ФК «Пари Сен-Жермен» в сезоне 2022/2023
- 1 year ago
- 0
- 0
Габриель Жермен Бофра́н ( фр. Germain Boffrand ; 16 мая 1667 , Нант — 19 марта 1754 , Париж ) — французский архитектор , рисовальщик и художник- декоратор . Историк и теоретик архитектуры. Ученик Жюля Ардуэн-Мансара , он был одним из главных создателей стиля французского Регентства в архитектуре, а в оформлении интерьера — стиля рококо . В «архитектурных экстерьерах он придерживался монументального классицизма позднего барокко с некоторыми новшествами в пространственной планировке, которые были исключительными для Франции, что послужило распространению французского стиля Людовика XV по всей Европе» .
Жермен Бофран был членом большой семьи потомственных художников . Его дед — Матюрен Бофран, живописец и скульптор в бывшей коммуне Машкуль (Machecoul) на Западе Франции. Отец — Жан Бофран, скульптор и архитектор в Нанте . Жермен Бофран был вторым сыном в семье из двенадцати детей. В ранней юности он участвовал в строительных работах своего отца. Как и старший брат Гийом подростком он поступил в Нантский университет , чтобы стать магистром искусств.
Жермен приехал в Париж в 1681 году в сопровождении матери, сестры поэта Филиппа Кино (Quinault). Первое засвидетельствованное упоминание о Бофране в Париже датируется 19 сентября 1685 года, когда он вместе с матерью присутствовал на свадьбе старшей дочери Филиппа Кино с выдающимся живописцем Шарлем Лебреном . Вначале Бофран изучал скульптуру в мастерской Франсуа Жирардо , однако четыре года спустя перешёл к архитектору Жюлю Ардуэн-Мансару . Его дядя, Филипп Кино, ввёл его в число посетителей модных литературных салонов французской столицы и познакомил с потенциальными заказчиками среди парижской аристократии и при королевском дворе. С 1689 года Жермен Бофран был занят на работах в Ведомстве королевских построек (Bâtiments du Roi) под руководством Мансара, в частности на строительстве Оранжереи Версальского дворца и в Париже на проектировании Вандомской площади , где Боффран был среди рисовальщиков, ответственных за детали проектов (1686) .
В 1709 году Бофран был принят в члены Королевской академии архитектуры . Архитектор занимался преимущественно заказами аристократии и городской буржуазии, для которых он возводил загородные дома и особняки в Париже (отель Лебрен, отель Амело, отель де Вильяр и другие). С 1709 и до 1740 года занимался также оформлением интерьеров различных парижских зданий — например, малого Люксембургского дворца, Гран-арсенала и Oтеля Субиз . В 1711 году он был назначен архитектором герцога Лотарингского. Герцог Леопольд I Лотарингский решил восстановить свой замок Люневиль , который позднее прозвали «Лотарингским Версалем». Архитектор Бофран отвечал также за строительство замка Ольнуа для семьи Армуаз и замка Аруэ для семьи Бово-Краон. Ж. Бофрану принадлежит также авторство эскизов для дворца в Коммерси (1708, Лотарингия). В 1732 году Бофран был назначен королём Людовиком XV генеральным инспектором мостов и дорог. Бофран разработал планы по перестройке и очистке района Ле-Аль (Les Halles), принял участие в конкурсе на площадь Людовика XV (позднее Площадь Согласия ). Он построил новую больницу для подкидышей на острове Сите (1748, впоследствии разрушена). Он также работал в больницах Сальпетриер , Бисетр , Отель-Дьё . В 1742 году, после смерти Жака Габриэля (Жака V Габриэля), он заменил его на посту первого инженера короля (Premier ingénieur du roi).
Бофран окружил себя многими художниками, такими как парижский скульптор Франсуа Дюмон . Он также построил фонтан и охотничий домик в садах замка курфюрста Баварии Максимилиана II Эммануила и работал с Бальтазаром Нoйманом в 1724 году в резиденции в Вюрцбурге (Бавария).
10 января 1745 года Бофран стал членом Лондонского королевского общества . Среди архитекторов, прошедших обучение в его ателье, были Франсуа Доминик Барро де Шефдевиль, Шарль-Луи Клериссо , Пьер Патт и Эммануэль Эре де Корни , строитель ансамбля площадей в Нанси . Два сына Бофрана работали в его мастерской, оба умерли молодыми в 1732 и 1745 годах.
Альбомы с рисунками архитектора не сохранились. Жермен Бофран умер в Париже в 1754 году в возрасте 86 лет.
Жермен Бофран, сотрудник Жюля Ардуэн-Мансара , был одним из главных архитекторов стиля французского Регентства в архитектуре, а в оформлении интерьера — стиля рококо . Своими проектами Бофран способствовал внедрению «стиля рокайля», интегрировав его в архитектуру «большого стиля» конца правления Людовика XIV , в которой доминировали элементы классицизма , что само по себе кажется невероятным. Ведь стиль рококо деструктивен и архитектоничен по природе и связать его с предыдущей стадией развития французской архитектуры было весьма сложным делом. Стремясь сохранить классическую монументальность, Бофран ограничивал действие орнамента рокайля внутренними помещениями, создавая новую пространственную концепцию, а контраст экстерьера и интерьеров оставляя своеобразным сюрпризом для посетителей здания. Именно такое впечатление производит общая композиция и интерьера Отеля Субиз , где Бофран после 1709 года сменил главного строителя Пьера-Алексиса Деламера .
Жермен Бофран является также одним из теоретиков архитектуры. В 1743 году было опубликовано его сочинение «Конная статуя Людовика XIV» ( La figure équestre de Louis XIV… ), а в 1745 — «Книга об архитектуре» ( Livre d’Architecture ), сочинения, в которых он на французском и латинском языках развивает идеи новой Эстетика эстетики французской архитектуры и приводит награвированные чертежи некоторых своих сооружений. Его работы популяризировали французский вкус в Европе. Последний трактат был переиздан в 1753 году его учеником Пьером Паттом .
Творчество Бофрана, прежде всего его работы для курфюрста баварского и архиепископов Майнцского и Вюрбургского, оказало значительное влияние на распространение стиля рококо за пределами Франции, в том числе на формирование прусского, или фридерицианского, рококо .