впоследствии праздник распространился и на студентов других учебных заведений .
Уже к середине XIX века из праздника студентов и профессоров Московского университета Татьянин день фактически превратился в праздник российской интеллигенции .
Празднование дня студента в Российской империи было шумным и весёлым. Поначалу этот праздник отмечали только в Москве, но в нём принимал участие практически весь город. Начинался праздник с проведения молебна в университетской церкви, потом в присутствии статусных гостей проводились официальные церемонии в здании университета. До своей гибели Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной ежегодно посещал этот праздник. Существовало поверье, что если кто-то из студентов сможет заполучить цветок из букета, подаренного Великой княгине, то этот человек успешно сдаст экзамены .
Затем шумные и весёлые гуляния проходили по городу. Под студенческую «гулянку» француз Оливье , бывший хозяином « Эрмитажа », даже отдавал зал ресторана, где студенты и профессора отмечали праздник. После 9 часов вечера студенты перемещались в рестораны, расположенные ближе к Тверской заставе, « Яр » и «Стрельну». В этих заведениях в Татьянин день не обслуживалась обычная публика, не пели хоры. Из напитков подавали только водку и пиво, которые наливали прямо из бочонков.
На праздновании, как водится, выпивали. Но в этот день царские жандармы, встретив выпившего студента, не трогали его, а, напротив, предлагали свою помощь .
Известно, что адвокаты, окончившие юридический факультет московского университета, ежегодно отмечали Татьянин день в ресторане « Прага ».
После революции 1905 года студенты перестали посещать «Эрмитаж» и устраивать там шумные празднества. В 1910 году Татьянин день также был отмечен спокойно. Ближе к Первой мировой войне исторические кутежи стали сходить на нет .
В одном из своих шуточных фельетонов выпускник университета А. П. Чехов писал об этом дне: «В этом году выпили всё, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замёрзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди» . В. А. Гиляровский писал, что «никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. И полиция, — такие она имела расчёты и указания свыше, — в этот день студентов не арестовывала. Шпикам тоже было приказано не попадаться на глаза студентам» .
В 1910-е годы Московская городская дума предложила праздновать Татьянин день без алкоголя, заменив увеселительные заведения на антиалкогольный музей, располагавшийся у Никитских ворот .
Сохранилось описание празднования Татьяниного дня в 1918, в год закрытия университетской церкви . У студентов проходили вечеринки с концертами и танцами в столовой на Бронной улице. Профессура собралась в Круглом зале Правления университета на чаепитие за длинным столом, а затем ректор поехал к студентам, где его ждали. На студенческой вечеринке присутствовали наркомы Н. А. Семашко и А. В. Луначарский , поэт К. Д. Бальмонт .
После Октябрьской социалистической революции Татьянин день вспоминали уже редко. Только после открытия в 1995 году храма в честь мученицы Татианы при Московском университете этот праздник вновь ожил. С 2005 года 25 января отмечается в России как «День российского студенчества» .
Символичность праздника как студенческого подчёркивается совпадением с учебным календарём — 25 января является одновременно последним днём 21-й учебной недели , традиционным концом экзаменационной сессии первого семестра , после которой наступают зимние студенческие каникулы .
Несоответствие хронологии
День российского студенчества установлен 25 января в честь подписания указа об открытии Московского университета . В действительности университет основан 12 (23) января 1755 года . Дата 25 января является ошибочной и не соответствует общепринятой в научном мире хронологии .
У восточных славян
Другие названия
рус. Татьянин день, Татьяна Крещенская, Татьяна , Таньки крещенские .
Традиции
В день Татьяны Крещенской ставят свечи за успехи в учёбе. Мученице Татиане молятся в трудном учении и просвещении; святителю Савве молятся при разных недугах; иконе Божией Матери «Млекопитательница» молятся о помощи при родах, о кормлении молоком, при недостатке материнского молока, а также о здоровье младенцев. Считалось, что с иконы « Акафистная » защищают дом от пожара .
