Interested Article - Аргунов, Иван Петрович

Ива́н Петро́вич Аргуно́в ( 1729 1802 , Москва ) — русский живописец , мастер портрета .

Биография

Родился в семье крепостных графа А. М. Черкасского , позже отошедших к графу Петру Борисовичу Шереметеву в качестве «приданого» его жены Варвары Алексеевны. Воспитывался в семье дяди, С. М. Аргунова.

Учился портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Георга Христофора Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе .

Аргунов, помимо живописного, имел и педагогический талант. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны , к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (директор Академии художеств ), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков) (академик). Живописи обучал он также и крепостных графа Николая Петровича Шереметева из села Белого Кашинского уезда .

Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла , ставшего архитектором, и Якова и Николая , будущих живописцев.

Творчество

И. П. Аргунов работал в Москве, в Петербурге, в пригородах — Останкино , Кусково .

В 1750 году молодой художник пишет парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», а в 1754 парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской» Одна из ранних работ Аргунова — «Умирающая Клеопатра» (1750), написанная в стиле академического рококо .

Автор целого ряда превосходных парадных и камерных портретов. Известность Аргунову принесли портреты петербургской знати, например, П. Б. Шереметева. Художник не идеализирует внешность модели, он смело передаёт и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.

Расцвет творчества Аргунова приходится на 1760—1770-е годы, когда он создает множество портретов парадного, полупарадного и камерного типов . В 1762 году И. П. Аргунов получил ответственный заказ — создание портрета императрицы Екатерины II . Портрет выполнен в традициях парадного портрета. Монаршая особа показана в подчёркнуто театральной позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Аргунов тщательно выписывает пышный антураж: фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии и другие детали.

Одними из лучших произведений мастера по праву считаются камерные парные портреты К. А. Хрипунова и его супруги. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Укрупнённое изображение моделей в интимной обстановке создаёт особую близость героев зрителю.

Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Девочка держит развёрнутую на зрителя гравюру с изображением её недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны.

К наиболее часто воспроизводимым работам И. П. Аргунова в цветной полиграфии относится « Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме ». Это полотно — первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывшим в крестьянках способность к высоким чувствам . Плавные формы фигуры модели и её лица, словно светящегося изнутри, написаны чуткой, нежной и мудрой кистью. Царственная осанка, гордая шея, исполненный достоинства взгляд, праздничный сарафан и весящий над светлым лбом подобно короне кокошник делают её идеальным образом русской женщины .

С 1788 года Аргунов практически не работал как живописец, а занимался управлением московского дома Шереметевых. При его участии происходило строительство дворца-театра в Останкино . Умер в Москве в 1802 году.

Галерея

Примечания

  1. ГАТО. Ф. 316. Оп. 2. Д. 12. Л. 211об. Ревизская сказка Кашинского уезда 1762 года.
  2. . Дата обращения: 2 марта 2015. 24 сентября 2015 года.
  3. Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 18. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4 .
  4. 8 июля 2016 года.

Литература

Ссылки

  • Artvibrations Архив:
Источник —

Same as Аргунов, Иван Петрович