Interested Article - Малый Эрмитаж
- 2021-04-26
- 1
Ма́лый Эрмита́ж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа . Построен в 1764—1775 годах архитекторами Ж.-Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном . Корпуса здания, выходящие на Дворцовую набережную и Миллионную улицу , являются связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем . Своё название получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи .
История строительства
В 1762 году даётся [ кем? ] указание разобрать ветхие дома Николая Головина и Корнелиуса Крюйса , а на их месте возвести конюшни для рейторских лошадей, сараи для карет и дровяной двор. Однако, согласно проекту Франческо Растрелли , Зимний дворец должен был иметь широкий обзор, в том числе — и с восточной стороны. Зодчий всё же представил свой проект новых сооружений , но его реализация затянулась. Возведение здания будущего Малого Эрмитажа, а также параллельно расположенных корпусов конюшни и Манежа с флигелем началось лишь в 1764 году под руководством Ю. М. Фельтена . Ядром композиции должен был стать « Оранжерейный дом » — павильон, выходящий на Дворцовую набережную , с простирающимся от него на юг висячим садом . Однако первой была возведена южная часть Висячего сада с павильоном, выходящим на Миллионную улицу (« Южный павильон »). В 1769 году достраивают и Северный павильон (проект разработал Валлен-Деламот , причём в павильоне был установлен подъёмный стол и созданы особые залы для проведения « Эрмитажей » (от фр. ermitage — место уединения). Строительные и отделочные работы были закончены в 1775 году с постройкой боковых галерей.
Северный павильон
История создания Малого Эрмитажа началась с идеи так называемого « Оранжерейного дома » с Зимним садом внутри с экзотическими растениями, где бы жили птицы и небольшие домашние «зверюшки». Французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот предложил проект двух павильонов: Северного (выходящего на берег Невы) и Южного, связанных на уровне второго этажа «висячим садом» под открытым небом. По обе стороны сада предполагалось устройство галерей для картин. Однако, проект долгое время «был на рассмотрении», и поэтому первой начали строительство южной части Висячего сада . Лишь в марте 1768 года в Москву, где тогда находилась императрица Екатерина II , была отправлена деревянная модель « каменной оранжереи » на апробацию и возвращена с замечаниями для архитектора Фельтена , руководившего строительными работами .
Фасад северного павильона здания Малого Эрмитажа (в то время просто «Эрмитаж», 1766—1769) выстроен по проекту Валлен-Деламота «в линию» с соседним зданием Зимнего дворца постройки Франческо Бартоломео Растрелли (1754—1762) в стиле «растреллиевского барокко». Французский архитектор проявил художественное чутьё и мудрость, композиционно связав разные по стилю здания: горизонтальные членения и ритм колонн «большого ордера» объединяют разностильные фасады . Два верхних этажа украшает портик из шести коринфских колонн и двух и двух скульптур — статуй Флоры и Помоны . Скульптор А. Панов создал мраморные статуи взамен деревянных в середине XIX века. Завершает здание аттик со скульптурной группой. В XVIII веке здание Малого Эрмитажа именовали «Ламотов павильон», по фамилии архитектора .
В интерьере Северного павильона с видом на Неву разместились центральный зал и два «кабинетика». В восточном находился подъёмный стол, который сервировался в нижнем этаже здания и посредством подъёмного механизма оказывался в зале (наподобие сохранившегося механизма в царскосельском Эрмитаже ). Несколько позднее название «Эрмитаж» и утвердилось именно за этим зданием (от фр. ermitage — место уединения). Здесь после дневных забот в кругу немногих близких людей (не более 15 человек) императрица любила уединиться, поиграть в карты, отобедать. Но самым большим сокровищем Эрмитажа стали картины и скульптура , приобретаемые Екатериной II, ставшие основой коллекции будущего музея . Стены всех помещений были украшены картинами в несколько ярусов.
В южной части павильона, где теперь в полу размещена копия античной мозаики, находился зимний сад , в центре которого стояла статуя. На балюстраде верхнего яруса сада в декоративных кадках красовались померанцевые и миртовые деревья. Наличием зимнего сада и объясняется первоначальное название павильона — « Оранжерея », как значится в архивных документах. Убранство интерьеров дополняли хрустальные люстры. В Северном павильоне Малого Эрмитажа находится Павильонный зал , созданный в 1850-х годах А. И. Штакеншнейдером . Там же сейчас находятся знаменитые часы «Павлин» .
-
Эдуард Гау . Северный кабинет
-
-
Кабинет Кваренги
Известные жильцы
Под Павильонным залом находились служебные квартиры, которые в разное время занимали:
- На первом этаже постоянно квартировал начальник дворцовой стражи, так называемый «майор от ворот»;
- Первая четверть XIX века — обер-гофмаршал Кирилл Нарышкин ;
- До 1850 — хранитель эрмитажных коллекций Франц Лабенский ;
- С 1859 по 1873 — обер-гофмаршал Андрей Шувалов . На первом этаже находились приёмная, кабинет, гостиная, спальня и канцелярские помещения; в антресольном этаже — столовая, гостиная, кабинет супруги , спальня, комнаты горничной; в подвальном этаже — людские , комнаты камердинера , официанта и т. д. ;
- С 1899 по 1909 — директор Императорского Эрмитажа Иван Всеволожский ;
- С 1910 по 1918 — директор Императорского Эрмитажа Дмитрий Толстой .