По морозу судили о погоде весной и летом . У восточных славян ещё в начале XX века в этот день женщины свивали клубки пряжи как можно туже и крупнее, чтобы кочаны капусты уродились тугими и крупными .
У крестьян было поверье, что женщина, родившаяся в этот день, будет хорошей хозяйкой: «Татьяна и каравай печёт, и половики по реке бьёт, и хоровод ведёт» .
Поговорки и приметы
- Когда солнце закатилось, хлебного каравая не починай, не то другой день свой почнёшь .
- Раннее солнце — ранние птицы .
- На Татьяну проглянет солнышко рано — к раннему прилёту птиц .
- Татьяна и каравай печёт, и половики на реке бьёт, и хоровод ведёт .
- Наша Татьяна и с воды пьяна .
- Если на Татьяну морозно и ясно — будет хороший урожай; тепло и метель — к неурожаю .
См. также
Комментарии
- Русская православная церковь празднует память мученицы Татианы Римской 12 января по юлианскому календарю . Разница между юлианским и григорианским календарями в XVIII веке составляла 11 дней. В XX—XXI веках эта разница составляет 13 дней.
Примечания
- ↑
- , с. 709—710.
- ↑ В. Руга, А. Кокорев. Москва повседневная. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 17. — 282 с. — ISBN 5-224-05095-2 .
- , с. 581–582.
- от 27 декабря 2013 на Wayback Machine // Sandoor.ru
- ↑ , с. 710.
- Для учебного года, начинающегося с 1 сентября.
- от 27 декабря 2013 на Wayback Machine // РИА Новости, 25 января 2003 года
- . Государственная дума (28 февраля 2005). Дата обращения: 8 марта 2021. 5 октября 2019 года.
- . Kremlin.ru. Дата обращения: 9 февраля 2022. 26 ноября 2021 года.
- «…в этом документе юлианские даты не переведены на григорианский календарь, а лишь соотнесены, сопоставлены с ним» … «…текст закона о памятных военных днях России ошибочен и противоречит и юридическому состоянию современной России, и всем тем историческим данным, которые приведены выше» ( Пчелов Е. В. // Отечественная война 1812 года: Источники. Памятники. Проблемы. Материалы IX Всероссийской научной конференции. Бородино. 4—6 сентября 2000 г. . — М. : Калита, 2001. — С. 222–230. )
- «…Такой подход является методологически неверным, противоречащим общепринятым правилам дифференцированного для каждого периода времени пересчёта дат с юлианского на действующий в настоящее время григорианский календарь…», «…В целях приведения датировки дней воинской славы России в соответствие с общепринятой в научном мире хронологией предлагается внести соответствующие изменения…» . Государственная дума (20 ноября 2001). Дата обращения: 9 февраля 2022. 5 октября 2019 года.
- , с. 40.
- , с. 13.
- , с. 457.
- ↑ , с. 70.
- , с. 634.
- , с. 71.
- , с. 22.
- , с. 69.
- , с. 115.
- , с. 157.
- , с. 154.
Литература
- Январь / Валенцова М. М., Плотникова А. А., Ясинская М. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 632–636. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
- Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири: (XVIII — первая половина XIX в.). — Новосибирск: Наука, 1975. — 349 с.
- Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный месяцеслов. — 691 с.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- Когинов Ю. Иван Шувалов: Татьянин день. — М. : АСТ , 1998. — ISBN 5-7632-0805-6 .
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 115.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
- Пушкарёв Л. Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII—XVIII веков. — М. : Наука, 1994. — 192 с. — ISBN 5-02-009755-1 .
- Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М. : Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8 .
- / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3 .
- Терентьева Е. Ю. // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. МГУ. — М. : МГУ, 2012.
- Капуста / Усачёва В. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 457–461. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 709—710. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8 .
Ссылки
- на сайте Православие и мир
- (pravoslavie.ru)
- 2020-06-28
- 1