Блондель, Энтони
- 1 year ago
- 0
- 0
Николя-Франсуа Блондель ( фр. Nicolas-François Blondel , 15 июня 1618 , Рибмон , Пикардия — 21 января 1686 , Париж ) — французский архитектор и дипломат, бригадный генерал . Военный и гражданский инженер, математик, строитель фортификационных сооружений. Автор знаменитого «Курса архитектуры». Один из крупнейших теоретиков классицистической архитектуры эпохи «большого стиля» короля Людовика XIV . Один из участников « Спора о древних и новых ». Имел прозвание «Блондель Старший».
Старшего Блонделя называли ещё Великим Блонделем ( Le Grand Blondel ), дабы выделить его среди других членов выдающейся династии французских архитекторов . В его честь получили название блонделевские рамы . Племянником Франсуа Блонделя Старшего был архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот , работавший в России. Другой племянник — Блондель, Жак-Франсуа , прозванный Младшим.
Блондель родился в семье придворного чиновника. Его отец, Франсуа-Гийом Блондель, был успешным адвокатом и дважды избирался мэром Рибмона. Мать, Мари де Лун, принадлежала к известному дворянскому роду. Никола Франсуа изучал инженерное дело, военное строительство и математику. Знал несколько языков. Участвовал в Тридцатилетней войне.
В 1640 году кардинал Ришельё поручил Блонделю дипломатические миссии в Португалии, Испании и Италии, что дало ему возможность на местах изучать системы военных укреплений этих стран. Был комендантом Паламоса (Испания). Из Италии Блондель вернулся с глубокими познаниями в математике, и, возможно, именно во время этой поездки он встретил Галилео Галилея , и, как утверждал сам Блондель, многому у него научился. Впоследствии Блондель стал одним из первых французских сторонников открытий Галилея .
В 1647 году Блондель командовал артиллерией морской экспедиции против испанцев в Неаполе . Вышел отставку в 1652 г. В течение последующих двух десятилетий в качестве воспитателя Блондель сопровождал молодых аристократов, в том числе сыновей Ж.-Б. Кольбера , в путешествиях по многим странам и городам Европы, что помогло ему в изучении истории архитектуры.
В 1656 году Блондель читал лекции по математике и фортификации в Королевском коллеже (Collège Royal). В 1657—1663 годах кардинал и первый министр Франции Мазарини отправил его в дипломатические миссии в Италию, Египет, Грецию, Турцию, Германию, Польшу, Ливонию и в Россию. В 1659 году во время плавания в Константинополь Блондель, как он позднее вспоминал, увидел акведук «в месте, которое называют Белградом, который своим величием, высотой и великолепием своей конструкции ничем не уступает мосту Пон-дю-Гар» . В том же году Блондель был назначен посланником в Копенгаген, и занимал этот пост до 1663 года, когда его отозвали во Францию.
В следующем 1664 году Кольбер назначил Блонделя «Королевским морским инженером» (Ingénieur du Roy pour la Marine). В его обязанности входило изучение укреплений гаваней в Нормандии, Бретани и на Антильских островах. Собранные материалы позднее Блондель представил в Академию наук. В 1669 году Блондель был принят в Академию наук в качестве геометра (картографа). В том же году ему был поручен проект реконструкции Парижа, а также план расширения города, который он выполнил в 1676 году в сотрудничестве со своим учеником Пьером Булле . План, известный в истории градостроительства как «План Булле и Блонделя» (Plan de Bullet et Blondel), предполагал устройство пояса больших бульваров на правом берегу Сены вместо валов, снятых с эксплуатации в 1670 году. В ходе работ по проектам Франсуа Блонделя по линии старых крепостных стен были возведены ворота Сен-Бернар и Сен-Дени (1671—1673) . В основу этих построек положена композиция древнеримской триумфальной арки.
31 декабря 1671 года в Париже была основана Королевская Академия архитектуры . Король по предложению Кольбера назначил Блонделя директором академии. Секретарём стал А. Фелибьен . Главной задачей академии, вначале состоявшей всего из восьми постоянных членов, было создание теории и практики национальной архитектуры, которую Франция могла бы с успехом демонстрировать в Европе. С 1670 года и до своей смерти в 1686 году Блондель был занят организационными делами, преподаванием и работой над теорией архитектуры.
Главное сочинение Франсуа Блонделя, с которым он вошёл в историю архитектурной науки, стал «Курс архитектуры» (Cours d’Architecture), издававшийся в 1675, 1683, 1685, 1688 и 1698 годах. Курс представляет собой материалы чтений, которые дважды в неделю Блондель проводил перед членами Академии. Основой своей концепции Блондель сделал рационализм и прагматизм, метод точного математического расчёта «идеальных пропорций» здания безотносительно к какому-либо архитектурному стилю . «Подражание Риму в наше время неуместно», — утверждал Блондель, подчёркивая, что основы классицизма лежат не в подражании греческой или римской классике, а в рациональной структуре архитектурной композиции .
В пятой книге «Курса архитектуры» он писал: «Нам приятно смотреть на некоторые соотношения тех готических зданий, красота которых, очевидно, возникла из симметрии и пропорции между целым и частями и внутри отдельных частей и видна, невзирая на скрывающие её безобразные украшения… При тщательном изучении этих глыб мы открываем в них те же пропорции, что и в строениях, воздвигнутых по всем правилам зодчества» . Гармонию пропорций в архитектуре Блондель соотносил с гармонией музыкальных интервалов. В дальнейшем подобное понимание гармонии стало характерным именно для французского классицизма эпохи Просвещения и получило наименование «вневременнóго понимания красоты».
Против такого понимания классицизма выступил К. Перро , приверженец исключительно новой французской архитектуры. Дискуссия между этими архитекторами составляет интересную страницу истории французской эстетики . Вопрос о предпочтении античного либо современного стиля, постепенно вылившийся в спор о достоинствах классицизма или барокко получил название: « Спор о древних и новых » (Querelle des anciens et des modernes). В иллюстрациях трактата Блонделя, тем не менее, присутствуют не только классицистические, но и барочные мотивы, что отражает вкусы его времени, «большого стиля» Людовика XIV, соединяющего элементы классицизма и барокко.