Южный павильон
Выходящий на Миллионную улицу Южный павильон Фельтен решил, соединив уходящее в прошлое барокко и нарождающийся классицизм. Отделка первого этажа повторяет мотивы обработки фасада Зимнего дворца. Два следующих этажа архитектор расчленил пилястрами и украсил барельефными панно. В 1840—1843 годах В. П. Стасов надстроил четвёртый этаж. В Южном павильоне были устроены квартиры. Так, с 1858 года в антресолях первого этажа жила В. А. Нелидова .
Научная библиотека Эрмитажа
Научная библиотека Эрмитажа (Библиотека Зимнего дворца) — составная часть Государственного Эрмитажа , однин из его научных отделов. Осннованная в 1762 году Екатериной II , является крупнейшей в России и одной из старейших музейных библиотек искусствоведческого профиля.
Висячий сад
Ещё до возвращения из Москвы императрицы Екатерины II в 1763 году было дано указание о постройке при новом дворце Висячего сада. В 1764 году начались в спешном порядке работы по возведению этого уникального сооружения и уже в 1766 году в построенной южной части были высажены деревья и кустарники. С 1769 года по бокам сада начинают возводить картинные галереи. Планировка сада определялась конфигурацией нижележащих помещений — сараев для хранения дров . В 1841 году эти сараи и сам сад были перестроены Василием Стасовым
Манеж и конюшни
В 1840-х годах в период реконструкции Малого Эрмитажа архитектор Василий Стасов перестраивает помещения, находящиеся под Висячим садом . Здесь, между Южным и Северным павильонами появляются Манеж, конюшни и каретный сарай. Заново возводятся опорные каменные аркады на мощных столбах, совершенствуются своды перекрытий над залами. В Манеже большепролётные своды опираются на мощные столбы, по периметру в уровне антресольного этажа устроена галерея. В конюшнях своды опираются на гранитные колонны. Во вновь устроенных подвалах размещают прогрессивную систему отопления — Аммосовские печи . Тёплый воздух также поступал в шанцевые своды , которые были запроектированы между сводами перекрытий первого этажа и Висячим садом. Строится оригинальная система канализации, которая в 1870-х годах совершенствуется Штакеншнейдером . В конюшнях были установлены гранитные поилки для лошадей, создана система водоснабжения.
В 1931 году администрация Эрмитажа, пытаясь решить финансовые затруднения, сдала в аренду конюшни и Манеж Кавалерийской школе Осоавиахима . В период 1938—1940-х годов главным архитектором Эрмитажа Александром Сивковым велась реконструкция Манежа и конюшен под выставочные залы. Пол в этих залах был сделан наливным, мозаичным. Ворота конюшен были демонтированы, также частично изменены сами проёмы первого этажа. После войны до 1958 года в бывших конюшнях экспонировался фриз Пергамского алтаря , вывезенного из Берлина . Мраморные горельефы монтировались на специальный подиум, устроенный по периметру зала.
До 2014 года в бывших манеже и конюшнях размещалось хранилище музея, в декабре 2014 года залы приняли первых посетителей, а хранение переехало в Старую Деревню . С 2016 года со стороны Шуваловского проезда устроен дополнительный вход в Эрмитаж .
Сивковский переход
В центре здания устраивается сквозной проход на уровне антресоли первого этажа, который позволил связать первые этажи Зимнего дворца (через зал Древнего Египта) и Нового Эрмитажа . Переходы между зданиями имеют сплошное остекление с двух сторон и достаточно нарядный классицизированный облик. Ступени, пол и стены отделаны каррарским мрамором , который был сюда перенесён из бывшей купальни императора Николая II в Зимнем дворце . Тёмная галерея-переход в здании оформлена весьма лаконично. Пол перехода набран из цементных плиток двух цветов, гладкие стены с лёгким карнизом, на который опираются своды, покрыты краской Карминового оттенка. Двери сделаны из красного дерева и ведут на балконы, откуда открывается вид на вновь устроенные залы.
Примечания
- Б. Ф. Растрелли. Генплан Зимнего дворца 1762 г. (Национальная библиотека в Варшаве)
- РГИА , ф. 467, оп. 2 (73/187), д. 111, л. 94-97
- Эрмитаж. История и архитектура зданий. — Л.: Аврора, 1974. — С. 188—189
- Власов В. Г. . Русский классицизм и его источники // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 122—124
- . А. В. Сивков. Дворцы Эрмитажа в советский период.. — СПб. : Гос. Эрмитажа, 2018. — С. 142. — 550 с. — ISBN 978-5-93572-788-8 .
- Архив ОИРПА ГЭ . Ф. 2. Оп. 2. Д. 19. Л. 1
- РГИА , ф. 469, оп. 11, д. 169, л. 77-78; д. 189, л. 1; Ф. 485, оп. 2, д. 315, л. 2.
- . Дата обращения: 24 апреля 2019. 24 апреля 2019 года.
- . Дата обращения: 10 ноября 2018. 10 ноября 2018 года.
- С. Ф. Янченко. А. В. Сивков. Дворцы Эрмитажа в советский период.. — СПб. : Гос. Эрмитажа, 2018. — С. 235. — 550 с. — ISBN 978-5-93572-788-8 .
Литература
- В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского /. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. — Л. : Стройиздат , Ленинградское отделение, 1989. — С. 313. — 560 с. — ISBN 5-274-00375-3 .
- А. Н. Петров, Е. А. Борисова, А. П. Науменко и др.; Гл. ред. Г. Н. Булдаков 4-е изд. /. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л. : Стройиздат , Ленинградское отделение, 1976. — С. 62. — 574 с.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- Ю. М. Пирютко. . Энциклопедия Санкт-Петербурга . Дата обращения: 2 февраля 2012.
- 2021-04-26
- 1